Русская красавица с японской родословной

09.07.2018 1
Столичные сувенирные лавки буквально переполнены рассчитанной исключительно на заморских гостей матрешечной продукцией. Фото: Sergei Karpukhin/Reuters

Очень уж уверенно эта куколка в крестьянском наряде встала в привычный ряд «исконно русского» – где-то между лаптями, водкой, баней и блинами с икрой. Ну, стереотип такой образовался: и — хоть тресни! — изменить его никак не удается. Даже необычная форма матрешки – внутри одной куклы другая, внутри той – еще одна — удивительным образом перекликается с представлениями о «загадочной русской душе». Ведь в ней, как в луковице, за верхним слоем всегда найдется еще один, а копнешь поглубже – и вообще отыщется много чего интересного.

Цветастый сарафан, расшитая холщовая рубаха, волосы по-монашески убраны под платок… Кажется, расписная девица-красавица пришла к нам, ничуть не меняясь, из старины заветной, из былинного и сказочного мира. А ведь в действительности в старину на Руси о матрешке никто ничего и не слышал: первую разъемную деревянную куколку смастерили в московской мастерской лишь в конце XIX века, да еще — страшно сказать! — это была копия с японской статуэтки. 

Дело было так. В 1891 году в знаменитое имение Абрамцево, принадлежащее российским промышленникам и меценатам Мамонтовым, кто-то из гостей с острова Хонсю привез необычную деревянную статуэтку — с «сюрпризом». Ее можно было разделить на две части, чтобы обнаружить в ней другую спрятанную статуэтку, поменьше. А та, в свою очередь, также состояла из двух половинок… Всего таких фигурок насчитывалось пять, а сама игрушка называлась Дарума – так в Японии зовут бога, приносящего удачу. 

Россия. Матрешка
Россия. Гигантская матрешка в международном аэропорту Адлера. Фото: Murad Sezer/Reuters

Персонаж этот, откровенно говоря, не из русской былины. Дарума всю жизнь провел в пещере, где предавался размышлениям и медитации. Поэтому изображают божка всегда с суровым, сосредоточенным лицом, без рук и ног (на самом деле они отсохли за ненадобностью), а вложенные друг в друга фигурки иллюстрируют пять стадий его пути к просветлению. К счастью, матрешка переняла от Дарумы только форму, а суровый вид оставила своему японскому прародителю.

В то время «абрамцевский кружок» посещали многие российские живописцы, проповедовавшие в искусстве идеи возрождения «подлинно народного стиля». По поводу «отправки» матрешки «в люди» существует несколько различных версий. Одна из них гласит, что как-то раз художник Сергей Малютин, находившийся в гостях у Мамонтовых, взял в руки расписное пасхальное яйцо и фигурку японского Дарумы. Ему, как творческому человеку, показалось, что две игрушки, сделанные в различных частях света, можно объединить одной идеей. Подумал — сделал: быстро нарисовал на листке бумаги смешную куколку, затем снова и снова… В конце концов, когда его идея на бумаге реализовалась, Малютин попросил некого токаря Звездочкина выточил из дерева форму, а художник ее расписал. Вот и появилась на свет Божий румяная девица в сарафане и платке, держащая в руках черного петуха. В эту статуэтку также были запрятаны несколько других помельче — семь фигурок. Последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Кто назвал творение матрешкой доподлинно неизвестно. Говорят, что кто-то, увидев ее, восхищенно воскликнул: «Ну, прямо Матрена!» Так что происхождение у крестьянки Матрешки совсем не плебейское, если верить этой версии изложения событий. 

Все-таки удивительно, как быстро кукла-эмигрантка прижилась на русской земле. Восточный разрез глаз сменила на огромные синие очи, матрешка обзавелась румянцем во всю щеку и золотистыми кудрями, а о своем японском прошлом напрочь позабыла — и никому о нем не напоминает. Всего через 10 лет после появления в России, матрешка как самобытная русская игрушка получила золотую медаль на Парижской Всемирной выставке 1900 года! 

Россия. Матрешка
Некоторые матрешки — настоящие произведения искусства. Фото: Henry Romero/Reuters

После громкого успеха в Париже начался настоящий «матрешечный бум». Посыпались заграничные заказы, и за изготовление ходового экспортного товара взялись целые ремесленные артели. Первые матрешечные мастерские открылись в подмосковном городке Сергиев Посад, крупнейшем центре русской иконописи. По традиции, женщины расписывали одежду, а мужчины – лица кукол, ведь только мужчины по церковному канону учились писать лики святых. 

Сюжеты для росписи выбирались самые разные: не только круглощекие барышни, но и бородатые богомольцы, богатыри, персонажи былин и сказок. Популярны были исторические темы: во чреве матрешки-Наполеона умещался весь его штаб времен 1812 года, а внутри Кутузова – штаб русской армии. Стоили матрешки недешево, но число заказов постоянно росло. Интересно, что уже в 1910-х годах несколько немецких фирм вытачивали и разрисовывали деревянные куклы, выдавая их за «подлинных русских матрешек». О матрешках восхищенно писали Р.-М. Рильке и Герберт Уэллс. Точно известно, что матрешки были среди игрушек детей царя Николая II, – вероятно, они привезли их с богомолья в Троице-Сергиевой лавре.

Постепенно матрешечный промысел распространился по российским городам и весям, в традиционную роспись кукол вплелись характерные приемы местных народных ремесел. И сегодня можно безошибочно определить, откуда «пришла» та или иная матрешка. 

Сергиевопосадские мастера расписывают матрешек по-своему — заготовку словно одевают в краску, не оставляя прогалин голого дерева. Кстати, эта техника, заимствованная из иконописи. На плечах у красавицы – платок, в руках – самовар или лукошко, за что в народе ее ласково называют «хозяюшкой». В 1910-х годах павлопосадские матрешки попали на Нижегородскую ярмарку, а со временем своих матрешек начали изготавливать сразу в нескольких местных селах. Самые известные куклы – родом из села Семеново. От павлопосадских они отличаются более звонкими цветами, контрастными сочетаниями синего, красного, зеленого. Семеновская матрешка непременно держит в руках букет ярких цветов. Интересно, что именно здешним мастерам принадлежит рекорд, попавший в Книгу Гиннесса: самая большая – 72-метровая – матрешка-великанша. Ее сделали в Семенове в дар японскому правительству. В городе Вятка сложился свой, «северный», стиль матрешки, и имя у нее особенное – «сударушка». У «сударушки» – светлые волосы и голубые очи, а ее наряд обязательно украшает узор из золотистой соломки.

Россия. Матрешка
В матрешке все-таки есть какая-то неразгаданная тайна. Фото: Ints Kalnins/Reuters

У каждой матрешки два создателя – токарь, вытачивающий деревянную основу, и художник, «оживляющий» ее росписью. Лучший материал для матрешки – мягкая, податливая липа, реже — береза или ольха. Дерево спиливают в апреле, когда оно наполнено весенними соками, очищают от коры, затем еще два долгих года терпеливо «выдерживают» заготовку на открытом воздухе, — ствол должен как следует просохнуть, до самой сердцевины. Кукол вытачивают «по возрастающей», начиная с самой маленькой, — так легче идеально подогнать размеры. Здесь нужен настоящий профессионал – изготовление одной круглой болванки требует 15 операций. А ведь кукол в наборе бывает больше десятка! Неудивительно, что каждый художник стремится найти «своего» токаря, чтобы с первых шагов матрешка безукоризненно попадала в размер и форму задуманной автором росписи.
 
Тем не менее, настали времена, когда уникальное искусство русской матрешки оказалось чуть ли не на грани забвения. С приходом советской власти закрылись частные артели, ушли старые мастера, а ведь секреты ремесла всегда передавались только «из рук в руки». В 1920-е годы вышел специальный декрет, подвергнувший ряды матрешек идеологической чистке. В «черные» списки попали не только «священнослужители и царские чиновники» (это с точки зрения новой власти объяснимо), но и совершенно аполитичные «лешие и русалки». «Крамольных» кукол изымали из экспозиций музеев, многие уникальные дореволюционные экспонаты были навсегда утеряны… 

В результате из всех вариаций матрешки осталась единственная – крутобокая лупоглазая барышня со щечками-кружочками и застывшей улыбкой. Позже, в начале 1950-х, было налажено ее поточное производство. Самая большая промышленная партия совершенно одинаковых матрешек (10 млн. наборов) была произведена в Советском Союзе в 1980 году, в канун Московской Олимпиады. А немногочисленные артели работали в основном по госзаказу: огромные, художественно расписанные матрешки часто вручались советскими лидерами иностранным гостям в качестве дипломатического дара. 

Чехия. Матрешка
Магазин с русскими матрешками в Праге. Фото: David W.Cerny/Reuters

Сегодня московские сувенирные ларьки буквально переполнены рассчитанной исключительно на заморских гостей матрешечной продукцией: персонажи диснеевских мультиков соперничают с российскими правителями, красавицы «а-ля Гжель» уже давно потеснили патлатых Битлов. Кто-то рисует быстро и недорого, кто-то – с претензией на художественность — поэтому и цены разные.

Все-таки есть в матрешке какая-то неразгаданная тайна. Вот ведь пытались расписывать разъемных кукол и в Германии, и во Франции, и в той же Японии. Но широкого признания матрешки-иностранки так и не завоевали. Может, секрет русской матрешки в том, что она – всегда волшебная сказка, рассказанная шаг за шагом, от старшей куклы – к младшей, именно с русской задушевностью и выдумкой?

18:10 «Прорыв: 1950» Телефильм. 19 серия. 16+
19:00 Новости 12+
19:10 «Прорыв: 1950» Телефильм. 20 серия 16+
20:00 Новости 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония