Таинственный и прекрасный Гуджарат

16.02.2018 1
Заход на Соленом озере. Заповедник Малый Качский Ранн. Гуджарат, Индия. Фото: Алексей Антонов

Из всего путешествия наиболее запомнился подъем к храму Калика Мата, расположенному относительно недалеко от археологического парка Чампанер — Павагадх, созданного на месте города Чампанер, построенного ещё в 8-м веке.  День клонился к своему закату, и мы оказались единственными иностранцами среди кажется бесчисленных торговцев, поднимающихся, отдыхающих или спускающихся паломников, и впечатления, как и в Карнатаке, безусловно, были очень сильными.
 

Гуджарат, Индия
Хозяева держат небольшую лавочку на пути к храму Калика Мата (Kalika Mata), предлагая паломникам всё необходимое для подношения в храме.

Сам храм 10-11 века посвящен Кали, темнокожей Матери — грозной богине, уничтожающей негативные энергии, невежество и эго, все то, что мешает проявиться лучшим человеческим качествам в нас: пониманию, доброте, любви, состраданию. Испокон веков символом эго в индуизме был кокосовый орех, и на одной из площадок по пути к храму паломники разбивали их, принося в дар богине не только кокосовые орехи, но и свое эго, символически освобождаясь от него.

Гуджарат, Индия
Мужчина раскалывает кокосовый орех.


В Гуджарате, как и в других местах Индии, сплетены в единый тугой узел прошлое и настоящее, мифы и реальность. И ничего удивительного не будет, если вы на одном из гхатов в Дварке увидите девушку, снимающую на телефон своих друзей и близких, совершающих ритуальное омовение. 

Согласно Махабхарате и Вишну-Пуранам в этих местах находилась столица царства Кришны — Дварка (Дваравати — санскрит), погрузившаяся под воду на седьмой день после смерти её основателя. Первые упоминания о новой Дварке (Ворота к вечному счастью) относятся к 574 году, когда она, вероятно, была столицей царства Сураштра, и, благодаря своему выгодному расположению, достаточно крупным портом. В это же время мог быть основан и Джагат Мандир, включенный позднее в ансамбль одного из красивейших храмов города — Дваракадиши (Дваракадиша). Индуисты верят, что первый храм был построен божественным архитектором Вишвакармой по просьбе внука Кришны — Ваджранабха, и был необыкновенно похож на дворец его дедушки — Хари Гриха. Современное здание, высотой 78 метров, возвели относительно недавно — лишь в 16 веке, хотя отдельные его элементы историки, архитекторы и реставраторы датируют 12 — 13 веком. Святая поэтесса Мира-баи, проведшая последние дни своей жизни в Дварке, часто приходила в храм поклониться его главной святыне — мурти Вишну, в образе Царя Вселенной — Ранчходжи. В своих 4-х руках он держит раковину, лотос, сударшану чакру (- вращающийся огненный диск) и булаву.  Сама статуя была высечена из черного камня и имеет высоту 70 см. 

В чужих краях скитается Смуглый мой.

Ушел, не вспомнит о Мире, вестей не пришлет домой.


Запястья сняла, срезала волосы, ресниц не касаюсь сурьмой.


Четыре стороны света исходила в скорби немой.


Жизнь и рожденье пусты без тебя, дороги объяты тьмой.


В чужих краях скитается Смуглый мой.

(Мира-баи. Перевод Н. Мальцевой. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 16. — М.: Изд. «Художественная литература, 1977 — С. 161).

Гуджарат, Индия
Йогин — преданный Шивы и Кали.


Предания рассказывают о посещении в 8-м веке этих святых мест поэтом, мистиком и философом — Шри Шанкарой Ачарья. В храм и ныне ведут двое врат — Мокша Двар («Ворота освобождения») со стороны центра города, и Сварга Двар («Ворота на Небо») со стороны гхатов Священной реки Гомати. Нынешняя Дварка входит в число Семи священных городов Индии и считается одной из четырех обителей Вишну на Земле. Река Гомати, впадающая в море там, где сейчас находится современный город, приобретает священные свойства Ганги. Ряд индийских ученых, в число которых входил и доктор С. Р. Роу,  за последние 60 лет не раз предпринимали попытки доказать существование легендарной столицы Кришны, но пока неопровержимых доказательств найдено так и не было. Эти поиски породили новые мифы и легенды, подчас не менее захватывающие, чем истории из Махабхараты.

Ещё одно место, куда непременно нужно съездить, будучи в Гуджарате — милый и тихий городок Палитана. Строительство храмов на священной для джайнов горе Шатрунджайя началось между 9 и 10 веком, и продолжалось с перерывами около 900 лет. Многие из построенных ранее храмов были в 14 — 15 веке разрушены мусульманскими завоевателями, и находились долгое время в запустении, а их активное восстановление началось только в 16 веке. Как и тогда, так и сейчас храмы возводят на частные пожертвования богатых джайнов. Многие из них и спустя столетия поражают своей архитектурой и поистине филигранной резьбой по камню. Интересно, что для создания тонких, изящных деталей храмов мастера пользовались не привычными для них инструментами, а веревками, используя в качестве абразива пыль и мраморную крошку, которой на стройке всегда было в избытке. Все 863 святилища, к которым ведут 3950 ступенек, были облицованы белоснежным мрамором. Сам подъем, занимающий более двух часов, и неизбежное преодоление трудностей, связанных с ним, способствует, согласно воззрениям джайнов, очищению кармы.

Палитана, Гуджарат, Индия
Лестница к святилищам Палитаны.


Ваш взгляд невольно задерживается даже не на величественных храмах со сложной архитектурой и просторными залами со множеством колонн, арок, статуй и барельефов, выкрашенных в яркие цвета, а на построенных в виде беседки маленьких, почти домашних святилищах, открытых стихиям со всех сторон, с находящимися внутри них изваяниями святых. С тех самых пор, как я снял их, задаюсь вопросом о том, не оказал ли стиль катурбимба свое влияние на развитие и садово-парковой архитектуры в странах Западной Европы на рубеже 17 и 18 веков. 

Главный храм посвящен первому тиртханкару, создателю брода и устроителю переправы — Адинатху, который, согласно легендам, долгие годы занимался медитацией на горе Шатрунджайя (в переводе с санскрита — «место победы» или «место славы»). Изображения и статуи 24-х тиртханкару вы можете встретить во всех джайнских храмах. Монахов шветамбары, одного из двух направлений в джайнизме, всегда можно узнать по белоснежным одеяниям, чем-то неуловимо перекликающихся с их храмами. На мистическом, духовном плане их 1008, а это — число утверждения, сосредоточения для достижения результата, есть и чётки с таким же количеством бусин, кроме  того 1+8 в сумме дают 9 — число завершения старого и начала нового.

Палитана, Гуджарат, Индия
Храмы Палитаны. Монахи шветамбары в отличии от дигамбаров («одетых в небо»), носят простую белую или желтую одежду, не придают никакого значения половой принадлежности — достичь освобождения (мокши) может каждый, надо только практиковать и выполнять заповеди, и, в отличие от дигамбаров, меньше изнуряют себя аскезой. 


Храм Солнца в Модхере, приютившийся в небольшом городке, расположенном в 100 км от Ахмедабада, построен раджей Бхимдевом I из династии Соланки в 1026 году, на берегу реки Пушпавати, и является одним из старейших храмов в Гуджарате. Каждый год, 21 июня, в день летнего солнцестояния, первые лучи восходящего солнца освещали мурти солнечного бога Сурьи, сделанную из золота и украшенную драгоценными камнями. Самой мурти давно уже нет, её похитили ещё воины Делийского султана Ала ад-дин Хилджи в самом начале 14 века. Но хорошо сохранились изображения на фризах, стенах и 52 колоннах, поддерживающих и ныне купол помещения, где некогда собирались верующие и проводились ритуалы. Мастера на века запечатлели в камне события из годового цикла жизни человека, рассказы из «Махабхараты» и «Рамаяны», философские притчи о рождении и смерти… и даже эротические сцены.  Святая святых храма, где раньше находилась статуя бога Сурьи, была возведена на постаменте в виде раскрывающегося цветка лотоса, считающегося и в наши дни символом Солнца. Индийские туристы и паломники традиционно спускаются сначала к бассейну — читают молитвы, совершают ритуальное омовение, а только затем поднимаются по ступенькам в храм, оставляя обувь на входе. По его периметру расположены 108 миниатюрных святынь, богато декорированных причудливой резьбой. Сам бассейн воплощает воды Мирового океана, из-за которых каждое утро встает Солнце.

Модхера, Гуджарат, Индия
Храм Солнца в Модхере.


До наших дней дошла легенда, повествующая о посещении этих мест Рамой, и выполнения им на том месте, где сейчас находится храм, очистительных ритуалов, после совершения им Брахма-сатьи — греха, связанного с убийством брахмана. Поселиться здесь ему посоветовал его Учитель — Васиштха, один из семи божественных мудрецов — риши, знавший о победе Рамы над царем Ланки Раваной и его гибели от рук его ученика. Те, кто читал сам эпос, помнят, наверное, о том, что Равана был сыном риши Вишвараса и внуком великого риши Пуластьи, через которого Брахмой были переданы многие пураны (буквально в переводе с санскрита — «повествование о древности»), а значит и брахманом по рождению.
 

Модхера, Гуджарат, Индия
По периметру бассейна для ритуальных омовений расположены 108 миниатюрных святынь, в виде ступ, украшенных причудливой резьбой, а сам бассейн символизирует воды Мирового океана, из-за которых каждое утро встает Солнце.

В последний день нашего пребывания в Гуджарате, мы посетили ещё одно место — город Патан, основанный в 745 году нашей эры правителем по имени Ванрадж Чавда. Ступенчатый колодец Рани-ки-Вав (буквально: колодец шагов царицы-махарани), поражающий и нынешнее поколение своим величием, изяществом и красотой, был построен в честь правителя Бхимдевы I (1022 — 1063) его вдовой Удаямати или его сыном Карнадевой I на берегах реки Сарасвати. Длина колодца составляет 64 метра, ширина — 20 метров, глубина — 24 метра. Ступенчатая лестница, условно разделенная на семь частей, расположена на его восточной стороне, а источник воды на западной. Среди барельефов, украшающих стены колодца, встречаются и весьма необычные. Так, мы обнаружили одно из первых на территории Индии изображений Будды-грядущего Матрейи.  В 13 веке землетрясение привело к сильному наводнению и  затоплению колодца водами реки Сарасвати, семь долгих веков он оставался под толстым слоем песка и ила. После его очистки в конце 20 века, специалисты из Департамента археологии Индии, к своему удивлению обнаружили, что архитектурный шедевр династии Соланки сохранился почти в целостности. 22 июня 2014 года он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Патан, Гуджарат, Индия
Ступенчатый колодец Рани-ки-Вав в Патане.

Первые подобные гидротехнические сооружения, служившие в течение веков для сбора дождевой воды во время муссонов, и выполнявшие самые различные религиозные и хозяйственные функции, появились на территории Индостана скорее всего уже в 3 тысячелетии до нашей эры, в период расцвета цивилизации долины Инда.

Патан, Гуджарат, Индия
Среди барельефов украшающих стены ступенчатого колодца Рани-ки-Вав, можно найти одно из наиболее древних, сохранившихся на территории Индии, изображений Майтрейи — Будды грядущего, раджи в окружении прекрасных служанок, повергающего наземь своих врагов или демона, держащего в руках меч и соблазняющего небесную апсару.

                                

Особняком в нашей поездке стоял Лотхал — Курган мертвых, место, где долгие годы проводились раскопки. Город, датируемый 2400 — 2350 годом до нашей эры, как и многие другие города древнего мира, был разделен на две части: цитадель и нижний город, разделенный в свою очередь на торговую и жилую часть. Границей между ними служила главная улица, протянувшиеся с юга на север. В торговой части поселения бронзового века располагались лавки купцов и ремесленные мастерские. Его жилая часть была поделена на кварталы по 20 — 30 домов в каждом, выстроенных на платформах из необожженного кирпича высотой около 1-2 метров, что должно было предотвратить их затопление в случае наводнения. Раскопки выявили грамотно спланированную систему дренажных каналов и проложенных под землей  канализационных труб — все нечистоты выводились далеко за город, в черте которого археологами были раскопаны и общественные бани.

Лотхал, Гуджарат, Индия
Торговая часть поселения времен цивилизации долины Инда, 2400 — 2350 гг. до н.э. Развалины лавки купца или ремесленной мастерской. 

Местные жители использовали в основном ещё каменные орудия труда, но оружие изготовлялось уже из бронзы, а разнообразная керамическая посуда украшалась рисунками птиц и зверей. На полях выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, рис и хлопок. Было развито и скотоводство. Канал, вырытый на восточной окраине города в период его расцвета, соединял город с Камбейским заливом Аравийского моря. На его берегах располагались пристани, верфи и склады. Суда из порта, груженые тканями, драгоценными камнями и украшениями, отправлялись даже в далекий Египет. Найденные во время раскопок многочисленные женские фигурки косвенно свидетельствуют о распространении культа богини-матери. Со временем уровень моря опустился и город оказался отрезанным от своих морских путей, что привело к его упадку. Сейчас в этих местах, среди озер и камышовых зарослей, организован птичий заповедник Нал Саровар. О Лотхале в своей книге «Мальдивская загадка» много писал и Тур Хейердал.

Лотхал, Гуджарат, Индия
Канал, некогда соединявший поселение с Камбейским заливом Аравийского моря.


Много тайн и загадок связано с племенем рабари. Согласно их собственным мифам, они были созданы богиней Парвати, супругой господа Шивы. Пока Шива медитировал, Парвати стирала пыль и пот с его тела, и в какой-то момент вылепила самого первого верблюда из шариков пыли.  Шива вдохнул жизнь в верблюда, и тот сразу же попытался убежать, тогда Парвати вылепила человека — первого рабари. Даже в наши дни рабари, продолжающие вести полукочевой образ жизни, считают уход за животными своим священным долгом, а себя не столько хозяевами, сколько их хранителями. И, как прежде, во многих случаях жизни, они вновь и вновь обращаются за советом и помощью к своей небесной покровительнице. Являются они и преданными почитателями Кришны. Неудивительно, что свадьбы совершаются в его день рождения, во время праздника Гокулаштами. Искусству вышивки девушки начинают обучаться уже с раннего возраста, расшивая ткани, что позже станут частью их приданого. Сюжеты, идеи и образы заимствуются из окружающей их природы и мифологии.

Гуджарат, Индия
Женщины вышивают, рассказывая друг другу интересные и забавные истории.

За несколько тысяч лет для женщин племени рабари вышивка стала неотъемлемой частью жизни — выражением их творческого начала, их художественно-эстетических взглядов и их идентичности. И сегодня женщин рабари легко отличить по их одежде: как и прежде, они предпочитают носить шарфы, блузки с открытыми спинами и юбки, украшенные вышивкой, иногда со вставленными кусочками зеркал. Сохранилась и традиция ношения ножных браслетов. Мужчины старшего и среднего поколения носят длинные дхоти со штанами и тюрбаны. Также среди рабари получило широкое распространение огненное искусство кузнецов, с его непостижимыми для непосвященных тайнами. За последние годы жизнь этого древнего и удивительного народа сильно изменилась, а их деревни на юге штата постепенно наводняются туристами. Совсем недавно в городе Бхудж открылся музей, целиком посвященный рабари — племени со своеобразными персидскими чертами лица, мигрировавшему в Гуджарат и Раджастан более тысячи лет назад из Ирана.

Гуджарат, Индия
Хозяйка из племени рабари обновляет покрытие дорожки, ведущей через внутренний двор, вымазывая его глиной.


В один из дней мы заехали в крошечный и очаровательный Диу. Португальцы колонизировали эти земли в 1535 году, и лишь в 1961 Диу получил независимость и вошел в состав Индии в качестве союзной территории. Расположенный на острове, и окруженный с трех сторон водами Аравийского моря, а с четвертой — рекой Часи, город и в наши дни сохранил обаяние своего колониального прошлого. Туристов привлекают европейские нравы, недорогие алкогольные напитки, превосходные морепродукты и, конечно же, пляжи. Среди местных жителей необыкновенно популярен волейбол, что и было подчеркнуто двумя статуями, расположенными по бокам дороги, ведущей в Старый город. Форт Диу, построенный в 1541 году, является на сегодняшний день чуть ли не главной  достопримечательностью этих мест. С колониальных времен сохранилась и традиция  сиесты, и, как и на островах Карибского моря, в самые жаркие часы жизнь замирает до наступления вечерней прохлады.

Диу, Гуджарат, Индия
Диу. Ворота, ведущие в старый город.

Текст, фото: Алексей Антонов

2:10 Путешествие по городам с историей. Хошимин, Вьетнам. Романтика прошлого (с субтитрами). 12+
2:35 Путешествие по городам с историей. Хюэ, Вьетнам. У реки (с субтитрами) 12+
3:00 Новости 12+
3:10 Кругосветка с Педро. Таиланд 16+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония