Баодиншань: Хозяева "Золотой горы"
24.05.2019 1Баодиншань — это обобщающее название древнего комплекса Дацзу, наскальных рельефов VII-X веков. Находится он рядышком с горой Баодиншань, примерно в 120-125 километрах от Чунцина (город центрального подчинения в центральной части Китая). Сам комплекс — тысячи буддийских, конфуцианских, даосских памятников. Более 100 тысяч иероглифов выбито на них — надписей и эпиграфов. Самая известная скульптура — «Нирвана Шакьямуни» — изображает спящего на боку Будду. Ее длина составляет 31 метр. Главный комплекс — сооружение буддистского монастыря Шэншоу. В него входят, собственно, само задание монастыря, а также два скальных скульптурных комплекса — Сяфовань и Дафовань, а также несколько других относительно небольших архитектурных объектов.
Фото: algaedo.livejournal.com
Удивительно, но, как рассказывают сами китайцы, первый иностранец попал в Баодиншань только в 1980 году, хотя древний комплекс обнаружила еще в 1945 году группа китайских исследователей-авантюристов. Просто в голову не укладывается, почему так долго эти культурные сокровища оставались для многих людей недоступными?
Удивляться, наверное, не нужно, если вспомнить, что сами китайские власти обратили внимание на легендарную «Гору сокровищ» (так переводится слово «Баодиншань») лишь во второй половине прошлого века…
Фото: solnechnyj-kitaj.ru
В VI веке в Китае утверждился буддизм, который в конце концов и стал государственной религией. Правда, длился этот период не очень долго, ведь аскетизм «срединного пути» слишком уж противоречил законам великого китайского учителя Конфуция (ему до сих пор трепетно поклоняются многие современные китайцы), который призывал людей к активной жизни на благо всего общества. Поэтому буддизм постепенно стал сходить с политической арены Поднебесной, а китайские буддисты предпочитали вести замкнутый образ жизни — преимущественно в рамках своих удаленных от больших скоплений людей монастырей. Они отказывались подчиняться властям – непростительное преступление во все времена. Последствия не заставляли себя долго ждать — на буддистов то и дело начинались гонения, их объявляли врагами, а императорские чиновники с легкостью разоряли монастыри. В общем-то, обычная история.
Необычное в ней то, что скульптуры Баодиншань стали рукотворным чудом буддийских монахов, которые вынуждены были сбежать от гонений властей в одну из самых отдаленных и труднодоступных провинций Китая — Сычуань. Добраться туда было не так-то и просто — в этом регионе много высоких и труднопроходимых гор, бурных речек и узких ущельев, преодолевать которые отваживался в те времена не всякий смельчак. Привычных нам сегодня дорог тогда не было — потому-то Сычуань издавна считалась забытым богом местечком, куда попасть можно было лишь по реке Янцзы: судно вверх по течению тащили бурлаки. Выбраться из тех гиблых, как многим казалось, мест и вовсе представлялось затруднительным делом. Многие из бурлаков так и сгинули в мутных водах Янцзы, срываясь с отвесных скал. Но буддистские монахи, похоже, были не лыком шиты — сумели добраться до «Горы сокровищ» и обосноваться там. Попасть в эти места многие считали делом невозможным. Не поэтому ли гора Баодиншань настолько обросла мифами и легендами, что некоторым китайцам стало казаться, что ее нет и вовсе?
Фото: liveinternet.ru
…Труднейший для Китая 1945 год. Страна разорена войной. С одной стороны гоминьдановцы Чан Кайши, с другой — дозоры Народно-освободительной армии Мао Цзэдуна. На дорогах бесчинствуют разбойники-хунхузы. Но именно в это неспокойное время трое китайских искателей приключений, польстившихся легендарными богатствами Баодиншаня, приняли решение отправиться в экспедицию. Почему им пришла в голову эта, в общем-то, безумная идея? Сегодня уже и не узнать. Ради чего они рисковали своими жизнями? Возможно, ради науки (по одной версии это были все же археологи, по другой — туристы-путешественники). Злые языки говорят, что эти люди просто хотели обогатиться за счет «бесхозных» буддийских сокровищ, о которых народная молва слагала легенды. Как знать, как знать…
Как бы там ни было, но смельчаки воплотили в жизнь свою, как тогда казалось, трудновыполнимую идею — они проделали труднейший путь и достигли намеченной цели. Вот уже позади оказался едва проходимый пихтовый лес. Неожиданно люди вышли к высокому обрыву. Провозившись над восстановлением шаткого и давно заброшенного мостика, они наконец-то преодолели порожистую речку, чьи мутные воды местами с грохотом разбивались о скалы, бесследно исчезая в прибрежных пещерах, и… оказались перед частоколом бамбуковых стволов.
Фото: webshus.ru
Прорубая себе дорогу огромными тесаками и карабкаясь по скользким известняковым скальным уступам, искатели приключений вдруг очутились в царстве безмолвных каменных изваяний, чей внешний вид порой вызывал непреодолимый страх. Это и был знаменитый сегодня комплекс пещерных храмов, сооруженный древними китайскими буддистами.
Однако бурное ликование продолжалось недолго. После обшаривая всех уголков пещер и перекапывания упругой глины у подножия бесчисленных статуй, выяснилось, что отыскать вожделенные сокровища так и не получилось. Точнее, эти сокровища находились повсюду, но проблема заключалась в том, что их можно было лишь пощупать руками, но никак не унести…
Сегодня туристы со всего света приезжают в Сычуань: одни — на комфортабельных корабликах по реке, другие прилетают из Пекина. А к горе Баодиншань проложена вполне приличная дорога. В это место люди приезжают для того, чтобы посмотреть священные каменные буддийские изваяния, которые символизируют четыре «благородных истины»: жизнь — это страдание, оно сокрыто в человеческих желаниях, но чтобы это страдание прекратить, нужно всячески подавлять свое корыстолюбие, достигая нирваны (высшей цели) при помощи медитации. Если упрощенно, то именно в этом и состоит «философское звучание» буддизма, которое предлагает людям следовать «срединным путем», погружаясь в самопознание. Мирские заботы — все это суета сует, главное — внутреннее совершенство человека, который не перекладывает свою ответственность или вину на кого-то другого.
Фото: webshus.ru
Сегодня главный комплекс монастыря Шэншоу не сохранился в первозданном виде: его дважды сжигали — первый раз в XIII веке, второй — в XVII веке. Но каждый раз монахи его восстанавливали — последний раз во время династии Цин, правящей в период с 1644 года по 1912 год.
Рядом с монастырем расположено небольшое святилище Сяфовань, построенное на каменной террасе. Его стены и помещения сооружены из каменных блоков. Скульптуры высечены прямо в них. Самые известные расположены в трехъярусной «Пагоде Дхармакая Сутры», высота которой составляет 7,9 метров.
В свое время Шэншоу стал центром тантрического буддизма в регионе, а Сяфовань — «внутренним» сооружением монастыря, где проходили религиозные практики посвященных.
Знаменитый комплекс скальной скульптуры Дафовань — символ Дацзу (так называется весь комплекс древних наскальных рельефов) — находится неподалеку. Когда-то это было место, куда стремились попасть паломники и странствующие пилигримы. Современные исследователи пришли к выводу, что среди буддистских скальных и пещерных комплексов Китая Дафовань — это действительно уникальное сооружение, строившееся последовательно более века (с 1174 года по 1252 год) на пожертвования императорских особ, китайской знати и простых людей.
Фото: webshus.ru
В одном из гротов Баодиншаня находится статуя Павлиньего короля, восседающего на огромном птицеподобном чудовище. Повсюду прямо в стенах пещеры вырезаны сотни Будд. Павлин для многих народов является символ изобилия, плодородия и бессмертия, поэтому его изображения часто встречаются не только в Китае, но и во многих других странах. Например, в Индии.
В другой пещере находится покрытая позолотой статуя Спасительницы. Согласно легенде, она могла превращаться в различных животных и помогала людям решать их проблемы. Еще бы — у нее тысяча семь рук, поэтому оказать поддержку ей было по силам многим.
Охраняют «Гору сокровищ» свирепые каменные стражники, некоторые из них держат в руках головы поверженных врагов, нарушавших буддийские законы. Согласно буддийскому учению, человек, попавший в ад, может подвергаться восемнадцати видам пыток — за каждое прегрешение следует свое наказание. Самое страшное — за пьянство. Пьяницам, особенно тем, кто склоняет к пагубной привычке других, демоны дробят колени.
Некоторые статуи своим видом демонстрируют, какая жизнь ждет грешников после смерти. Вот, некое существо с головой бегемота-носорога тянет человека за волосы к кипящему котлу. А вот, кому-то перемалывают кости огромным колесом. А здесь — торчит пара голов из ванны с нечистотами, но свирепый стражник непреклонен, он настойчиво заставляет нечестивцев окунаться все глубже и глубже в эти мерзко пахнущие помои.
Фото: algaedo.livejournal.com
Все это чем-то напоминает полотна Иеронима Босха, где демоны, полулюди-полузвери, пытают грешников, но еще более изощренными способами. Удивительно, но босховские адские муки очень схожи с баодиншаньскими, хотя гениальный голландский живописец скончался прежде, чем европейцы открыли для себя малопонятный для них Китай.
Однако далеко не все фигуры Баодиншаня приводят в трепет. Также здесь обнаруживается и много «жизнерадостных» изваяний, если, конечно, так можно выразиться — люди пока веселятся и придаются плоским утехам, так как еще не знают, что их ждет после смерти, если выяснится, что они вели неправедную жизнь. Вот, беспечно танцует бедняк, наслаждаясь свободной минутой, девочка умиленно играет на флейте, женщина радостно кормит павлинов, а какой-то крестьянин искусно гребет веслами на лодочке…
По Баодиншаню, от грота к гроту, можно бродить бесконечно долго, рассматривая творения древних мастеров. Но этого не дают сделать гиды — они постоянно торопят своих подопечных, ведь очередь желающих пройти в комплекс все растет и растет. Сегодня каменные сокровища Баодиньшаня стали таким же туристским аттракционом, как и Великая стена, и Запретный город в Пекине, и терракотовая армия Цинь Шихуанди. А грозные стражи древних пещерных храмов уже никого не пугают…
Подпишитесь на рассылку последних новостей.