Филиппины: День Черного Назарянина
27.12.2018 Олег Мироненко 1В центральном районе филиппинской столицы Кьяпо собираются несметные толпы. Причем это не только жители Филиппин, но и паломники, прибывшие со всего света, чтобы прикоснуться к святыне — чудотворной статуе Христа. Места у ворот малой базилики церкви Святого Иоанна Крестителя, где с 1787 года хранится реликвия, а также на окрестных улочках занимаются еще с ночи. Именно от храма рано утром 9 января каждый год и начинается массовое шествие. В это время улицы Манилы напоминают огромный людской муравейник. Каждый год в процессии принимают участие от 1,5 до 3 млн человек.
В шесть утра входные двери церкви широко распахиваются, оттуда выходит несколько крепких мужчин в красных рубахах — они выносят старинную статую Иисуса Христа, несущего свой крест. Главная филиппинская христианская реликвия изготовлена из прочного темно-красного дерева — камагонга. Фигура Христа выполнена в человеческий рост. Возглавляет процессию архиепископ. Статую торжественно водружают на специальную повозку, к которой прикреплены длинные канаты. Сотни рук верующих тянутся к этим канатам, чтобы принять участие в шествии. Порой возникает такая толчея, что приходится вмешиваться полиции и медикам, но обычно ситуация обходится без серьезных последствий. И вот счастливчики, которым удалось ухватить канаты, медленно влекут повозку по основным улицам Кьяпо — почти до самого президентского дворца. Затем процессия достигает моста, который соединяет берега реки Пасиг, рассекающей Манилу надвое.
Согласно легенде, статуя Черного Назарянина в 1606 году пережила страшный пожар на судне миссионеров — монахов-августинцев, которые везли ее на Филиппины, чтобы нести свет христианства местному населению. Отсюда, кстати, и название – Черный Назарянин: статуя хоть и не сгорела, но дым ее изрядно закоптил. Пережив один пожар, она прошла еще через два серьезных возгорания в базилике церкви Святого Иоанна Крестителя — и там пламя не смогло ее уничтожить. Не получила статуя повреждений и во время разрушительных землетрясений 1645 и 1863 годов на Филиппинах. Местные католики увидели в этом божественные знаки и отнесли статую к святыням. По их мнению, Черный Назарянин обладает мощной целительной силой и может предотвращать грядущие тяготы жизни, даруя также и здоровье страждущим. Нужно только к статуе прикоснуться.
За сим в Манилу и приезжают. Самые нетерпеливые начинают рваться к статуе сразу, как только она пересекает порог базилики. В какой-то момент кажется, что толпа, устремившаяся к святыне, обезумела, а полицейским приходится сильно постараться, чтобы привести людей в чувство. Но, кажется, это бесполезно — тянущихся к фигуре Христа человеческих рук становится все больше и больше. В какой-то момент становится понятно, что сил стражей порядка явно недостаточно — тогда в ситуацию вмешиваются добровольцы. Вот, наконец-то, совместными усилиями удается сдержать первый натиск толпы. Людской поток становится более организованным. Настоящее живое море! Всем желающим и страждущим, конечно, не удается прикоснуться к реликвии — статую тщательно охраняют, чтобы она не пострадала в давке от излишнего усердия людей, мечтающих получить жизненные силы и… немного счастья. Считается, что если дотронуться до статуи или повозки платком или полотенцем, а затем обтереть ими тело, то в ближайшее время несчастья обойдут стороной.
В конце концов, когда некоторые из паломников начинают понимать, что дотронуться до статуи на этот раз не суждено, они начинают настоящую битву за то, чтобы прикоснуться хотя бы к повозке, на которой везут святыню. Если и это не получается сделать, то в запасе всегда остается другой способ получить божественную благодать — теперь нужно попытаться дотронуться до канатов, на которых тащат повозку с Черным Назарянином. Считается, что ото всех этих предметов, пока статуя находится в повозке, исходят божественный свет и тепло.
Увы, у большинства людей мечта так и не сбывается — поэтому они непременно приедут в Манилу на следующий год, чтобы снова попробовать осуществить ее. А пока… пока им приходится довольствоваться лишь прикосновениями к копиям реликвии, которые всякий раз несут вслед за оригиналом. Все молятся и кричат «Вива Иисус из Назарета! Вива сеньор Назарета!». Некоторым любопытным наблюдателям кажется, что люди действительно впадают в религиозный экстаз. С высоты птичьего полета, точнее с верхотуры самого высокого здания в Кьяпо, кажется, что людская масса превращается в единый живой организм — сильно возбужденный в непосредственной близости от повозки с Черный Назарянином.
Никакая давка в общественном транспорте не сравнится с этим! Каждый участник процессии понимает, что придется претерпеть очень сильные физические неудобства — многие верующие в этой давке попросту не выдерживают и теряют сознание, их спешно пытаются эвакуировать куда-нибудь в сторону, где можно полной грудью глотнуть свежий воздух.
Это просто удивительно, но, согласно статистике, серьезных травм после Дня Черного Назарянина фиксируется не так уж и много. Да, в обморок кто-то падает почти постоянно – нестерпимая уличная духота делает свое черное дело, в толпе дышать еще труднее — особенно, когда люди плотно прижимаются телами друг к другу более десяти часов кряду. Многие идут босиком по раскаленной мостовой — так шел Христос на Голгофу, так следуют и они, выражая подобным образом покаяние.
Число верующих, прибывающих в Манилу ко Дню Черного Назарянина, всякий раз увеличивается после какого-нибудь мощного природного катаклизма — они на Филиппинах не редкость. Можно, например, вспомнить тайфун «Хайян», принесший в страну страшные разрушения. Тогда погибло около 10 тыс. человек. Манильские чиновники и полиция утверждают, что на следующий год в торжественном шествии приняло участие около 12 млн человек. Наверное, это все же преувеличение, но несомненно одно: людей, желающих прошагать с реликвией по улицам города, становится несравненно больше. Именно в эпоху невзгод у многих появляется острое желание поверить в лучшую жизнь.
Люди, участвующие в процессии, пристально вглядываются в лик Иисуса: кому-то он может казаться светлым — значит, год пройдет благополучно, кому-то — темным, следовательно, жди беду… Причем каждый из паломников видит совершенно разные лики Христа. Так говорят…
Фото: kykyryzo.ru
Подпишитесь на рассылку последних новостей.