Азия наращивает потенциал в области боевых субмарин

17.03.2020 Военный обозреватель Александр Артамонов, телеканал "Большая Азия" 1
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский». Фото с сайта: https://fishki.net

Не удивить опытного читателя и информацией о мощных армиях и военно-морских флотах Индии и Китая, с которыми Россия успешно сотрудничает.

Тем не менее, существует такое интересное и не стремящееся к огласке направление военной деятельности, как подводный флот. Именно он является обязательным и непреложным признаком «державности», то есть способности не только постоять за себя, но и нанести противнику урон, делающий бессмысленным само развязывание войны с обладающим боевыми субмаринами противником.

Турция.jpg

Подводная лодка Турции. Фото с сайта: static1.therichestimages.com

Удивительно, но в составе 15-ти сильнейших по численности и вооружению подводных флотов мира значится ряд азиатских стран, а именно в порядке возрастания – Турция (12 единиц), Индия (15), Республика Корея (17), Япония (18), Иран (24), КНР (54) и КНДР (71).

Владимир Мономах.jpg

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах». Фото с сайта: https://fishki.net/

Для сравнения, у России – не менее 70 подлодок, большая часть из которых относится к современным, а то и новейшим разработкам, как атомного — 47 АПЛ, так и дизель-электрического классов. Конечно, в области овладения, не говоря уже о самостоятельной разработке и поддержании в состоянии эксплуатационной годности – атомной энергетикой, на Азиатском континенте овладели подобными прикладными знаниями только Китай и Индия (да и то с существенными оговорками). 

Китай.jpg

Подводная лодка КНР. Фото с сайта: static1.therichestimages.com

КНР, безусловно, взял курс на наращивание своего подводного флота при его одновременной модернизации. Причём его «скрытный флот» обладает атомными реакторами (10 атомоходов с баллистическими ракетами, в основном, проекта 094, оснащённых каждый 12 баллистическими ракетами большой дальности JL-2). В деле строительства классических, а не атомных субмарин, Пекин использует достаточно современные силовые установки, в том числе, и воздухонезависимого типа. Здесь успех страны настолько велик, что Китай даже предлагает свои подлодки менее богатым и технически развитым соседям (например, Бангладеш или Мьянме, которые рассматривают возможность приобретения дизель-электрических субмарин проекта Ming 034, а также контракт с Пакистаном на поставку подлодок проекта S20 на основе типа 039А Yuan).

Индия.jpg

Подводная лодка Индии. Фото с сайта:  static1.therichestimages.com

В том, что касается Индии, вряд ли можно говорить о возможностях в области атомных технологий, сопоставимых с Китаем. Но, во многом основываясь на передаче советских, а потом и российских технологий (впрочем, как и Китай), индийцы всё же сумели создать свой собственный подводный атомоход – INS Arihant. Причём ноу-хау в области ракетных технологий (ракеты морского базирования К-4 с дальнобойностью порядка 3500 км) позволяет этой стране владение полноценными единицами ядерного сдерживания – ракетоносцами океанского класса. Помимо «Ариханта», это ещё и «Чакра» (на основе российской К-152 «Нерпа»). Кроме того, у Индии существует и немалый флот дизель-электрических субмарин достаточно современного класса (большая часть не старше 20-25 лет). 

КНДР.jpg

Подводная лодка КНДР. Фото с сайта:  static1.therichestimages.com

А вот существование подводного флота КНДР, входящего в пятёрку самых многочисленных в мире, оказалось неприятным сюрпризом для весьма многочисленных военных аналитиков. Как относительно недавно выяснилось, Пхеньян обладает не-атомными ракетоносцами с ракетами морского базирования, дальность полёта которых может быть и не превышает 500 километров, но тем не менее, представляет существенную угрозу для потенциальных противников этой страны. Дело в том, что радиус действия корейских подлодок равен приблизительно 3 тысячам километров. Что позволяет подойти к самой границе территориальных вод для нанесения ракетного удара даже в том случае, если государство-цель находится по другую сторону океана. В настоящее время КНДР работает над снижением шумности своих подлодок.

Вьетнам.jpg

Подводные лодки Вьетнама. Фото с сайта: www.wrk.ru


Существует также ряд стран, которые «великие мира сего» ещё в начале текущего века мало принимали во внимание с точки зрения мощи подводных флотов «малых азиатских тигров». Речь идёт о тех же Филиппинах, Пакистане, Таиланде, а также Сингапуре, Вьетнаме, да и Малайзии, которые успешно закупили и эксплуатируют субмарины различных проектов. Так, в Индонезии число субмарин достигло 8, а в 2024 г. должно составить 10 единиц. У Сингапура 4 подлодки, а у Малайзии – 2. 

Малайзия.jpg

Подводная лодка Малайзии. Фото с сайта: deepstorm.ru

Вьетнам, например, имеющий определённые разногласия с Поднебесной по эксплуатации полезных ископаемых в шельфовой зоне и территориальной принадлежности некоторых отмелей и островов, уже заявил о своём твёрдом курсе на отстаивание стратегических государственных интересов как на суше, так и на море.

Индонезия.jpg

Подводная лодка Индонезии. Фото с сайта: www.straitstimes.com / AGENCE FRANCE- PRESSE

Интересно направление развития мысли корабелов в Иране. Там, помимо 600-тонной субмарины Fateh, оснащённой, согласно местным источникам, самыми современными видами оружия, существует и программа производства подлодок-малюток водоизмещением около 120 тонн, в чём-то напоминающих российские подлодки «Пиранья». Речь идёт о сверхмалых Ghadir-942 (5 членов экипажа). Несмотря на «несерьёзные» габариты, такие плавсредства способны эффективно заблокировать Персидский залив в случае необходимости.

Иран.jpg

Подводный флот Ирана: static1.therichestimages.com

Из ближайших к России стран, обладающих пусть ограниченными, но интересными возможностями в области подплава, можно смело назвать Турцию, которая в конце 2019 года спустила со стапелей на военно-морской судоверфи Гёльджюк новейшую дизель-электрическую субмарину «Пири Реис» немецкого проекта (разработка ThyssenKruppMarine Systems, на основе проекта «Тип-214»). Этот головной в серии подводный корабль будет окончательно готов в 2022 году. Конечно, 6 подлодок этого класса, которые приобретает Турция, хоть и выпускаются на местной судоверфи, всё же являются немецкой разработкой. Но Турция явно стремится к наработке знаний в этой области, а в дальнейшем, по примеру других азиатских государств, к началу собственного производства.

Турция 1.jpg

Спуск на воду турецкой «Пири Реис». Фото с сайта: www.aravot-ru.am

В общем, Азиатский континент перестал быть носителем устаревших технологий, передаваемых ему «старшими братьями» из Европы. Теперь у местных инженеров ряда государств уже хватает компетенции для самостоятельной если не разработки, то во всяком случае, доработки субмарин-производных от западных и российских образцов. Похоже, что Азия всё ближе подходит к полному овладению собственным морским пространством вокруг континента, а Китай уже несколько лет предпринимает дальние морские трансокеанские походы своих атомных подводных лодок.

КНДР Ким Чен Ын на подводной лодке.jpg

Руководитель КНДР Ким Чен Ын на подводной лодке. Фото с сайта:  static1.therichestimages.com

7:07 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+
7:35 В отрыв. Дубай. 12+
8:00 Новости 12+
8:10 Озёра на вершине мира. Китай 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония