Андрей Денисов: «Один пояс – один путь» – это основа, открывающая путь

20.09.2023 Ван Дэлу, Руководитель службы информации Евразийского бюро Медиакорпорации Китая 3580
Ван Дэлу, Руководитель службы информации Евразийского бюро Медиакорпорации Китая

В посольстве Китая в России прошел семинар, посвященный 10-летнему юбилею со дня выдвижения инициативы «Один пояс – один путь». В мероприятии приняли участие председатель Общества российско-китайской дружбы, первый зампредседателя Госдумы РФ Иван Мельников, директор Российского института стратегических исследований Михаил Фрадков, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам РФ Андрей Денисов и другие.

После семинара Андрей Денисов, занимавший должность Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в КНР в 2013–2022 гг., дал интервью корреспонденту Медиакорпорации Китая.

Уважаемый Андрей Иванович, Вы – свидетель создания и хода реализации инициативы «Один пояс – один путь». На Ваш взгляд, что такое «Один пояс – один путь»? Какое влияние этот проект оказывает на отношения между Россией и Китаем?

Андрей Денисов:

– Инициатива «Один пояс – один путь» возникла в 2013 году, ровно 10 лет назад – 7 сентября исполняется 10 лет с того момента, как председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в столице Казахстана, выдвинул эту идею. Десять лет по историческим меркам – срок небольшой, но современная эпоха так быстро меняется, так быстро меняется ситуация, что эти годы вместили в себя множество изменений, повлиявших в том числе и на содержание этой инициативы. На мой взгляд, повлиявших в положительном отношении.

Инициатива «Один пояс – один путь» первоначально задумывалась как выстраивание инфраструктурной сети, связывающей различные континенты, как организация маршрутов для перевозки товаров, грузов, людей между Европой, Азией, Африкой и другими частями света, но впоследствии она расширилась, что называется, и вширь, и вглубь. Стала включать в себя не только инфраструктурное строительство, но и достаточно широкие экономические программы, связанные с освоением тех территорий, которые втягиваются в экономический оборот после строительства железных дорог, портов, мостов, тоннелей – то есть после создания такой вот широкой транспортной сети.

Сегодня насчитывается уже порядка десяти разных путей, маршрутов, разного рода проектов, означающих взаимосвязанность между государствами в той или иной сфере, например, в области здравоохранения или цифровизации. И в конечном счете «Пояс и путь» приобрела глобальный характер. Элементы инициативы реализуются через Шанхайскую Организацию Сотрудничества, в которой состоят страны, так или иначе вовлеченные в ее реализацию.

Теперь сюда добавляется БРИКС и создает свои возможности, и подход Китая к этой инициативе тоже перестраивается, становится более глубоким, более всеобъемлющим. Сегодня уже говорят не только о «жестком Шелковом пути», то есть строительстве инфраструктуры, скажем, железных дорог, но и о «мягком Шелковом пути», то есть своего рода правилах. процедурах в таможенном регулировании, облегчающих обмен товарами, услугами, людьми и так далее. Одним словом, если взять экономическую часть инициативы «Пояса и пути», то она развивается, я бы сказал, в плановом режиме. Делаются выводы из того, что уже построено, намечается планы на будущее.

Конкретно для нашей страны, для России, ценность этой инициативы заключается в том, что она органично вписывается в так называемое сопряжение между Евразийским экономическим союзом и Китаем, лидером «Одного пояса – одного пути». Мы очень надеемся, что после пандемийной паузы мы возобновим активность на направлении этого сопряжения, как мы говорим «интеграции интеграций». Интеграция по-китайски一体化 (yi ti hua), таким образом, это можно назвать 一体化的一体化.

– Как Вы смотрите на перспективу такого сопряжения при нынешней геополитической ситуации?

Андрей Денисов:

– Нынешняя политическая ситуация очень сложная и для России, и в известной мере для Китая, потому что та политика санкций, которую проводит Запад в отношении нашей страны, в отношении Китая и в отношении еще целого ряда стран – она, к сожалению, всерьез и надолго. Это не кончится за какое-то короткое время, к этому нужно приспосабливаться путем выстраивания широкого экономического сотрудничества в той зоне земного шара, которая не подвержена влиянию и воздействию тех, кто устраивает санкции. Отсюда активизация ШОС, отсюда расширение объединения БРИКС.

Таким образом, инициатива «Один пояс – один путь» предлагает платформу для выстраивания новой экономической политики на справедливо равноправной основе, лишенной санкций. Сегодня за столом один из участников вспомнил фразу Конфуция – по-китайски она, если не ошибаюсь, звучит как 本立而道生 (Ben li er dao sheng): «Если будет основа – то будет и путь». «Один пояс – один путь» как раз и создает ту основу, которая открывает путь. Спасибо.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония