Центральные улицы некоторых городов Бангладеш выглядят именно так. Фото: hightech.fm
Действительно, об этом напоминает историческое прошлое Народной Республики Бангладеш, где, кроме бенгальцев-мусульман, остальная часть населения – индуисты и буддисты. Причем в основном это представители низших каст. А еще в Бангладеш проживают многочисленные горские народности – чакма, могх, типпера, трипура, мру и некоторые другие. Они исповедуют преимущественно буддизм. Впрочем, некоторые из них до сих пор находятся в чуть ли не первобытном состоянии. Как, например, народность мру.
Эти люди живут на холмах Рангамати, у них нет даже своей письменности, что местные объясняют старинной и довольно интересной легендой. Согласно оной, мру были так заняты работой на полях, что даже не появились перед Богом, когда тот учил людей письменности. Тогда Владыка написал алфавит на листьях пальмы, приказав корове отнести их мру. Но вот незадача – корова слопала эти листья, а мру, узнав о столь гнусном поступке животного, тут же ее убили и, изжарив на костре, съели. Поэтому те немногие путешественники, которые добираются сегодня до поселений мру, видят там висящие коровьи черепа – оказывается, они являются напоминанием о тех далеких событиях.
Дакка — столица Бангладеш. Фото: yandex.uz
Среднестатистический россиянин о Бангладеш знает крайне мало, туристические поездки в эту страну совершаются редко. Одним словом, для многих это государство является настоящей «терра инкогнита». И правда, что мы знаем о Бангладеш?
Попытаюсь хоть немного восполнить этот пробел в небольшой публикации. Дело в том, что вся история Бангладеш – это (по большому счету) история Индии, а позднее – Пакистана. Лишь очень давно – в VIII-XII веках на этой территории существовало независимое Бенгальское царство, где проживали представители дравидийской и арийской рас. Затем, в XIII веке Бенгальское царство, как и Индия, очутилось под властью мусульман. А примерно с середины XVIII века территории Бангладеш стали частью Британской Индии. И такое положение дел существовало вплоть до 1947 года, когда владычеству Великобритании в Индостане пришел конец. Примерно в это время произошел и раскол Индии на два государства – собственно, Индию и Пакистан, где население придерживалось мусульманских традиций.
Тогда Восточная Бенгалия, где также проживало больше мусульман, стала одной из провинций Пакистана. Но проблема заключалась в том, что она отделялась от пакистанских территорий полосой индийских земель. Положение этой провинции было довольно шатким: населения много, а экономика практически нулевая. Так что, к гадалке не ходи, а предсказать проблемы для этого территориального образования в составе Пакистана можно было просто. Так оно и случилось: в конце 1960-х годов в Восточной Бенгалии поднялась мощная волна национально-освободительного движения, которая и сделала в 1971 году второстепенную провинцию Пакистана независимым государством Бангладеш.
Трудовые будни бангладешцев. Фото: helionews.ru
Несколько десятилетий Бангладеш находился в поисках собственного пути развития, переживая попутно один катаклизм за другим, но, в конце концов, было объявлено, что страна хочет придерживаться демократических идей, формируя основные принципы государственности на следующих моментах: вера в Аллаха, единого и всемогущего; демократия и социально-экономическая справедливость для всех бенгальцев.
Пока современному путешественнику, далекому от реалий жизни этого государства, не всегда удается верно оценить, насколько успешно идёт воплощение в жизнь этих идей. Но кое-что видно невооружённым взглядом.
…Когда оказываешься в бангладешской глубинке, то сразу замечаешь, что в стране существует настоящий культ риса – рисовые поля повсюду. Говорят, что урожай этой культуры собирается трижды в год. Любовь к рису привела бангладешцев к тому, что практически повсеместно уничтожены леса — они сохранились лишь на юго-западе страны. Вдоль побережья обнаруживаются мангровые заросли, а массивы влажной тропической зелени можно увидеть только в горах на юго-востоке. Именно там растет гарджан – красное дерево, которое бенгальцы с давних пор поставляют в Индию и другие страны. Встречается и сандаловое дерево с очень твёрдой древесиной. Кстати, именно в Бангладеш можно купить настоящие поделки, выполненные из этой древесины, тогда как в той же Индии ушлые торговцы, как правило, смазывают безделушки сандаловым маслом и продают их незадачливым туристам под видом натуральных сандаловых. В Бангладеш сандаловое дерево используется в строительстве и как топливо.
Бенгальский тигр. Фото: yandex.ru
Также рассказывают, что в Бангладеш – в тех местах, которые еще окончательно не покорены человеком, — до сих пор встречается бенгальский тигр. Его часто называют королевским – видимо, из-за большой любви древних властителей к охоте на это животное. В этих краях также можно встретить леопардов и других диких кошек, слонов, оленей и обезьян. Так что для натуралистов страна еще полностью не потеряна. А уж змей и земноводных – жаб и лягушек – здесь тьма-тьмущая. Пожалуй, эти виды «братьев наших меньших» могут составить конкуренцию человеку, ведь Бангладеш считается одним из самых густонаселенных в мире государств.
Живут бангладешцы, особенно в сельской местности, большими семьями – все под одним кровом: родители, дети, семьи детей и даже их бедные родственники. У местных жителей так принято – помогать друг другу, делясь последним куском хлеба, то есть последней порцией риса. Дети же всегда оказывают поддержку родителям, даже если и покидают отчий дом.
В деревнях многие женщины носят чадру, когда появляются в общественном месте. Да и вообще, дом бенгальца-мусульманина, как правило, имеет женскую половину, где представительницы слабого пола и ведут хозяйство, не вмешиваясь в мужские дела. Нет, процесс эмансипации женщин затронул и Бангладеш, конечно же, но в основном он касается преимущественно женщин и девушек-горожанок. Они устраиваются на работу вне дома, получают сносное образование, могут даже брать ссуды в банках и открывать собственное дело.
В основном, в Бангладеш разговаривают на английском языке, хотя государственным считается бенгальский язык, возникший на основе санскрита. Но везде в ходу именно английский – на нем разговаривают в учреждениях, обучаются в школах и колледжах.
Бангладеш — многонациональная страна, в которой преобладают мусульманские традиции. Фото: flickr.com
Город Дакка – это и самый крупный город страны, и ее столица, стоит в удобном месте на пересечении речных путей. Дакка считается сельскохозяйственным центром страны, тогда как промышленным – город Читтагонг. С XVII века это крупнейший морской порт на побережье Бенгальского залива.
С транспортом в Бангладеш все предельно сложно – пожалуй, это одна из главных проблем страны. Рек много – переправ меньше, чем нужно. Не так уж много и мостов – в основном, они на Ганге и на Джамуне. Через остальные речки переправляют паромы, на них даже умудряются ставить железнодорожные составы. Автомобильные дороги также оставляют желать лучшего – в сезон дождей проехать по ним становится невозможно. Поэтому основное средство передвижения в Бангладеш – это речные теплоходы. Те, кто побогаче, для этих целей используют местные авиалинии – небольшие самолетики курсируют между крупнейшими центрами страны.
Просторы Бангладеш. Фото: bdtrips.com
Зато в городах, даже тогда, когда их затапливает, как говорится, по самые уши, основным транспортным средством являются рикши – человек «впрягается» в двуколку и везет туда, куда скажут. Наиболее продвинутые рикши возят на мотодвуколках (бэби-такси, как их здесь называют) или трехколесных велосипедах, в которые вмонтирована «карета». Моторикши обычно используют для своих «железных коней» сжиженный газ – передвигаться на таком транспорте удобно, потому что быстро. Но когда идут проливные дожди, то самый верный способ добраться до намеченного места – взять обычного рикшу. Он будет по пояс брести в воде, но исправно тащить свою «телегу». А моторикша застрянет в первой же яме с водой. Местные власти сегодня пытаются ограничить передвижения рикш по центральным улицам городов – уж больно они мешают автотранспорту.
Бангладешцы любят попраздновать. В дополнение к государственным, в Бангладеш отмечают религиозные праздники представители разных конфессий: индуисты – Дурга Пуджа, христиане – Рождество Христово, буддисты – Будда пурнима, мусульмане – Ил-уль-Азха.
Весенний фестиваль в Бангладеш. Фото: pinterest.ru
И, разумеется, все бенгальцы любят праздник, который называется Мела. Проходит он преимущественно зимой, когда не нужно работать на полях. На Мелу в города съезжаются множество жителей страны, ведь этот праздник – место встреч, общения, ярмарок, театральных и цирковых представлений. В этом межнациональном и межрелигиозном торжестве смешиваются и мусульманские, и индуистские, и буддистские традиции. Весьма популярны также в Бангладеш и Ноди мела – так называемые «речные съезды», на которые в стародавние времена собирались, чтобы умилостивить речных богов. Река в Бангладеш – это великая сила, дарующая жизнь и урожай.
Самые популярные развлечения на Мела – песни баулов, бродячих народных певцов, обычно излишне бородатых и усатых. Одеты они в длинные халаты, на каждом – тюрбан и непременные четки на шее. Эти люди исполняют песни, аккомпанируя себе на эктаре, щипковом однострунном музыкальном инструменте. Баулы любят петь как сольно, так и большими группами – все зависит от разновидности песен, которые исполняются. Есть такие, когда солист задает тему, а остальные развивают не только сюжет, но и мелодию. Такие песни называются джариган, или «песнь тротуара» — сплошная импровизация. О чем поют? Да о вечном – о любви, истории и т.д. Иногда состязаются в песнопении сразу два баула. Слова и музыку они сочиняют экспромтом, прямо перед зрителями. Ну а какая песня без танца? Конечно же, не обходится без барабана, висящего на поясе танцора. Зрители охотно бьют в ладоши, задавая ритм танцу.
После такого веселья – самое время подумать и о трапезе. А кулинария страны своеобразная, она известна всему миру – в основном, благодаря искусному использованию различных ароматных специй и очень острых приправ. В Европе, например, многие рестораны, специализирующиеся на индийской кухне, готовят именно по-бенгальски. Но это так, к слову…