Выбор читателей
Тофалары – один из самых малочисленных народов России
05.07.2019 Валерий Ветров 1
Некогда тофалары считались одной из самых больших самобытных народностей, но так уж получилось, что еще до покорения Сибири русскими они превратились в «народ-осколок». Сегодня тофаларов в России насчитывается всего-то несколько сот человек – по разным данным примерно 700-800.
В 1930-х годах для представителей этой народности были построены три поселка – Нерха, Алыгджер и Верхняя Гутара. Поэтому многие ее представители и стали вести оседлый образ жизни, хотя пастухи так и остались «таежными братьями» – они, как и прежде, кочевали вместе с оленьими стадами. Не сидели на месте и охотники – они надолго покидали свои жилища, когда начинался промысловый сезон. С русским народом взаимоотношения тофаларов со временем стали теснее – постепенно стали даже образовываться смешанные семьи.
Фото: supersnimki.ru
Традиционное жилье тофа – чум на шестах. Летом он покрывался вываренной берестой, а зимой – шкурами марала или лося. Соединялись конструкции жилища преимущественно с помощью сухожилий животных. Однако с переходом к оседлому образу жизни тофалары стали строить срубные избы по такому же типу, что и русские.
Основные продукты питания этого малочисленного народа – вареное мясо диких животных. Но прежде в пищу шло и сырое мясо – как парное, так и замороженное. Из последнего делалась строганина. Однако строго настрого запрещалось употреблять в пищу сырое мясо медведя. Также в рационе тофа частенько присутствовала речная рыба. Основной напиток – молоко. Его получали путем доения оленух. Затем молоко кипятили и пили разбавляя водой. Дети тофаларов росли на оленьем молоке, которое в теплое время употреблялось в пищу в свежем виде, а зимой его замораживали. Для этого женщины всю осень постепенно заполняли подготовленную брюшину крупного зверя оленьим молоком, а когда наступали холода ее содержимое замораживалось. Зимой мешки с молоком разрубали топором на части и давали детям, из-за чего, говорят, щеки тофаларких детишек всегда были красными. Также говорят, что у них никогда не было частых простудных заболевания – например, ангины.
Фото: norr.wordpress.com
Сырую воду тофалары не пили – ее обязательно кипятили. Не пекли они и хлеб – вместо него приготавливались лепешки из ржаной муки. Также в пищу часто употреблялась так называемая болтушка из муки, которую по вкусу подсаливали.
До сих пор в образе жизни у тофаларов сохраняются черты родового быта, а сами они считают, что все кровные роды – нёны – происходят от единого предка. В роду семьи объединялись между собой, в их общей собственности находились олени, промысловые орудия и утварь.
Фото: lunalife.ru
Таежная охота во все времена считалась основой традиционного хозяйства. Она велась преимущественно на белку, соболя, лисицу, бобра, выдру, лося, марала. Также тофалары занимались оленеводством, кузнечным делом и обработкой дерева. Они изготавливали на продажу берестяные поделки, курительные трубки, меховые унты, лыжи, седла, всевозможные сумки, кошельки, шкатулки. Многие поделки отделывались кастаринским камнем. Кстати, этот камень – уникальный в своем роде, так как его происхождение ученые до сих пор не могут объяснить. Но тофалары-то знают – это священный камень, поэтому и относятся к нему как к оберегу, для них это амулет, который сбережет в трудные годы.
Летом тофалары уходили на охоту – бить белку, а зимой основной промысел плавно «перекочевывал» в кедровники – там собирались орехи, и там же добывался крупный зверь.
Существовал у тофаларов и свой обычай прощания с умершими в период кочевок. Когда кто-то умирал, то делался сруб из трех бревен. Умершего на него укладывали, оставляя ему оленя, седло, посуду, продукты. Считалось, что покинувший этот мир человек на своем ездовом олене отправится в новый мир – мир умерших предков.
Фото: nazaccent.ru
Рождение ребенка во время кочевки было обычным явлением, поэтому женщинам даже отдыхать не полагалось – практически сразу после родов им вменялось сразу же приступить к своим обычным обязанностям. А если появлялись какие-то сложности со здоровьем, то решить их помогли шаманы – они были и врачами-акушерами, и психотерапевтами. Отваривали травки от разных хворей – ими и лечили.
Интересный факт: кочевая жизнь заставила этих людей общаться друг с другом с помощью рисунков на деревьях. Сначала на дереве делался широкий затес, а затем на него углем наносились рисунки – жилищ, различных животных, шаманов и т.д. На этих своеобразных картинах на деревьях изображалось очень многое из того, что случалось в пути кочевника: начиная от охоты и заканчивая дружественным чаепитием с другим охотником, встреченным на пути. Через некоторое время на рисунки наплывала смола – она надежно сохраняла их от непогоды.
Фото: fs.photounion.ru
Тофалары кроили свою одежду одинаково для мужчин и женщин. Основным материалом служили оленьи шкуры. Из них же шилась и обувь. Летом мужчины надевали суконный кафтан с рукавами, зауженными к запястьям, а женщины, уже после того, как состоялось знакомство тофаларов с русскими, стали носить ситцевые и шелковые платья. В целом же одежда этого народа была хоть и примитивной, но довольно удобной. Нитками для шитья служил конский волос из гривы. Большое значение в одежде придавалось поясу. Обычно его шили из шелка или атласа. Пояс мог быть любого цвета, но только не белого. На охоту непременно одевались кожаные пояса.
Женщины украшали себя бусами, кольцами, перстнями, серебряными и медными браслетами, однако золото тофалары обрабатывать не умели – золотые украшения они приобретали у бурят за пушнину.
ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ
12:07 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+
12:35 Танцуя по свету. Узбекистан 12+
13:00 Новости 12+
13:10 Островные истории. Чеджу 12+
Интересное
Получайте лучшие новости от Большой Азии
Подпишитесь на рассылку последних новостей.