Двусторонняя парламентская дипломатия России и Вьетнама развивается быстрыми темпами
30.05.2021 Александр Королёв - К.п.н., заместитель заведующего Евразийским сектором, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ 1Это важное событие для страны, поскольку Парламент Вьетнама юридически закрепляет основные стратегические направления развития государства как во внутренней, так и во внешней политике. Вьетнам является активным участником регионального и глобального межпарламентского взаимодействия, включая АИПА, АПА и АТПФ, а также занимает одну из ведущих ролей в работе асеаноцентричных институтов безопасности. Вьетнамский парламент неоднократно лоббировал повестку в сфере международной безопасности в рамках заседаний АИПА. Наиболее показательными кейсами выступают резолюции 2016 года. Так, по инициативе Вьетнама в ходе 36-й сессии Генеральной Ассамблеи АИПА были приняты две резолюции – «Укрепление Сообщества АСЕАН в сфере политики и безопасности: на пути к инклюзивности» и «Укрепление Сообщества АСЕАН путем надлежащего управления: на пути к инклюзивности». Характерно, что это на сегодняшний день последние резолюции, принятые по вопросам политики и безопасности, что отчётливо свидетельствует об эффективном лоббизме Вьетнама.
Помимо этого, Национальное собрание Вьетнама играет важную роль в продвижении региональной повестки в сфере безопасности и гуманитарного сотрудничества в рамках Межпарламентского союза и ООН. Например, неоднократно взаимодействие парламента Вьетнама и некоторых других стран-членов АСЕАН, в частности, Малайзии приводили к продвижению на уровне Ассоциации стратегий и планов действий по борьбе с наркотиками, что находит отражение в отчетах Управления ООН по наркотикам и преступности.
Показательно также, что 2018 году в ходе вьетнамского председательства в АТПФ национальному парламенту Вьетнама удалось продвинуть Ханойскую декларацию, в которой зафиксированы основные приоритеты и направления развития Форума до 2030 года. Декларация входит в число шести ключевых документов АТПФ, принятых с момента запуска форума в 1993 году.
Национальное собрание Вьетнама также проводит активную политику по наращиванию взаимодействия с ведущими акторами на мировой арене – например, Европейским союзом. Парламентская дипломатия Вьетнама помогает выстраивать такие многосторонние форматы сотрудничества, как АСЕМ, диалоговое партнерство АСЕАН-ЕС.
Таким образом, Национальное собрание Вьетнама адекватно справляется с возложенными на него полномочиями и при этом выполняет не только сугубо законодательные функции, но часто выступает интеллектуальным лидером в продвижении широкой международной повестки: от противодействия наркоторговле и обеспечению безопасности в Южно-Китайском море – до развития свободной торговли с интеграционными объединениями по типу ЕС.
Межпарламентское сотрудничество между РФ и Вьетнамом за последние годы можно охарактеризовать как динамичное. У сторон развиты институциональные механизмы диалога. В частности, функционирует Депутатская группа по связям с парламентом Вьетнама, а также создана вьетнамско-российская Межпарламентская комиссия высокого уровня. Законодательные органы обеих стран регулярно проводят двусторонние встречи, а также встречи на полях международных форумов. В качестве примера можно привести встречу глав парламентских делегаций России и Вьетнама во время 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума во Владивостоке в 2013 году, а также встречу на полях Форума АТПФ в 2018 году в Ханое.
На двустороннем уровне стороны обсуждают наиболее важные проблемы в сфере экономики и безопасности и предлагают совместные инициативы. В 2019 году стороны обозначили важность более активного перехода на национальные валюты во взаиморасчётах, а также необходимость более системного использования потенциала Российско-Вьетнамского банка. Кроме того, делегации подчеркнули готовность создания новых рабочих групп в рамках российско-вьетнамского парламентского диалога для придания динамизма двусторонним торгово-экономическим, инвестиционным и гуманитарным аспектам сотрудничества.
Важно также подчеркнуть, что межпарламентская дипломатия России и Вьетнама осуществляется и в формате сотрудничества молодых парламентариев, что является важным инструментом формирования будущей политической элиты в обеих странах. Символично, что Вьетнам принял участие в первом международном молодежном парламентском форуме, проведенном Россией в октябре 2018 года. В ноябре 2019-го вьетнамская делегация приняла участие в первом форуме молодых российских женщин, одним из соорганизаторов которого выступил Совет Федерации Российской Федерации. В апреле 2021 года состоялась специальная конференция, посвященная обзору деятельности Депутатской группы дружбы Вьетнам-Россия в 2016-2021 годах. Стороны обсудили широкий круг вопросов, включая стратегическое партнерство, годовщину дипломатических отношений, борьбу с COVID-19.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что двусторонняя парламентская дипломатия в последние годы развивается быстрыми темпами. Этому способствует общий позитивный климат в отношениях между Россией и Вьетнамом, развитые институциональные механизмы сотрудничества, широкая повестка взаимодействия. Кроме того, стороны нередко координируют свою деятельность в рамках многосторонних межпарламентских площадок — МПС, АТПФ и других.
Сотрудничество между Национальным собранием Российской Федерации и Национальным собранием Вьетнама обладает большим потенциалом как на уровне двустороннего российско-вьетнамского сотрудничества, на макроуровне – в рамках продвижения концепции «Большая Евразия», так и на глобальном уровне – в рамках международных межпарламентских объединений. Для углубления двусторонней межпарламентской дипломатии и повышения значимости обеих стран на мировой арене целесообразно сконцентрироваться на использовании ресурсов парламентской дипломатии.
В этой связи представляется перспективной организация совместных семинаров по межпарламентской линии с привлечением представителей ведомств, формирование механизма мониторинга имплементации резолюций, принятых в рамках заседаний межпарламентских объединений, гармонизация нормативно-правовой базы участников, разработка антикризисной программы действий на уровне межпарламентских объединений, проведение регулярных региональных семинаров для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере безопасности, обсуждение актуальных традиционных и нетрадиционных угроз безопасности. Особенно это касается новых вызовов и угроз, таких как экологические и техногенные катастрофы, эпидемии и пандемии.
На фото: заседание XIV Национального собрания. Источник: VNA
Подпишитесь на рассылку последних новостей.