Виражи корейского автопрома

25.11.2019 Олег Мироненко 1
Автомобиль SsangYang Korando. Фото: ecwid.com

 «Сибаль» (в переводе с корейского — «начало, старт») – считается первым корейским автомобилем нового поколения. Собрали его в 1955 году в авторемонтной мастерской в Сеуле из двух «джипов-виллисов». Всего построили несколько сотен таких машин – никакого конвейера, всё было создано кустарным способом. Некоторые из авто, перекрашенные для солидности в строгий чёрный цвет, даже стали «членовозами». На них перемещались важные государственные чиновники. Но, в целом, корейский автопром развивался по принципу «шаг вперёд — два шага назад», к 1945 году в стране насчитывалось немногим более 7 тыс. машин.

Кто бы мог подумать, что одна из самых нищих стран Азии за короткий срок превратится в мощную индустриальную державу. Никто! Даже сами корейцы. В 1952 году многие из них пребывали в полной уверенности, что самое большое их достижение — создание фирмой «Киа» («Kia») первого корейского велосипеда. Тогда в стране больше передвигались на гужевых повозках, для них предназначался левый ряд на улицах корейских городов. Автомобили, конечно, изредка пробегали по местным дорогам, но большинство людей их покупать не собиралось – слишком дорогим казалось удовольствие.


Корейский джип «Сибаль» 1955 года выпуска». Фото: drive2.ru

Однако прошло не так уж и много времени, всего-то несколько десятилетий, как Южная Корея по объёму производства вошла в пятёрку передовых стран по части производства автомобилей. А некогда заштатная фирмочка «Киа» превратилась в одну из ведущих автокомпаний планеты с многомиллиардным оборотом.
Начиная с 1970-х годов, весь цивилизованный мир с огромным интересом наблюдал за «корейским чудом». До этого времени, как уже отмечалось, в стране существовало всего несколько небольших автопроизводств. Машины собирались в основном полукустарным способом из других авто – американских, японских, европейских. Как же так случилось, что Корея неожиданно превратилась в автомобильную державу?
Ларчик, вообще-то, просто открывался. Дело в том — так уж издавна повелось! — во многих азиатских странах любые экономические процессы очень сильно связаны с харизмой того лидера, который управляет страной. Корея в этом плане не исключение. В 1972 году ею управлял генерал Пак Чжон Хи. Он придерживался прогрессивных взглядов на жизнь и был приверженцем теории ускоренного экономического роста.


KIA T-360 1962 год. Фото: avtoportalrus.ru

Поэтому в основе экономической стратегии Южной Кореи того времени, одобренной генералом, лежали два основополагающих принципа. Они в итоге и предопределили судьбу корейской автомобильной промышленности. Первый — ориентация на экспорт, второй — максимальная концентрация капитала. Было принято историческое решение создать в стране крупные предприятия — так называемые «чэболи», крупные семейные холдинги. Правда, «укрупниться» разрешалось исключительно тем предприятиям, которые соглашались выполнять довольно жёсткие «рекомендации» исходящие от корейских властей.
Для начала в Корее достаточно быстро и уверенно «подняли» лёгкую промышленность. Произошло это так быстро, что впору было вплотную заняться и тяжёлой – в Стране утренней свежести начался этап развития более сложных и капиталоёмких отраслей. Автомобильной промышленности в этом плане отводилась далеко не последняя роль.
В 1972 году правительство пришло к выводу, что производством автомобилей отныне станут заниматься лишь четыре компании – «Киа» («Kia), «Хёнде» («Hyundai»), «Азия Моторс» («Asia Motors») и компания «Шин-Жу» («ShinJu»). На основе последней впоследствии и было организовано совместное производство холдинга «Дэу Моторс» («Daewoo Motors»). «Киа» позже слилась с «Азия Моторс». Эти компании получили огромные финансовые привилегии, инвестиции и политическую поддержку. Везде в мире, а в азиатских странах особенно, это дорогого стоит. Компании, в свою очередь, обязались строго выполнять задачи, отражённые в «Перспективном плане развития автомобильной промышленности» от 1974 года.


Hyundai Pony 1.3 LS 1975 года. Фото: avtoportalrus.ru

До 1980-х годов большинство корейских машин – это в основном лицензионные копии. Корейцы больше подсматривали идеи у других автопроизводителей. Однако с начала 1980-х начинается бурный этап автомобилизации. К тому времени в стране появилась целая сеть скоростных дорог и была осуществлена перепланировка многих городов… Существенно вырос и уровень заработков рядовых южнокорейцев, они стремительно богатели. Всё это стало результатом рекордных темпов экономического развития государства. Если в середине 1960-х символом достатка в Южной Корее считалось употребление мяса по выходным и наличие швейной машинки в доме, то в середине 1980-х приоритеты многих корейцев несколько изменились – место швейной машинки уверенно занял автомобиль.

Согласно стратегии генерала Пака Чжона Хи, в его стране, обделённой природными ресурсами, единственный путь к успеху лежал через развитие отраслей, ориентированных на экспорт. Первые корейские машины стали экспортироваться ещё в 1976 году, но настоящий бум по реализации продукции корейского автопрома произошёл десятилетием позже, когда «Хёнде» удалось «протолкнуть» на американский рынок свою малолитражку «Exel». Тот автомобиль, конечно же, был далеко не шедевром автомобилестроения, но зато обладал несколькими преимуществами перед конкурентами. Некоторым неприхотливым американским покупателям он очень пришёлся по душе. Во-первых, низкая цена; во-вторых, приемлемое качество — всё это играло на популярность этого авто. За машину такого же класса, скажем японку, приходилось выкладывать куда большую сумму, а американские автомобили стоили ещё дороже.

С конца 1970-х – почти двадцать лет! – политику корейского автомобилестроения определяла «большая тройка», в которую входили «Киа», «Хёнде» и «Дэу». Вплоть до азиатского кризиса, который разразился в 1997 году.


Экспортный вариант Hyundai Excel. 1980 год.Фото: avtoportalrus.ru

С 1990-х годов корейские компании устремились на рынки других стран. В самой Корее экономическая ситуация стала меняться кардинальным образом: после ухода военных из власти в 1988 году зарплаты рядовых граждан стали бурно расти. Процесс этот настолько ускорился, что заметно опережал рост производительности труда.

Как карточный домик разрушалось одно из конкурентных преимуществ Кореи, которая уже приобрела славу страны с квалифицированной и одновременно дешёвой рабочей силой. Как грибы после дождя начали возникать корейские предприятия в развивающихся странах – Малайзии, Пакистане, Индонезии, Филиппинах, а также в Польше, Чехии, Румынии, Словакии. Первые из них появились и на постсоветском пространстве – на Украине и в Узбекистане. Также было создано корейское автопредприятие и в России – под Калининградом.

Однако в самой Корее внутренний рынок оставался наглухо закрытым для чужаков. Да и сегодня на улицах корейских городов можно увидеть не так уж и много иномарок. Еще недавно средняя цена продаваемой в Сеуле машины, собранной не в Корее, равнялась приблизительно 50 тысячам долларов. Объясняется это тем, что резко разбогатевшие корейцы сформировали новый класс. Эти люди стали ориентироваться, в основном, на дорогие представительские машины.

Между тем, кризис, разразившийся в стране, нанёс корейским автопредприятиям серьёзный урон. «Большая тройка» тогда стала разваливаться буквально на глазах: сначала обанкротилась «Киа», с серьёзными проблемами столкнулось автопредприятие «Дэу». А вот «Хёнде» пострадала в меньшей степени. Одной из главных причин всех проблем стала невыплата кредитов. Долговые деньги, взятые в «тучные годы», в условиях кризиса непомерным бременем легли на плечи корейских компаний.


Автомобиль Kia Brisa 1974-1978 годов выпуска. Фото: cartechnic.ru

Семейные чэболи хоть и банкротились, но собственное производство автомобилей всё же продолжалось. Причём объём выпускаемой продукции даже увеличился в годы финансового кризиса. В какой-то степени финансовое ненастье даже пошло на пользу экспорту – на мировых торговых площадках за корейские машины стали просить меньше денег.

В 1998 году, в самый разгар кризиса, в Корее пришло к власти правительство президента Ким Тэ Чжуна. Оно объявило, что собирается превратить многопрофильные гиганты чэболи в группы независимых специализированных компаний. Многопрофильность чэболей стала восприниматься как признак их серьёзной ослабленности, равно как и национальная замкнутость.

Реформы 1998-2001 годов затронули весь корейский автомобильный бизнес. Проходили они в соответствии с корейской традицией: ход реформ определяет правительство, как, в целом, и стратегию. В результате все крупнейшие корейские автогиганты сменили своих владельцев. Устоял лишь менеджмент «Хёнде», но автопредприятие все равно выделилось из головного холдинга, став в 2000 году независимой компанией.

«Киа» в 1998 году хоть и сохранила своё название, но перешла под «крышу» «Хёнде». Дела у «Дэу» пошли ещё хуже – предприятие разделилось на 12 независимых фирм.


Hyundai Santa Fe 2019 года выпуска. Фото: zastavki.com

В XXI веке корейские автомобили по-прежнему пользуются большим спросом у покупателей, хотя немного и растеряли свой имидж недорогих, но качественных авто. Уменьшился ценовой разрыв и с «японками», что, несомненно, негативно повлияло и на объёмы продаж. Всё это заставляет руководство автокомпаний создавать такие модели, которые составляли бы конкуренцию лучшим образцам других автопроизводителей. Так, в начале 2001 года «Хёнде» продемонстрировала всему миру свой красавец-внедорожник – полноприводный «Santa Fe», которому была присвоена высшая категория по результатам испытания на безопасность при столкновении. Такой же успех пришёл и к «Elantra». В своих классах и та, и другая машины опередили как «японок», так и «американок».

В последние годы автомобилисты всего мира постепенно осознают тот факт, что корейские предприятия больше не являются производителями дешёвых и непритязательных металлических коробок на колёсах. Корейцы, по сути, создали собственную рыночную нишу, с чем соглашаются многие эксперты.


Фото: shkolazhizni.ru

Но иного выхода у корейской автомобильной промышленности попросту не было, ведь зарплаты граждан страны, задействованных на производстве, вплотную приблизилась к западноевропейским или североамериканским. Дешевизна рабочей силы, как уже отмечалось, уже не «конёк» корейских автомобильных компаний. Корейцам наступают на пятки новые «азиатские тигры» – Таиланд, Малайзия и, конечно же, Китай. Но что удивительно: многие жители этих стран считают, что их автомобили не самого лучшего качества, но всё равно предпочитают ездить преимущественно на них. А вот иномарка — другое дело, она предполагает несколько иной статус. Её хозяин безумно крут!

22:10 Поплыли! 12+
23:35 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+
0:00 Новости 12+
0:10 Жажда странствий. Китай. Сычуань. Минья Конка 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония