Странные «вегетарианские» забавы Пхукета
30.03.2018 Олег Мироненко 1Некоторые люди порой вытворяют со своим телом такое, что остаётся лишь недоуменно развести руками, потому что на язык просится лишь одна фраза: «Это невозможно!» Невозможно потому, что быть такого не может, так как это противоречит всем законам природы. Следовательно, всё увиденное — сплошной обман и мистификация. Однако с фактами и увиденным иногда трудно спорить.
Ежегодно в Таиланде на острове Пхукет в конце сентября или начале октября проводится так называемый «Вегетарианский фестиваль». Впрочем, никакого отношения к вегетарианству это праздничное мероприятие по большому счёту не имеет, если не считать те плодово-овощные столики с дарами, которые выставляются у домов местных жителей. Запоминается праздник другим: прежде всего, леденящим душу действом, которое иначе как коллективным сумасшествием назвать сложно. На туристов, которым удалось оказаться в центре событий, оно производит неизгладимое впечатление.
Внешний вид некоторых участников фестиваля вызывает двоякие чувства. Фото: Jorge Silva/Reuters
Среди всевозможных праздников этот, безусловно, можно смело считать одним из самых необычных. Несколько дней по улицам и окрестностям столицы Пхукета — Пхукет-тауна — ходят небольшие группы людей. Они, конечно же, следуют по строго заданным маршрутам — обычно по направлению к храму, где некоторые участники процессии должны ещё пройти босыми ногами по утыканной битым стеклом лестнице, не получив при этом травм. Все люди разодеты в парадные одежды, они молятся и распевают какие-то песни… Вроде бы ничего необычного.
Однако так кажется лишь на первый взгляд: когда подходишь поближе к той или иной колонне людей, то видишь, что внешний вид некоторых участников, мягко говоря, такой, словно они сошли с экранов растиражированных западной киноиндустрией фильмов ужасов про зомби. Присмотревшись, замечаешь, что вот у одного из молодых людей из щеки торчит нечто очень сильно напоминающее долото, у другого ухо жёсткой хваткой «зафиксировано» плоскогубцами, тело третьего всё истыкано острыми спицами и шпагами, острия которых торчат со спины. Однако ни криков боли, ни стонов ужаса в толпе нет — все вокруг смеются и ликуют, не обращая внимания на изуродованных людей, которые, кажется, не реагируют на окружающую действительность.
Кульминация праздника — шествие под грохот «канонады». Фото: Jorge Silva/Reuters
Вот, какой-то дядька с блаженно закатившимися глазами ёрзает по своему языку пилой — не бумажной, нужно отметить, а настоящей, металлической. Другой рядом с ним топором «чешет» свой череп, на котором, как кажется, уже и живого места нет, а рядом с ним стоит человек, который изуродовал свой язык разбитым горлышком бутылки, проткнув его насквозь, а заодно вогнал в щёку крупный тесак.
Между тем, всё увиденное вскоре уже не вызывает непритворный ужас. Начинаешь понимать, что что-то здесь не так — ещё недавно ты вроде бы лицезрел чрезмерно травмированных людей, как вдруг каким-то чудом все эти зомби превращаются в обычных людей. Страшные раны, которые совсем недавно были на их телах, мистическим образом исчезают, вроде их и не было вовсе. Нет и льющейся ручьями крови. Разум отказывается принимать столь резкую трансформацию, ведь ты всё видел собственными глазам.
Заканчивается Вегетарианский фестиваль обычно вечером на девятый день, когда в центре Пхукет-тауна собирается огромная толпа людей — много зрителей, но ещё больше участников. Идёт одна процессия за другой, гремят салюты, петарды, хлопушки, вокруг много пепла и дыма. Всё завершается символическим гашением фонарей: они не должны быть потушены прежде времени, так как это плохая примета. Когда фестиваль завершается, то из тел самых активных участников Вегетарианского фестиваля вынимаются «посторонние» предметы — теперь они становятся реликвиями, которые нужно бережно хранить. Считается, что все эти шпаги, сабли, пики и т. д. принесут в дальнейшем удачу. Шрамы, конечно, останутся, но они не приносят большого дискомфорта своим владельцам.
По завершении фестиваля предметы вынимаются из тел и становятся реликвиями. Фото: Jorge Silva/Reuters
Понять увиденное трудно, но можно, когда начинаешь разбираться в том, что всё это значит. Дело в том, что у Вегетарианского фестиваля на Пхукете довольно долгая история — как положено, со своей легендой. Согласно оной, несколько сот лет тому назад на этом тайском острове поселилась крупная китайская община. Жили люди мирно и спокойно: растили детей, занимались подсобным хозяйством и добывали тяжким трудом хлеб насущный. Но однажды случилась беда: жителей общины поразила непонятная смертельная болезнь, которую тайские китайцы сочли наказанием божьим за вероотступничество. По их мнению, наступил момент, когда они перестали чтить своих богов — поэтому и пришла к ним божья немилость. Тогда они попытались вернуть утраченную высшую благосклонность. Но как это сделать, если многие религиозные традиции и знания утрачены?
В китайской общине на Пхукете собрался совет, который принял решение отправить на историческую родину делегацию, чтобы та разузнала «рецепты», при помощи которых можно будет вернуть расположение богов и прекратить непонятные смерти. Прошло время, гонцы возвратились из Южного Китая, как и ожидалось, не с пустыми руками. Они привезли с собой важные знания, которые, как считается, и вернули людям благополучие. С тех пор китайская община Пхукета каждый год проводит целебный обряд очищения. Девять дней местные китайцы не едят мясо, лук, чеснок, практически не пьют воду, а распитие алкогольных напитков находится в это время под строгим запретом. Само собой, нельзя ни курить, ни ругаться, ни предаваться дурным мыслям…
Впадая в состояние транса, люди способны ходить по раскалённым углям не травмируя себя. Пхукет. Таиланд. Фото: Athit Perawongmetha/Reuters
На самом деле, всевозможных запретов довольно много. В эти дни вся китайская община на Пхукете живёт несколько иначе, чем в обычные дни. Люди облачаются в чистые наряды и выходят на улицу, чтобы принять участие в тех или иных торжественных мероприятиях. Что же касается прокалывания различных частей тела, то, как выясняется, это вовсе не злостное членовредительство, а очистительный ритуал, когда необходимо входить в состояние транса. По словам участников Вегетарианского фестиваля, в это время «в них пребывает Дух». Многие из них считают себя медиумами, которые становятся «мостиками» между мирами живых и мёртвых, только через них на других членов общины нисходит милость богов.
Когда долго наблюдаешь за участниками необычных шествий, постепенно приходит понимание, что все эти бедолаги, прокалывающие и режущие себя различными предметами, глотающие шпаги и огонь, — вовсе не мученики, как может поначалу показаться. На самом деле, нет никакого кровавого зрелища, а происходит что-то другое, что человеческий разум пока ещё не в состоянии понять, осознать и принять. Современная медицина пытается объяснить это явление: состояние транса активно изучается, однако многое так и остаётся тайной за семью печатями. Кстати, нечто подобное, когда люди впадают в транс и не чувствуют боли, можно увидеть во многих местах мира. Например, в Болгарии существует религиозно-культурный феномен — нестинарство. Одна из основных его особенностей — обрядовый танец на пышущих жаром углях. Однако нет крови, ожогов, тяжелейших ран, после которых человеку приходится долго лечиться. Само же явление существует. Назвать его мистификацией как-то язык не поворачивается, этого не осмеливаются делать даже отъявленные скептики.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.