Александр Лебедев: "Глобальным центром формирования системы новых взглядов в медиасреде, несомненно, является Медиакорпорация Китая"
28.05.2024 Александр Лебедев, Медиагруппа «Большая Азия» 4373Выступление генерального директора телеканала «Большая Азия» и сайта bigasia.ru Александра Лебедева на Global Video Media Forum, в рамках которого представили Отчет о развитии информационных видеоагентств Глобального Юга в 2023 году.
Уважаемые коллеги!
Это очень важно, что Медиакорпорация Китая проводит исследование медийного ландшафта Глобального Юга и выдаёт конкретные практические рекомендации для журналистов, для организаторов телевизионного вещания, для глобальной медийной среды. И эти исследования носят не просто прикладной характер, а абсолютно конкретный – для организации нашей работы. Поэтому я хотел бы прежде всего остановиться на необходимости формировать мозговые центры. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, обращаясь к руководителям государств, обсуждая вопросы формирования новой среды в рамках «Пояса и пути», формирования системы новых взглядов, которые были поддержаны 150 странами и 30 международными организациями, не раз говорил о необходимости формирования мозговых интеллектуальных центров, которые выдавали бы новые решения. Это очень важно и для медийной среды. И вот таким глобальным центром, безо всякого сомнения, является Медиакорпорация Китая.
Когда мы говорим о развороте на Восток или Глобальный Юг, мы понимаем, что у такого разворота есть свой драйвер, и этим драйвером является, конечно, Медиакорпорация Китая. То, что сегодня, завершая работу над отчётом, мы обращаемся к коллегам за необходимостью прийти к единому знаменателю, сформировать новую систему отношений и взаимодействия, в том числе по обмену контентом, это очень важно. Я хотел бы сконцентрироваться на важнейшем вопросе, который сегодня ещё не до конца решён. Это вопрос обмена контентом в соответствии с едиными замыслами, ценностями и смыслами.
Мы совсем недавно создали очень интересный проект между Медиакорпорацией Китая, НТВ, «Большой Азией», который рассказывал о строительстве «Силы Сибири-2» и о том, как газ с территории Российской Федерации перемещается на территорию Китая, и каким образом это влияет на изменение экологии, политики, жизни людей. Это уникальный проект, потому что вместе российский и китайский журналисты прошли от Чаяндинского месторождения в России до Благовещенска, показали, как работают крупнейшие предприятия газовой отрасли. Перешли через Амур и дальше следовали от Хэйхэ до Шанхая, показав всю Восточную трубопроводную компанию. В результате сейчас, в рамках визита президента Российской Федерации в Китай было подписано историческое Соглашение между Газпром Медиа и Медиакорпорацией Китая. Господин Жаров и Шэнь Хайсюн подписали Меморандум о сотрудничестве. Мы уверены, что на основании этого Договора будут значительно улучшены взаимоотношения между средствами массовой информации, которые являясь негосударственными входят в систему Газпром Медиа и крупнейшей государственной медиакорпорацией не только Китая, но и мира – Медиакорпорацией Китая.
Конечно, такие серьёзные проекты не могут рассматриваться без ритмичного финансирования. В данном случае Медиакорпорация Китая и Газпром Медиа взяли на себя все расходы, связанные с почти месячным пребыванием журналистов на объектах в России, потом в Китае. А если мы говорим о серьёзных глобальных проектах, то вопросы создания очень часто упираются в финансирование этих проектов. И здесь встаёт важнейший вопрос: каким образом средства массовой информации будут зарабатывать деньги, для того, чтобы продвигать серьёзные проекты. Надо сказать, что социальные медиа, которые сегодня развиваются, уводят традиционные медиа в сторону от решения глобальных вопросов, которое необходимо, прежде всего, правительствам и народам, потому что в целях зарабатывания денег социальные медиа перешли к созданию так называемых «шортов» – коротких сообщений, которые, по большому счёту, рассчитаны не только на молодёжь, но и на людей, которые не хотят мыслить. А если человек, который воспринимает контент, прекращает мыслить, то у него воспитывается только вкус к потреблению. Здесь западная культура проникает через основных рекламодателей. В мире существует Большая четвёрка рекламодателей, куда входят Кока-кола, Пепси-кола, Проктер энд Гембл, Марс – именно эти компании со своими глобальными бюджетами влияют на медиарынок, продвигая в программах, связанных с развлечением, свои западные ценности. И тогда не остаётся места и времени на серьёзную работу – например, на документалистику, которая требует больших финансовых ресурсов. Поэтому важный вопрос, который надо поднимать при обмене контентом, это кто будет заказчиком такого контента? Я представляю частную компанию – телеканал «Большая Азия» и сайт bigasia.ru, который серьёзно занимается продвижением российско-китайской повестки и повестки, связанной с медиа Глобального Юга. Так вот мы это делаем за счёт прямых договоров с Медиакорпорацией Китая либо за счёт денег, которые мы зарабатываем на рынке и трансформируем в позитивный контент. Но я считаю, что это не совсем правильно. По этому поводу надо проводить конференции, обмениваться мнениями.
Я совсем недавно вернулся из Китая – из Пекина, из Харбина, где в рамках визита Владимира Владимировича Путина проходило Российско-Китайское экспо. Хэйлунцзян – это провинция, через которую проходит 70% трафика в российско-китайском товарообороте. И мы столкнулись с тем, что наши люди здесь практически ничего не знают о жизни сегодняшних компаний даже этой провинции, где на местном телевидении делается программа на русском языке. Но если бы я туда не доехал, не пообщался с коллегами, я бы об этом тоже не знал. У нас категорически не хватает информации для того, чтобы осуществлять правильный видеообмен. Поэтому у меня есть предложение к Медиакорпорации Китая. В рамках следующего исследования, которое вы будете проводить, обязательно уделите внимание вопросам обмена не только на глобальном всекитайском и всероссийском уровне, но и на уровне провинций. Потому что очень многие регионы, субъекты Российской Федерации, с большим удовольствием посмотрят, особенно в рамках приграничного сотрудничества, как живёт Китай. И я уверен, что китайские компании тоже с большим удовольствием будут показывать, как живут приграничные районы. И мы постепенно сможем сделать большое дело по объединению наших народов и по созданию новых условий для развития России и Китая! Спасибо!
Подпишитесь на рассылку последних новостей.