Нагаленд: охотники за черепами
27.03.2018 Олег Мироненко 1Издавна в горах Нагаленда проживали воинственные племена, которые наводили ужас на соседей. Считается, что большинство из них ведут свою родословную от тибето-бирманских племён. Согласно местной легенде, люди прибыли в Бенгальский залив с островов Борнео и Суматра на больших деревянных пирогах, а оттуда добрались до северо-восточных нагорий. Современное население штата Нагаленд по индийским меркам небольшое, около двух миллионов человек. Основное занятие — лесозаготовка и сельское хозяйство.
Люди нага, мало интересующиеся проблемами границ, считают себя коренным населением. Учёные до сих пор не разобрались в этимологии названия народности. Кто-то считает, что слово «нага» в давние времена соответствовало слову «змея», другой вариант — «демон с головой человека и хвостом змеи». Ещё вспоминают о «Географии» Клавдия Птолемея, где есть упоминание о неких «нанга лога» — диких людях, живших на территории современного Нагаленда. Есть и такие, кто лукаво не мудрствует и считает нага «жителями гор». Кроме того, в одном из местных диалектов обнаруживается слово «нока», то есть «юноша», «воин».
Воины Нагаленда. Индия. Фото: Caisii Mao/ТАСС
Предки нынешних нага считались очень воинственным племенем. Они постоянно принимали участие в приграничных конфликтах. Город Кохима — столица нынешнего Нагаленда. Во время Второй мировой войны вторжение японцев на индийскую территорию было остановлено именно на этих землях вооруженными силами Индии и Великобритании. Дальше в Индию японские войска так и не сумели проникнуть: весной 1944 года они потерпели сокрушительное поражение под Кохимой. Между тем, воинственные нага «отметились» по обе стороны фронта. Одни отряды, сформированные из нага, громили японские коммуникации, другие — сражались на стороне Японии за освобождение Индии от засилья англичан и входили в состав так называемой Индийской национальной армии.
В результате тех военных действий боевая выучка воинов Нагаленда, на вооружении которых прежде состояли лишь луки, стрелы, копья, кривые ножи и топорики, заметно выросла. Они научились владеть автоматическим оружием и оценили его достоинства. Однако у нага сохранился и прежний арсенал оружия — он используется во время проведения различных ритуалов, которые остаются частью культуры этой народности.
В такие корзины воины народности нага складывали самые почётные трофеи — головы убитых врагов. Нынешние «украшения» в виде черепов призваны подчеркнуть героический боевой дух владельца корзины. Фото: «Сюкан гэндай»/ТАСС
Воинственные наги уже после войны, в начале 1950-х годов, вскоре после обретения в 1947 году Индией независимости, решили провозгласить свою территорию федеративной республикой. Правда, ничего из этой затеи в итоге не вышло. Индийская армия сумела пресечь мятеж, подавив на время сепаратистские настроения местных жителей. Наркоторговцам, которые к тому времени наладили через территорию Наголенда поставки дурманящего зелья из Бирмы в Индию, это очень не понравилось. Излишнее внимание со стороны властей к этому региону Индии им было не к чему. Впрочем, спокойными эти земли и сегодня назвать сложно — путешествие сюда сопряжено с целым рядом рисков и трудностей. К тому же, приходится получать специальное разрешение на посещение штата от индийских властей, которые периодически борются с «повстанческими настроениями» жителей Нагаленда.
Самым воинственным племенем народности нага считаются коньяки, до сих пор предпочитающие жить по законам предков: смешивание с чужаками для них неприемлемо. Связь с внешним миром они поддерживают минимальную. Основное занятие мужчин — охота. Когда охотиться не нужно, сильная половина ведет… неспешные беседы, как правило, о войнах и конфликтах — тех, которые были, происходят и которые ещё будут. Женская доля — работать на огороде и заниматься домашним хозяйством.
Воины-коньяки исполняют танец на фестивале Хорнбилл в деревне Нага Кисама. Примерно 15 км от Кохимы — столицы Северо-Восточного штата Индии Нагаленд. Фото: Caisii Mao/ТАСС
Воинственными считаются все нага, а коньяки — особенно. Ещё не так давно наивысшей доблестью для воина этого племени считалось не только физическое уничтожение врага, но и добыча его головы. Власти Индии долго искореняли этот варварский обычай. Сломать философию некоторых племён нага, которые свято верят до сих пор, что человеческая голова — это источник жизненных сил, было очень сложно. Коньяки сопротивлялись дольше всех. Они тщательно берегли свои головы и с лёгкостью сносили их противникам. Считалось, что жизненная сила врага переходит не только к победителю, но и ко всем его многочисленным родственникам, за которых коньяки, собственно, и сражались. Именно поэтому у этого племени была самая дурная слава — охотников за черепами.
Сегодня воины нага уже не те, что были когда-то — часть из них вполне успешно интегрировалась в индийское общество, другие пытаются в очередной раз разжечь этнический конфликт и бродят с оружием по горным лесам, третьи делают вид, что являются законопослушными гражданами и боятся сурового наказания за «снятие» чужих голов. Поэтому публично никто не говорит о своём желании получить «дополнительную» силу. Однако черепов на тех территориях, где проживают воинственные племена, до сих пор более чем достаточно — их можно увидеть как в специальных «святых» местах, так и пылящимися на полках в некоторых домах. У многих черепов отсутствует нижняя челюсть — когда-то её специально отделяли, чтобы трофей было удобнее носить. Большинство молодых нага уже не гордится страшными трофеями, их больше привлекает, например, новенький джип, без которого быстро передвигаться по дорогам Ногаленда просто невозможно. Ну, и слава Богу! У местных властей одной головной болью с храбрыми и бесстрашными воинами нага стало меньше.
Воины-нага не прочь отведать местного пива во время проведения фестиваля Хорнбилл. Фото: Caisii Mao/ТАСС
Примечательно, что Нагаленд так и не сумели завоевать в полном смысле этого слова. Индия не смогла навязать местным племенам свою иерархическую кастовую систему. Независимость наги всегда отстаивали жёстко. Англичане-колонизаторы также быстро уяснили, с кем имеют дело, поэтому удовлетворились номинальным контролем территории — ни налогов, ни прочих повинностей у нага не было. Колониальные власти сочинили так называемые «Правила внутренней линии», согласно которым горы Нагаленда отделялись как от индийского штата Ассама, так и от прочей Индии. Возможности свободного посещения территории не предполагалось. От этого запрета нага в целом выиграли, так как к ним не ринулись толпы торговцев, ростовщиков и ловких проходимцев, которые хорошо пограбили население других индийских территорий.
Однако попытки «приручить» воинственных коньяков англичане всё же предпринимали. Охотников за головами попытались переселить в Асамму, где они должны были работать на чайных плантациях. Затея с треском провалилась: коньяки надолго спрятались в горах вместе со своим нехитрым скарбом, прихватив, разумеется, оружие и трофейные черепа.
Ребёнок народности нага — участник фестиваля Хорнбилл. Фото: Caisii Mao/ТАСС
Религиозные миссионеры настойчиво пытались проникать на территорию Нагаленда, но практически ни у кого так и не получилось склонить нага к тому или иному вероисповеданию. Удивительно, но только священникам-баптистам удалось сделать то, что не смогли сделать миссионеры-католики и поклонники Аллаха. В некоторых домах и сегодня на домашнем алтаре вместе с черепами врагов племени мирно соседствуют местные тотемные идолы, баптистские распятия и статуэтки Богородицы.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.