Турецкая гордость - хаммам

07.11.2018 Валерий Ветров 1
Без мытья пеной не обходится ни один хаммам. Фото: bananastravel.net

Желание попариться, сходив в баню, испытывают многие из нас. К тому же, для некоторых людей баня – это ещё и некий символ свободы: от всего — от условностей (не нужна одежда), социальных предрассудков (все голые — равны) и т.д. Россияне любят париться, причём делают это не только в родных пенатах. Если выпадает случай, то с удовольствием посещают бани и на отдыхе за рубежом, где также существуют свои банные традиции. Как же без них! Кому-то нравится, кому-то — не очень! Но это, скорее, дело вкуса, пристрастий и привычек. 

Баня в определенном смысле — предмет метафизический. Расхожий эвфемизм: душа воспарила к небесам — не взлетела, а именно воспарила! — встречается уже в банных панегириках Марциала. Церковь воспользовалась им как неоспоримым аргументом в пользу чистоты нравственной и возвела в культовую фразеологию. 

Хаммам
Турецкие бани были, есть и будут истинным раем Востока. Фото: sovetnews.com

Исторически в мире сложилось несколько видов бань. Самые известные из них: русская паровая с высокой влажностью; римская и турецкая — с горячим и сухим паром при низкой влажности воздуха; финская – сауна, где влажность воздуха невысока; японская – фуро и сэнто… О турецком хаммаме ниже и пойдёт речь.

Классика жанра

Воспетые Шахерезадой, турецкие бани были, есть и будут истинным раем Востока — в Дамаске или Каире, Омане или Стамбуле. Это храмы для правоверных мусульман, где очищаются душой и телом. Хаммамы — это океан чувств и чувственности, это излюбленное место отдыха, где все равны, поскольку социальные различия уходят прочь вместе с оставленной в предбаннике одеждой. В набедренных повязках посетители бродят по лабиринтам коридоров, отделяющих комнаты отдыха, мускаллы, от бань, хаммамов. Иногда эти бани ещё называют римско-турецкими или даже римско-ирландскими (в Европе последние появились в 1856 году, с лёгкой руки одного ирландского врача, который несколько «модернизировал» восточную баню). 

Восточные традиции давние — арабов, если верить историческим источникам, научили ходить в баню римляне. Турецкий хаммам (то есть «распространяющие тепло») — яркий образчик того типа бани, которой отдают предпочтение в арабском мире. Это одна из версий, турки, например, расскажут совершенно иную.

Некоторые неискушённые в правилах поведения в хаммаме россияне, впервые посетив настоящую турецкую баню, поначалу теряются. Если никто не подскажет, начинаются долгие поиски парной, но иногда она так и не находится. Поэтому в сердцах принимается решение довольствоваться услугами одного лишь банщика, который на специальном мраморном ложе «отмылит и отмочалит» по полной программе — впрочем, он за этим здесь и находится. Потом — душ и массаж в предбаннике. Все — разочарование полное, поскольку заветное желание прогреть косточки так и не исполняется. Случается и такой конфуз! 

Хаммам
Полное блаженство — тело, словно река, вышедшая из собственных берегов. Фото: tr.eyeni.info

На самом же деле ритуал всех восточных банных процедур установлен давно. Стандартный хаммам в Турции, не претендующий на элитарность, выглядит примерно так. В отдельной комнатке, узкой как коридор в сталинской трёшке, нужно раздеться – по сути, это и есть предбанник. В этом помещении постоянно поддерживается температура примерно 28-34 градуса. Отсюда путь один – в более тёплое помещение. В него посетитель хаммама направляется лишь в одной набедренной простынке. Далее смотритель бани вручает деревянные сандалии (хотя и не всегда) и провожает в парилку, где человека уже поджидает банщик – как турки иногда шутят, он одновременно и твой раб, и твой повелитель. Затем моющегося укладывают на беломраморный стол – так называемую супу («плоский камень») рядом с другими посетителями. Турки ещё называют эту супу чебек-таши («камень для живота»). 

Не нужно ждать от турецкой парной такого же эффекта, как от русской, несмотря на то, что в некоторых турецких банях встречаются и дополнительные помещения, похожие на наши парные — с той лишь разницей, что вместо дерева кругом мрамор. Такими хаммамами теперь никого не удивишь — они есть практически в каждом приличном фитнес-центре. Горячий влажный воздух в этих парильнях поступает через отверстия в стенах и подводится к полу, а влажность регулируется путем нагрева воды в котлах. Температура может достигать 70-100 градусов (хотя запредельная жара для турок и арабов – нонсенс). Потом парящийся снова возвращается в просторное мраморное помещение, где температура не должна превышать 40-50 градусов. Лежа на горячем чебек-таши, нужно хорошенько пропотеть или, как опять же говорят турки, «очистить душу от злых духов». Никаких шаек и черпаков нет и в помине – вместо них в стены вмонтированы мраморные «умывальники» с кранами, рядом с которыми сидят люди и брызгают на себя воду. Неподалёку, в узких мраморных нишах, душевые.  

Хаммам
Чемберлиташ хаммама в Стамбуле. Массаж — важная составляющая турецкой бани. Фото: wikiway.com

Затем за дело принимается банщик — его задача «наждачной» рукавицей, изготовленной из конского волоса, натирать тело клиента так отчаянно, чтобы тот «воспламенился» телесно. Очищенный и обмытый человек затем перемещается на другое мраморное ложе, где его начинают «месить» – то есть делать массаж. Иногда банщик проявляет столько энтузиазма, что начинает работать ногами — подобно тайским массажисткам, вес которых, нужно отметить, существенно поменьше. Хруст собственного тела воспринимается почему-то отрешенно, постепенно, после того, как проходит первая боль, появляется великолепное чувство — ты словно освобождаешься от телесной оболочки. Полное блаженство — тело, словно река, вышедшая из собственных берегов! После массажа — снова мытье. Примерно так проходит классический сеанс банных процедур в хаммаме. Но в Стамбуле, например, в некоторых банях можно получить удовольствие по высшему разряду, заплатив немного больше, чем обычно.

Турецкая «изюминка» — Чемберлиташ

В Стамбуле турецких бань, наверное, столько же, сколько и мечетей, то есть очень много. Наиболее известная и древняя — Чемберлиташ хаммама. Туда-то мы и направимся.

Нурубану, жена султана Селима II вошла в историю не только как мать будущего султана Мурата III и жёстокая правительница гарема, но и как пропагандист личной гигиены. Говорят, она приказала оделискам перед ночным рандеву с её сиятельным супругом омываться не щелочью с козьим молоком, а пеной квилайи — мыльного дерева. Якобы и кожа не раздражается, и аромат приличнее. Апокрифы сообщают, что она запретила стражникам мочиться у стен сераля, а евнухам чистить зубы реже трёх раз в день. Также доподлинно известно, что именно она в 1584 году повелела известному турецкому архитектору Мимару Синану — тому самому, кто увековечил свое имя в Голубой мечети — выстроить общественную баню возле Чемберлиташ («Сгоревший камень»). Это колонна, на которой прежде высился памятник — император Константин, провозгласивший в 350 году город своего имени столицей Римской империи. Монумент стал своего рода узловой точкой империи. Коль уж все дороги вели в Рим, то и сходились они с четырёх сторон у этой колонны. Уже давно не было на её вершине мраморного императора, и Константинополь именовался уже Стамбулом, но каменный постамент так и остался торчать посреди площади. 

Хммам
Специальной рукавицей банщик «обрабатывает» все тело. Фото: stayinntaksim.com

Тогда зодчий возвёл стены, и накрыл их полукруглым куполом, и вырезали в нём строители 104 круглых окошка, закрыв их линзами огранённого стекла. И по ночам звенели в них звёзды, а днём 104 солнечных луча освещали круглый мраморный подиум, похожий на гигантскую тюбетейку. 

Чемберлиташ-хаммама в Стамбуле — это то же самое, что Сандуновский бани в Москве. По возрасту и архитектурной ценности, пожалуй, даже дают фору. В основу любой турецкой бани заложен канонический принцип «ладони». Круглый зал — ладонь. Как пять вытянутых пальцев, отгороженные мраморными стенами от общего зала ниши для мытья — этакие банные «кабинеты». Посреди ладони — мраморная «тюбетейка». Это та самая «чебек-таши» — то есть камень для живота. Или просто — чебек. «И пусть чебек всегда будет горячим», — гласит турецкая поговорка. 

Влажная испарина «ладони» — результат подогреваемых горячим воздухом, поступающим снизу по специальным трубам, полов и стен. Но в «кабинетах» температура увеличивается до 80 и более градусов.

По традиции сначала нужно лечь на чебек. Под головой — пластиковая шайка размером с большую пиалу. Поначалу великодержавно умиляешься: эх, азиаты, как же вы из таких плошек моетесь? Позднее, когда тебя усердно «отмылит» усатый банщик, понимаешь, что «пиала» использовалась для удобства и ленивых ополаскиваний, а не для серьезных водных процедур. 

Хаммам
Турецкая баня. Гравюра XIX века. Фото: crosti.ru

Лежа на горячей каменной плите, проникаешься истинным значением восточного «кейфа». Вместо пара, распаляющего кожу, прижигающего уши и носоглотку, принуждающего клониться к полу, в настоящем хаммаме пар ощущается не снаружи, а как бы изнутри. Ласковый жар прогревает всё тело насквозь и волнами гуляет по нему. Поворот с живота на спину — и 104 солнечных луча, словно персты Аллаха, упираются в бренное тело. 

Чебек располагает к медитации. В голове звенит оглушающая пустота, но мозг, как ни странно, пенисто свеж, будто промыт ледяной проточной водой. Именно это состояние, предшествующее мистическим откровениям, мудрые суфии и называли «кейф». Позже эзотерический термин трансформировался в могучий российский «кайф» — заодно был расширен и ассортимент средств для достижения эйфории, наивысшего блаженства. 

Вот, тонкие ручейки пота быстрыми ручейками начинают бежать по телу, замысловатыми жгутиками они вьются по бокам. Временные границы размыты — куда-то ушло прочь прошлое, не видно на горизонте и будущего. Есть одно лишь здесь и сейчас — это нескончаемое настоящее пульсирующими толчками крови подходит к кончикам пальцев. И тут появляется усатый банщик, который, собственно, предлагается заняться делом, а не валяться без дела на тёплом камне. Жёсткой рукавицей из конского волоса, слегка смоченной в мыльной воде, он начинает с энтузиазмом тереть тело и доводит его до состояния абсолютной бордовости. Но можно поклясться бородой Пророка, что языки пламени, охватывающие плоть, оказываются на поверку нежными и ласковыми. Затем турок ополаскивает тело тёплой водичкой из ведерка — с тебя будто пуд грязи сходит, а тело будто парит в невесомости. И лишь голова, словно якорь, не дает ему взлететь ввысь. А вот Душа… душа устремляется к небесам, и ничто не в силах ей помешать. 

Хаммам
После жарких медитаций приятно отдохнуть на топчане. Фото: liberoinvest.com

Между тем банщик и не думает заканчивать процедуру — и с усердием, достойным «Книги рекордов Гиннеса», продолжает священнодействовать: набирает в ведро невесомое облако мыльной пены, опускает в неё полотняный мешок, который сначала немного напоминает наволочку, и начинает мыть. Почему-то кажется, что это даже и не мытье, а доведение чистоты до сверхидеального состояния. Ещё одно незабываемое ощущение. Млеешь и томишься под ласковым мыльным теплом — хочется, чтобы оно находилось на теле вечно.

Но настает время кульминации. Тело основательно подготовлено для массажа. Банщик медленно проводит большим пальцем по позвонкам сначала сверху вниз, а затем в обратном направлении, в конце концов упираясь ладонями в плечи… Нет смысла описывать происходящее, но то и дело возникает ощущение, что тело превращается в податливое нечто, напоминающее тесто, из которого банщик лепит абсолютно новую плоть. Великое искусство, достойное Творца!

После массажа опять появляется мешок, наполненный пеной. Последнее омовение в трёх водах — горячей, тёплой и прохладной. Приходит понимание, почему восточное сладострастие противится варварским обычаям температурных контрастов русской бани. О них тело вспомнит позже, а пока…

Можно просто полежать на мраморной «тюбетейке», перемежая жаркие медитации отдыхом на топчане. Пребывание в мусульманском средневековье — но без домогательств и похотливых забав — заканчивается буднично у буфетной стойки. Классический шербет, кофе или чай..

Предыдущая публикация
Следующая публикация
11:15 Вокруг света пешком. Израиль. Швиль Исраэль от Эйлата до Арада 12+
11:35 Вокруг света пешком. Израиль. Швиль Исраэль от Арада до Тель-Авива 12+
12:00 Новости 12+
12:07 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония