Жылдыз Урманбетова: «Следует отличать национализм от грамотного формирования национальных государств»

26.11.2020 Никита Белухин, медиашкола ИАЦ МГУ 1
Фотография предоставлена ИАЦ МГУ

Эти вопросы осветила в своей лекции в рамках международной медиашколы «МедИАЦия» профессор Кыргызско-Российского Славянского университета и Кыргызско-Турецкого университета «Манас», доктор философских наук Жылдыз Урманбетова


Важно понимать, что сегодня процессы нацие- и регионостроительства во всём мире нужно оценивать через призму глобализации. Глобальный мир стал реальностью, и национальные государства обязаны реагировать на него, приспосабливаться к новым реалиям. 

На современном этапе политическое бытие превосходит по значимости экономическое бытие. Наш век можно обозначить как «век культуры», который сменил предыдущий «век идеологий». На первый план в последнее время выходит уже постглобализация, которая открывает ранее спящие идентичности и усиливает дивергенцию мира.  

При этом национальные государства как геополитические единицы отнюдь не теряют значимости, происходят в регионе и всплески национализма. Следует отличать при этом национализм от грамотного выстраивания и формирования национальных государств, которое дается не всем постсоветским странам просто. 

В этом контексте возникает концепт региона как некоего буфера между национальным и глобальным, который позволяет слабым государствам быть представленным на международной арене, даёт возможность скорректировать национальные интересы и сглаживает негативные последствия глобализации.  

Евразия представляет собой особый регион, и в силу его размеров сложно выделить единую евразийскую идентичность, а также субрегионы Евразии. 

 

Кроме того, подходы к определению границ Евразии постоянно меняется. После распада СССР понятие «Средняя Азия и Казахстан» было заменено понятием «Центральная Азия». Суверенность стала большим испытанием для центральноазиатских государств, и зачастую границы и наполнение региона определялись интересами внерегиональных государств. Так было с американской концепцией «Большой Центральной Азии», которая относила к числу центральноазиатских государств и Афганистан. Наиболее успешной версией евразийской идентичности остаётся советская идентичность, но возвращение к ней невозможно.  

Россия сегодня заинтересована в создании новой евразийской идентичности. Позиция «младший брат — старший брат» в отношениях РФ и Центральной Азии не работает, и Центральная Азия становится полноправным участником формирования евразийской идентичности.  

Однако существует и ряд вызовов для выстраивания идентичности. 

Политическое единство Центральной Азии пока отсутствует в силу политической разношёрстности региона – от стабильных автократий до бушующего демократизма (в случае Кыргызстана). Евразийское сотрудничество в перспективе может сгладить противоречия центральноазиатских государств и через завершения формирования региона Центральной Азии выйти на евразийскую идентичность.  

Кроме того, в регионе наблюдается всплеск исламской самоидентификации. В Казахстане и Кыргызстане как у потомков кочевой цивилизации религиозный фактор был немного притуплен, но с отходом идеологического фактора, религия начала играть возрастающую роль.  

Есть еще и внешний фактор, так как внерегиональные государства формируют Центральную Азию с учётом своих интересов, но они не могут создать региональную идентичность вместо, собственно, центральноазиатских государств. Государства Центральной Азии изначально должны выработать собственную идентичность.

Организатором медиашколы выступает Информационно-аналитический центр МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при поддержке Фонда Президентских грантов. 

 

21:00 Новости 12+
21:15 «Охота на лис». Телесериал 16+
22:00 Новости 12+
22:10 «Охота на лис». Телесериал 16+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония