Российские археологи обнаружили одежду алтайского кочевника, жившего 1,5 тысячи лет назад
15.09.2022 1В погребении молодого человека сохранились остатки китайской шелковой рубахи и кожаные штаны.
Специалисты Новосибирского института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН обнаружили при раскопках памятника эпохи переселения народов (III–V века) в Курайской долине остатки одежды молодого кочевника. Находки позволят воссоздать образ представителей степных племен гунно-сарматской эпохи, рассказал ТАСС в среду старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Евгений Богданов.
«В этом сезоне мы нашли погребение молодого человека, у которого сохранились остатки китайской шелковой рубахи, кожаные штаны на манер замши — хорошо выделанные. Эти штаны были не такими, как часто себе представляем по материалам пазырыкской культуры, а узкие, обтягивающие для верховой езды и кожаные чулки на манер пазырыкских. Перед нами возникает образ молодого кочевника», — сказал Евгений Богданов.
Он добавил, что по оценкам палеоантропологов и палеогенетиков, археологический памятник Курайка, объединяющий более сотни захоронений, населяли потомки представителей пазырыкской культуры, живших на территории Алтая в скифское время (VIII–III веках до нашей эры). Однако есть множество свидетельств того, как выглядели воины-кочевники скифского времени, но практически нет данных о внешнем виде и облачении следующего поколения, гуннского времени.
Евгений Богданов рассказал, что одна из задач экспедиции — исследовать эволюцию погребального обряда от скифского времени до гуннского. В захоронениях Курайской степи представлен скудный инвентарь — нет керамической посуды или предметов вооружения, которые часто сопровождали умерших воинов пазырыкской культуры. В погребениях археологи находят только скелет с одной бусиной около шеи. Кроме того, отсутствие рядом с погребенными военного инвентаря и характерных военных травм говорит о том, что это население вело мирный образ жизни и не участвовало в сражениях.
«Погребальный обряд интересен — в одном и том же могильнике есть захоронения и в деревянных рамах, в колодах и в каменных ящиках — нет четких социальных маркеров, почему одних хоронили в колодах, а других в деревянных рамах». Высокогорные условия и природные факторы поспособствовали тому, что в захоронениях сохранились органические материалы, в том числе древесина, что позволило привлечь к исследованию дендрохронологов, чтобы более точно определить возраст того или иного захоронения.
Богданов рассказал, что этот полевой сезон стал завершающим на памятнике Курайка, открытом горноалтайскими археологами в 1994 году. Памятник находится в аварийном состоянии, он расположен на подмываемом водой обрывистом берегу реки. «Мы проводили заключительный сезон, в ближайшее время будет подготовлена монография, в которой будут подведены итоги нашего изучения. Раскопки проходили благодаря археологической полевой школе — мы получили грант Фонда «История отечества». Важно отметить, что это научно-исследовательская работа, а не охранно-спасательная, которую сейчас в России мало проводят», — сказал Евгений Богданов.
О ранних исследованиях памятника
Ранее Евгений Богданов сообщал, что в полевом сезоне 2019 года археологи обнаружили в одном из погребений памятника Курайка детскую погребальную колоду (древний аналог гроба, выдолбленный из цельного ствола дерева) в форме лодки, конец колоды вместе с крышкой был выделан в форме носа лодки, что нетипично для проживавших в этих краях кочевников. Еще в ряде погребений, преимущественно женских, были обнаружены следы красной краски на человеческих черепах в области носа и лба. Археологи предполагают, что кочевники могли использовать в погребальном обряде красную краску или клали на лицо красную шелковую ткань.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.