Российские учёные спроектировали БПЛА для мониторинга погоды в Арктике

16.01.2022 1
Фото: news.myseldon.com

Комбинация вертикального взлета и "самолетного" типа полета позволит снизить риск его повреждения, считают разработчики.

Специалисты Московского авиационного института (МАИ) и Института физики атмосферы им. Обухова (ИФА) РАН спроектировали беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Цимлянин» для метеорологических исследований и мониторинга погоды в арктических широтах. Он уже прошел летные испытания, пишет пресс-служба МАИ.

«Новый беспилотник позволит исследовать турбулентную структуру пограничного слоя атмосферы — нижней части газовой оболочки нашей планеты. В перспективе разработка может быть использована для создания сети метеорологического мониторинга в Арктике на базе БПЛА, а также оперативного отслеживания и прогнозирования ледовой обстановки вдоль Северного морского пути и в акваториях северных портов России», — говорится в сообщении.

БПЛА все чаще используются в метеорологии, так как данные аэрологического зондирования на разных высотах, получаемые с них, дают более полную информацию, чем точечные наблюдения на метеорологических станциях. Кроме того, использование БПЛА позволяет увеличить частоту и расширить зону измерений. Особенно актуально использование беспилотников в труднодоступных районах, где метеорологические и аэрологические станции располагаются на большом расстоянии друг от друга.

Как отмечают в МАИ, освоение Арктики требует повышения надежности прогнозов неблагоприятных и опасных погодных явлений. Для решения этой задачи и разрабатывался «Цимлянин». Он представляет собой беспилотный аппарат вертикального взлета и посадки, которые осуществляются как у коптера — за счет работы четырех подъемных винтов. Полет происходит в самолетном режиме и обеспечивается работой лишь одного толкающего винта.

«Гибридная» схема аппарата была выбрана из-за нескольких факторов. В первую очередь, ее преимущество заключается в мягком и контролируемом режиме взлета и посадки, что снижает риск повреждения дорогостоящей аппаратуры на борту. «Цимлянин» не требует специальных взлетно-посадочных площадок, что облегчает его использование в условиях Арктики», — сказал заместитель директора центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин.

Размах крыла «Цимлянина» составляет 2,4 м, масса полезной нагрузки — до 1,5 кг, крейсерская скорость — до 20 м/с, а продолжительность полета превышает 60 мин. Аппарат оборудован автопилотом и может выполнять полет по заранее заданному маршруту. Некоторые из метеорологических приборов, установленных на его борту, являются уникальными и разработаны специально для данного беспилотника.

0:07 Документальный цикл «Наука России». Человек, общество, культура. ИЭА РАН 90 лет 12+
1:00 Новости 12+
1:10 Островные истории. Чеджу 12+
2:00 Новости 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония