Российские учёные спроектировали БПЛА для мониторинга погоды в Арктике
16.01.2022 1Комбинация вертикального взлета и "самолетного" типа полета позволит снизить риск его повреждения, считают разработчики.
Специалисты Московского авиационного института (МАИ) и Института физики атмосферы им. Обухова (ИФА) РАН спроектировали беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Цимлянин» для метеорологических исследований и мониторинга погоды в арктических широтах. Он уже прошел летные испытания, пишет пресс-служба МАИ.
«Новый беспилотник позволит исследовать турбулентную структуру пограничного слоя атмосферы — нижней части газовой оболочки нашей планеты. В перспективе разработка может быть использована для создания сети метеорологического мониторинга в Арктике на базе БПЛА, а также оперативного отслеживания и прогнозирования ледовой обстановки вдоль Северного морского пути и в акваториях северных портов России», — говорится в сообщении.
БПЛА все чаще используются в метеорологии, так как данные аэрологического зондирования на разных высотах, получаемые с них, дают более полную информацию, чем точечные наблюдения на метеорологических станциях. Кроме того, использование БПЛА позволяет увеличить частоту и расширить зону измерений. Особенно актуально использование беспилотников в труднодоступных районах, где метеорологические и аэрологические станции располагаются на большом расстоянии друг от друга.
Как отмечают в МАИ, освоение Арктики требует повышения надежности прогнозов неблагоприятных и опасных погодных явлений. Для решения этой задачи и разрабатывался «Цимлянин». Он представляет собой беспилотный аппарат вертикального взлета и посадки, которые осуществляются как у коптера — за счет работы четырех подъемных винтов. Полет происходит в самолетном режиме и обеспечивается работой лишь одного толкающего винта.
«Гибридная» схема аппарата была выбрана из-за нескольких факторов. В первую очередь, ее преимущество заключается в мягком и контролируемом режиме взлета и посадки, что снижает риск повреждения дорогостоящей аппаратуры на борту. «Цимлянин» не требует специальных взлетно-посадочных площадок, что облегчает его использование в условиях Арктики», — сказал заместитель директора центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин.
Размах крыла «Цимлянина» составляет 2,4 м, масса полезной нагрузки — до 1,5 кг, крейсерская скорость — до 20 м/с, а продолжительность полета превышает 60 мин. Аппарат оборудован автопилотом и может выполнять полет по заранее заданному маршруту. Некоторые из метеорологических приборов, установленных на его борту, являются уникальными и разработаны специально для данного беспилотника.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.