Таинственный и прекрасный Гуджарат
16.02.2018 1Из всего путешествия наиболее запомнился подъем к храму Калика Мата, расположенному относительно недалеко от археологического парка Чампанер — Павагадх, созданного на месте города Чампанер, построенного ещё в 8-м веке. День клонился к своему закату, и мы оказались единственными иностранцами среди кажется бесчисленных торговцев, поднимающихся, отдыхающих или спускающихся паломников, и впечатления, как и в Карнатаке, безусловно, были очень сильными.
Хозяева держат небольшую лавочку на пути к храму Калика Мата (Kalika Mata), предлагая паломникам всё необходимое для подношения в храме.
Сам храм 10-11 века посвящен Кали, темнокожей Матери — грозной богине, уничтожающей негативные энергии, невежество и эго, все то, что мешает проявиться лучшим человеческим качествам в нас: пониманию, доброте, любви, состраданию. Испокон веков символом эго в индуизме был кокосовый орех, и на одной из площадок по пути к храму паломники разбивали их, принося в дар богине не только кокосовые орехи, но и свое эго, символически освобождаясь от него.
Мужчина раскалывает кокосовый орех.
В Гуджарате, как и в других местах Индии, сплетены в единый тугой узел прошлое и настоящее, мифы и реальность. И ничего удивительного не будет, если вы на одном из гхатов в Дварке увидите девушку, снимающую на телефон своих друзей и близких, совершающих ритуальное омовение.
Согласно Махабхарате и Вишну-Пуранам в этих местах находилась столица царства Кришны — Дварка (Дваравати — санскрит), погрузившаяся под воду на седьмой день после смерти её основателя. Первые упоминания о новой Дварке (Ворота к вечному счастью) относятся к 574 году, когда она, вероятно, была столицей царства Сураштра, и, благодаря своему выгодному расположению, достаточно крупным портом. В это же время мог быть основан и Джагат Мандир, включенный позднее в ансамбль одного из красивейших храмов города — Дваракадиши (Дваракадиша). Индуисты верят, что первый храм был построен божественным архитектором Вишвакармой по просьбе внука Кришны — Ваджранабха, и был необыкновенно похож на дворец его дедушки — Хари Гриха. Современное здание, высотой 78 метров, возвели относительно недавно — лишь в 16 веке, хотя отдельные его элементы историки, архитекторы и реставраторы датируют 12 — 13 веком. Святая поэтесса Мира-баи, проведшая последние дни своей жизни в Дварке, часто приходила в храм поклониться его главной святыне — мурти Вишну, в образе Царя Вселенной — Ранчходжи. В своих 4-х руках он держит раковину, лотос, сударшану чакру (- вращающийся огненный диск) и булаву. Сама статуя была высечена из черного камня и имеет высоту 70 см.
В чужих краях скитается Смуглый мой.
Ушел, не вспомнит о Мире, вестей не пришлет домой.
Запястья сняла, срезала волосы, ресниц не касаюсь сурьмой.
Четыре стороны света исходила в скорби немой.
Жизнь и рожденье пусты без тебя, дороги объяты тьмой.
В чужих краях скитается Смуглый мой.
(Мира-баи. Перевод Н. Мальцевой. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 16. — М.: Изд. «Художественная литература, 1977 — С. 161).
Йогин — преданный Шивы и Кали.
Предания рассказывают о посещении в 8-м веке этих святых мест поэтом, мистиком и философом — Шри Шанкарой Ачарья. В храм и ныне ведут двое врат — Мокша Двар («Ворота освобождения») со стороны центра города, и Сварга Двар («Ворота на Небо») со стороны гхатов Священной реки Гомати. Нынешняя Дварка входит в число Семи священных городов Индии и считается одной из четырех обителей Вишну на Земле. Река Гомати, впадающая в море там, где сейчас находится современный город, приобретает священные свойства Ганги. Ряд индийских ученых, в число которых входил и доктор С. Р. Роу, за последние 60 лет не раз предпринимали попытки доказать существование легендарной столицы Кришны, но пока неопровержимых доказательств найдено так и не было. Эти поиски породили новые мифы и легенды, подчас не менее захватывающие, чем истории из Махабхараты.
Ещё одно место, куда непременно нужно съездить, будучи в Гуджарате — милый и тихий городок Палитана. Строительство храмов на священной для джайнов горе Шатрунджайя началось между 9 и 10 веком, и продолжалось с перерывами около 900 лет. Многие из построенных ранее храмов были в 14 — 15 веке разрушены мусульманскими завоевателями, и находились долгое время в запустении, а их активное восстановление началось только в 16 веке. Как и тогда, так и сейчас храмы возводят на частные пожертвования богатых джайнов. Многие из них и спустя столетия поражают своей архитектурой и поистине филигранной резьбой по камню. Интересно, что для создания тонких, изящных деталей храмов мастера пользовались не привычными для них инструментами, а веревками, используя в качестве абразива пыль и мраморную крошку, которой на стройке всегда было в избытке. Все 863 святилища, к которым ведут 3950 ступенек, были облицованы белоснежным мрамором. Сам подъем, занимающий более двух часов, и неизбежное преодоление трудностей, связанных с ним, способствует, согласно воззрениям джайнов, очищению кармы.
Лестница к святилищам Палитаны.
Ваш взгляд невольно задерживается даже не на величественных храмах со сложной архитектурой и просторными залами со множеством колонн, арок, статуй и барельефов, выкрашенных в яркие цвета, а на построенных в виде беседки маленьких, почти домашних святилищах, открытых стихиям со всех сторон, с находящимися внутри них изваяниями святых. С тех самых пор, как я снял их, задаюсь вопросом о том, не оказал ли стиль катурбимба свое влияние на развитие и садово-парковой архитектуры в странах Западной Европы на рубеже 17 и 18 веков.
Главный храм посвящен первому тиртханкару, создателю брода и устроителю переправы — Адинатху, который, согласно легендам, долгие годы занимался медитацией на горе Шатрунджайя (в переводе с санскрита — «место победы» или «место славы»). Изображения и статуи 24-х тиртханкару вы можете встретить во всех джайнских храмах. Монахов шветамбары, одного из двух направлений в джайнизме, всегда можно узнать по белоснежным одеяниям, чем-то неуловимо перекликающихся с их храмами. На мистическом, духовном плане их 1008, а это — число утверждения, сосредоточения для достижения результата, есть и чётки с таким же количеством бусин, кроме того 1+8 в сумме дают 9 — число завершения старого и начала нового.
Храмы Палитаны. Монахи шветамбары в отличии от дигамбаров («одетых в небо»), носят простую белую или желтую одежду, не придают никакого значения половой принадлежности — достичь освобождения (мокши) может каждый, надо только практиковать и выполнять заповеди, и, в отличие от дигамбаров, меньше изнуряют себя аскезой.
Храм Солнца в Модхере, приютившийся в небольшом городке, расположенном в 100 км от Ахмедабада, построен раджей Бхимдевом I из династии Соланки в 1026 году, на берегу реки Пушпавати, и является одним из старейших храмов в Гуджарате. Каждый год, 21 июня, в день летнего солнцестояния, первые лучи восходящего солнца освещали мурти солнечного бога Сурьи, сделанную из золота и украшенную драгоценными камнями. Самой мурти давно уже нет, её похитили ещё воины Делийского султана Ала ад-дин Хилджи в самом начале 14 века. Но хорошо сохранились изображения на фризах, стенах и 52 колоннах, поддерживающих и ныне купол помещения, где некогда собирались верующие и проводились ритуалы. Мастера на века запечатлели в камне события из годового цикла жизни человека, рассказы из «Махабхараты» и «Рамаяны», философские притчи о рождении и смерти… и даже эротические сцены. Святая святых храма, где раньше находилась статуя бога Сурьи, была возведена на постаменте в виде раскрывающегося цветка лотоса, считающегося и в наши дни символом Солнца. Индийские туристы и паломники традиционно спускаются сначала к бассейну — читают молитвы, совершают ритуальное омовение, а только затем поднимаются по ступенькам в храм, оставляя обувь на входе. По его периметру расположены 108 миниатюрных святынь, богато декорированных причудливой резьбой. Сам бассейн воплощает воды Мирового океана, из-за которых каждое утро встает Солнце.
Храм Солнца в Модхере.
До наших дней дошла легенда, повествующая о посещении этих мест Рамой, и выполнения им на том месте, где сейчас находится храм, очистительных ритуалов, после совершения им Брахма-сатьи — греха, связанного с убийством брахмана. Поселиться здесь ему посоветовал его Учитель — Васиштха, один из семи божественных мудрецов — риши, знавший о победе Рамы над царем Ланки Раваной и его гибели от рук его ученика. Те, кто читал сам эпос, помнят, наверное, о том, что Равана был сыном риши Вишвараса и внуком великого риши Пуластьи, через которого Брахмой были переданы многие пураны (буквально в переводе с санскрита — «повествование о древности»), а значит и брахманом по рождению.
По периметру бассейна для ритуальных омовений расположены 108 миниатюрных святынь, в виде ступ, украшенных причудливой резьбой, а сам бассейн символизирует воды Мирового океана, из-за которых каждое утро встает Солнце.
В последний день нашего пребывания в Гуджарате, мы посетили ещё одно место — город Патан, основанный в 745 году нашей эры правителем по имени Ванрадж Чавда. Ступенчатый колодец Рани-ки-Вав (буквально: колодец шагов царицы-махарани), поражающий и нынешнее поколение своим величием, изяществом и красотой, был построен в честь правителя Бхимдевы I (1022 — 1063) его вдовой Удаямати или его сыном Карнадевой I на берегах реки Сарасвати. Длина колодца составляет 64 метра, ширина — 20 метров, глубина — 24 метра. Ступенчатая лестница, условно разделенная на семь частей, расположена на его восточной стороне, а источник воды на западной. Среди барельефов, украшающих стены колодца, встречаются и весьма необычные. Так, мы обнаружили одно из первых на территории Индии изображений Будды-грядущего Матрейи. В 13 веке землетрясение привело к сильному наводнению и затоплению колодца водами реки Сарасвати, семь долгих веков он оставался под толстым слоем песка и ила. После его очистки в конце 20 века, специалисты из Департамента археологии Индии, к своему удивлению обнаружили, что архитектурный шедевр династии Соланки сохранился почти в целостности. 22 июня 2014 года он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ступенчатый колодец Рани-ки-Вав в Патане.
Первые подобные гидротехнические сооружения, служившие в течение веков для сбора дождевой воды во время муссонов, и выполнявшие самые различные религиозные и хозяйственные функции, появились на территории Индостана скорее всего уже в 3 тысячелетии до нашей эры, в период расцвета цивилизации долины Инда.
Среди барельефов украшающих стены ступенчатого колодца Рани-ки-Вав, можно найти одно из наиболее древних, сохранившихся на территории Индии, изображений Майтрейи — Будды грядущего, раджи в окружении прекрасных служанок, повергающего наземь своих врагов или демона, держащего в руках меч и соблазняющего небесную апсару.
Особняком в нашей поездке стоял Лотхал — Курган мертвых, место, где долгие годы проводились раскопки. Город, датируемый 2400 — 2350 годом до нашей эры, как и многие другие города древнего мира, был разделен на две части: цитадель и нижний город, разделенный в свою очередь на торговую и жилую часть. Границей между ними служила главная улица, протянувшиеся с юга на север. В торговой части поселения бронзового века располагались лавки купцов и ремесленные мастерские. Его жилая часть была поделена на кварталы по 20 — 30 домов в каждом, выстроенных на платформах из необожженного кирпича высотой около 1-2 метров, что должно было предотвратить их затопление в случае наводнения. Раскопки выявили грамотно спланированную систему дренажных каналов и проложенных под землей канализационных труб — все нечистоты выводились далеко за город, в черте которого археологами были раскопаны и общественные бани.
Торговая часть поселения времен цивилизации долины Инда, 2400 — 2350 гг. до н.э. Развалины лавки купца или ремесленной мастерской.
Местные жители использовали в основном ещё каменные орудия труда, но оружие изготовлялось уже из бронзы, а разнообразная керамическая посуда украшалась рисунками птиц и зверей. На полях выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, рис и хлопок. Было развито и скотоводство. Канал, вырытый на восточной окраине города в период его расцвета, соединял город с Камбейским заливом Аравийского моря. На его берегах располагались пристани, верфи и склады. Суда из порта, груженые тканями, драгоценными камнями и украшениями, отправлялись даже в далекий Египет. Найденные во время раскопок многочисленные женские фигурки косвенно свидетельствуют о распространении культа богини-матери. Со временем уровень моря опустился и город оказался отрезанным от своих морских путей, что привело к его упадку. Сейчас в этих местах, среди озер и камышовых зарослей, организован птичий заповедник Нал Саровар. О Лотхале в своей книге «Мальдивская загадка» много писал и Тур Хейердал.
Канал, некогда соединявший поселение с Камбейским заливом Аравийского моря.
Много тайн и загадок связано с племенем рабари. Согласно их собственным мифам, они были созданы богиней Парвати, супругой господа Шивы. Пока Шива медитировал, Парвати стирала пыль и пот с его тела, и в какой-то момент вылепила самого первого верблюда из шариков пыли. Шива вдохнул жизнь в верблюда, и тот сразу же попытался убежать, тогда Парвати вылепила человека — первого рабари. Даже в наши дни рабари, продолжающие вести полукочевой образ жизни, считают уход за животными своим священным долгом, а себя не столько хозяевами, сколько их хранителями. И, как прежде, во многих случаях жизни, они вновь и вновь обращаются за советом и помощью к своей небесной покровительнице. Являются они и преданными почитателями Кришны. Неудивительно, что свадьбы совершаются в его день рождения, во время праздника Гокулаштами. Искусству вышивки девушки начинают обучаться уже с раннего возраста, расшивая ткани, что позже станут частью их приданого. Сюжеты, идеи и образы заимствуются из окружающей их природы и мифологии.
Женщины вышивают, рассказывая друг другу интересные и забавные истории.
За несколько тысяч лет для женщин племени рабари вышивка стала неотъемлемой частью жизни — выражением их творческого начала, их художественно-эстетических взглядов и их идентичности. И сегодня женщин рабари легко отличить по их одежде: как и прежде, они предпочитают носить шарфы, блузки с открытыми спинами и юбки, украшенные вышивкой, иногда со вставленными кусочками зеркал. Сохранилась и традиция ношения ножных браслетов. Мужчины старшего и среднего поколения носят длинные дхоти со штанами и тюрбаны. Также среди рабари получило широкое распространение огненное искусство кузнецов, с его непостижимыми для непосвященных тайнами. За последние годы жизнь этого древнего и удивительного народа сильно изменилась, а их деревни на юге штата постепенно наводняются туристами. Совсем недавно в городе Бхудж открылся музей, целиком посвященный рабари — племени со своеобразными персидскими чертами лица, мигрировавшему в Гуджарат и Раджастан более тысячи лет назад из Ирана.
Хозяйка из племени рабари обновляет покрытие дорожки, ведущей через внутренний двор, вымазывая его глиной.
В один из дней мы заехали в крошечный и очаровательный Диу. Португальцы колонизировали эти земли в 1535 году, и лишь в 1961 Диу получил независимость и вошел в состав Индии в качестве союзной территории. Расположенный на острове, и окруженный с трех сторон водами Аравийского моря, а с четвертой — рекой Часи, город и в наши дни сохранил обаяние своего колониального прошлого. Туристов привлекают европейские нравы, недорогие алкогольные напитки, превосходные морепродукты и, конечно же, пляжи. Среди местных жителей необыкновенно популярен волейбол, что и было подчеркнуто двумя статуями, расположенными по бокам дороги, ведущей в Старый город. Форт Диу, построенный в 1541 году, является на сегодняшний день чуть ли не главной достопримечательностью этих мест. С колониальных времен сохранилась и традиция сиесты, и, как и на островах Карибского моря, в самые жаркие часы жизнь замирает до наступления вечерней прохлады.
Диу. Ворота, ведущие в старый город.
Текст, фото: Алексей Антонов
Подпишитесь на рассылку последних новостей.