Как цифровая эпоха изменила традиции Рамадана
24.03.2025


Новшества, которые принесла с собой цифровая эра, внесли коррективы практически во все сферы жизни. Сказались инновации и на том, как мусульманские верующие проводят священный месяц Рамадан. Издание Arab News поделилось взглядами разных поколений пакистанской семьи на влияние цифровых технологий.
67-летний Махмуд Ахмед Хашми из Исламабада — бывший госслужащий. Он еще помнит времена, когда в ранние утренние часы барабанщики обходили улицы, чтобы своим боем разбудить верующих на предрассветную трапезу во время Рамадана. Сегодня эту функцию с успехом выполняют телевизоры, мобильные телефоны и будильники. Смартфоны во многом помогают мусульманам во время поста: напоминают о времени молитвы, приема пищи или о чтении Корана.
Даже духовное общение в значительной степени переместилось на онлайн-платформы, отмечает мужчина. Если раньше люди посещали религиозные собрания в общинах, то сегодня исламские ученые и общественные деятели делятся размышлениями о Рамадане, толкованиями Корана и советами по духовному развитию в соцсетях. Такой формат особенно ценит молодое поколение мусульман.
Махмуд Ахмед Хашми скучает по многим исчезнувшим традициям. Например, раньше друзья и родственники отправляли друг другу рукописные поздравительные открытки к празднику окончания поста. Их бережно хранили и развешивали на стенах дома. Теперь же, сетует мужчина, открытки приходят лишь в мессенджерах.
Дорогие сердцам старшего поколения традиции приема пищи во время Рамадана тоже изменились. В прошлом сухур и ифтар — пищу для утренней и вечерней трапезы — всегда готовили дома или покупали в местных закусочных для всей семьи. Теперь же люди все чаще заказывают еду через онлайн-приложения: каждый выбирает блюда по своему вкусу.
Но в то время как Махмуд Ахмед Хашми с ностальгией вспоминает об утраченных обычаях, его сын, профессор университета наук и технологий Мирадж Мустафа Хашми, видит в цифровых инновациях положительные стороны. По его словам, приложения для заказа еды — отличное решение для занятых людей, которые из-за напряженного графика работы не могут самостоятельно закупать продукты. Тем, кто проводит весь день в офисе, такие сервисы очень помогают придерживаться поста. Кроме того, по словам профессора, цифровые платформы значительно упростили процесс передачи пожертвований на благотворительность — еще один важный аспект священного месяца.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.