Шаолинь: то, что не видит посторонний

10.07.2018 Олег Мироненко 1
Китай. Монастырь Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь. Фото: Wei Peiquan/ТАСС

Жизнь монахов строго регламентирована. Подъём в пять утра. Короткий туалет и затем двухчасовые занятия по медитации. Далее новый тренинг – выполнение специальных дыхательных и физических упражнений: для начинающих учеников один комплекс упражнений, для «продвинутых» — другой. Утреннюю тренировку называть разминочной, наверное, нельзя, поскольку на ней молодые монахи выкладываются максимально. Примерно в восемь часов завтрак: никакого мяса, только соевые ростки, лапша или лепёшки.

Затем снова начинаются тренировки, медитации, изучение медицины и снова изнуряющие тренировки, тренировки, тренировки…

Большое значение в процессе обучения отводится тактике ведения боя, причём акцент делается на противостояние не только одному противнику — их может быть до восьми человек. Это число, кстати, отождествляется с неограниченным множеством соперников.

Китай. Монастырь Шаолинь
Занятие монахов боевыми искусствами в монастыре Шаолинь. Фото: ТАСС

Изучаются комбинации, которые могут пригодится во всех жизненных ситуациях — приёмы атаки и способы защиты. Существует несколько школ, где изучаются различные стили ведения боя, у каждой свои секреты, они тщательно охраняются от посторонних и передаются ученикам дозированно — лишь тем, кто ступень за ступенью с мученической покорностью проходит все стадии обучения. Тренируясь в монастыре, ведя затворническую жизнь, молодые монахи изучают постулаты теоретиков китайского ушу — о взаимодействии Инь и Ян, пустоте и наполненности, пассивности и активности, мягкости и жёсткости, применении в собственных интересах и в конечном итоге для победы силы противника.

Ученики Шаолиньского монастыря учатся различным тактикам и правилам ведения поединков во вражеском окружении, на различных площадках — в том числе и в замкнутом пространстве. В конце концов, к тому времени, когда монах становится мастером, он в состоянии одинаково уверенно сражаться с противником на лестничной клетке, в коридоре, сидя на стуле, лежа на полу и даже со связанными руками и ногами. Также изучаются особые приёмы, которые позволяют поражать стремительно передвигающегося противника, есть в арсенале монахов и приёмы, которые применяются при отступлении или поочередного устранения преследователей.

Китай. Монастырь Шаолинь
Монастырь Шаолинь в городском округе Дэнфэн в Китае. Провинция Хэнань. Представление монахов Шаолиня «Колесо жизни». Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

На приспособлениях, которые совершенствовались из века в век, послушники монастыря отрабатывают технику и пластику нанесения стремительных и точны ударов. Всевозможных методических пособий, в которых разъясняется этот процесс, довольно много. Так, например, стиль, который называется «Пьяница», предполагает использование примерно такой конструкции тренировки.

Обозначается круг или квадрат. В самый центр ставится столб, к которому крепятся поперечные планки по всей высоте, а на них ставятся небольшие ёмкости с водой. Далее внутри «конструкции» устанавливаются пеньки — по ним ученики и будут бегать во время тренировки, снимая одну ёмкость с водой за другой. Причём передвигаться они должны безостановочно по довольно сложной траектории, которую им «нарисовал» учитель. Важно не просто снять пиалы и поставить их на землю, а снять и установить в определённое место. И это не всё — ёмкости с водой постоянно приходится менять местами, делая сложные перестановки в разных направлениях. Молодые монахи учатся прокручивать пиалы с водой вокруг кистей рук и корпуса тела так, чтобы из ёмкости вода вообще не выливалась.

Такой режим тренировок рассчитан на долгие годы. И неважно, какая на улице стоит погода — главное, чтобы тело ученика мучилось и… закалялось, а приёмы оттачивались до автоматизма. Постепенно монах-воин превращается в живое оружие, он виртуозно владеет телом и холодным оружием, может молниеносно и виртуозно наносить самые разные удары, не задумываясь ни на секунду, так как координация его движений теперь не зависит от его разума, у него как бы открывается третий глаз, который и управляет всем его телом.

Китай. Монастырь Шаолинь
Китай. Провинция Хэнань. Во время показательной тренировки и выступления мастеров ушу в монастыре Шаолинь. Фото: Сергей Жуков/ТАСС

Большое внимание в монастыре уделяют упражнениям с холодным оружием. Это могут быть мечи, кинжалы, копья, посохи, дубинки, нунтяку с несколькими сочленениями — порой получается довольно длинная конструкция, которой монахи очень ловко управляют.

Когда настоятель монастыря признаёт, что ученик уже достаточно подготовлен, то ему начинают преподавать анатомию, рассказывая о том, что существует целая система так называемых «точек и меридианов», которые находятся на теле человека. Объясняется связь этих точек со всеми внутренними органами человека. Также наставник демонстрирует самые эффективные приёмы воздействия на них, чтобы поразить противника, а затем, возможно, и реанимировать его. Визуально определить точно место, где находится та или иная точка, нейтрализующая противника, весьма сложно, этому искусству обучаться приходится долго — особенно тому, чтобы максимально верно наносить дозированный проникающий удар, который или парализует на время противника, или навсегда отправит его к праотцам (понятное дело, что такие приёмы сегодня изучаются лишь в теоретической плоскости).

Ученики Шаолиня постоянно тестируются, причём не так уж и важно, сколько времени он провел в монастыре — на последней стадии обучения тестов становится ещё больше, чем в первые годы обучения. Из года в год будущий монах-воин «переступает» ступеньку за ступенькой, совершенствуя своё мастерство. Тесты могут быть самыми разными — проверяются сила и ловкость, скорость и техническое мастерство. Разбивание твёрдых предметов и возможность терпеть боль — это также неотъемлемая часть обучения. Огромное внимание уделяется спаррингу. Настоящая боевая схватка происходит тогда, когда ученик заканчивает процесс обучения. Поощряются поединки с очевидно более сильным противником. Именно в них приходит понимание, что из себя представляет ученик, именно такие схватки требуют максимального напряжения и мобилизации воли.

Китай. Шаолинь
Ученики Шаолиньской школы во время занятий. В школе занимаются 10 тыс. человек. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Очень часто молодые монахи поражают своим умением доверчивых зевак, коих теперь в монастырь можно увидеть часто — бизнес есть бизнес, а монахи Шаолиня уже давно стали его частью. Таковы нынешние реалии жизни. Тем не менее, боевое искусство в монастыре совершенствуется и сегодня. Многие монахи-бойцы удивляют даже специалистов. Как когда-то людей удивляли другие знаменитые мастера Шаолиня. например, монах Тунти, который, как утверждается, отбивал цепью град летящих на него камней. Или монах Цзихуэй, разбивавший огромные камни своим локтем. Легенда гласит, что его тело выдерживало удары даже толстенными стропилами, причём ломались именно они, а не его рёбра. Монах Чжэнькуй ухитрялся крутить перед собой два серпа (цаоцзян) так, словно оказывался под зонтиком — ни капли воды на него не падало. Говорят, его окатывали водой несколько человек, но монах якобы успешно «отбивался» от водяных потоков. Верить или не верить во все эти истории — дело каждого. Как и в такую историю: некий монах Хайфа во время боя «работал» топором так, что ни одна стрела в него не попадала, а успешно отбивать удары копий он мог с четырёх сторон.

Монахов монастыря обучают и «облегчать» вес своего тела (это искусство называется цзиньгун). Когда бойцам удаётся достичь этого, то их прыгучесть значительно увеличивается — они прыгают выше человеческого роста, а ходят, «словно парят» в воздухе. Это искусство в Шаолине сохраняется и поныне, что, собственно, и демонстрируют зрителям монахи сегодня. А тем увиденное запоминается надолго. Так, многие монахи и сегодня не считают сверхсложным приём, когда выдерживается мощный удар палкой в горло. Они разбивают головой твёрдые плиты, повисают в петле без последствий для здоровья. Ну а выдерживание сильнейшего удара в пах вызывает у зрителей, особенно мужской половины, искренний вопль сочувствия. Вот только демонстрируют монахи свои умения не так уж и часто. Потому что живут не для потехи зрителей, а по принципу: «приступи к делу и тогда познаешь истину». Главное для них не удивить кого-то, а знать, что ты способен совершить то, что должен совершить.

15:10 «Прорыв: 1950» Телефильм. 21 серия 16+
16:00 Новости 12+
16:07 «Чайный путь. Из Китая в Сибирь» Документальный фильм. 12+
17:00 Китайская панорама 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония