Мониторинг третьей стороной детского и принудительного труда во время сбора урожая хлопка в Узбекистане в 2020 году

08.02.2021 Пресс-служба Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации 1
Фото: https://csrjournal.com/

Краткий обзор

МОТ по-прежнему считает, что систематический детский труд больше не используется во время сбора урожая хлопка в Узбекистане. На сбор хлопка не были мобилизованы школьники и студенты; однако некоторые единичные случаи детского труда, всё же, имели место.

Систематический принудительный труд не был использован в ходе хлопкоуборочного сезона 2020 года. Реформы осуществляются поэтапно и продолжают оказывать значительное положительное воздействие. Вместе с тем, в некоторых областях и районах все еще имеются сложности с их внедрением на местном уровне. Наблюдатели, проводящие мониторинг, могли работать беспрепятственно и с соблюдением конфиденциальности.

В целом по стране доля сборщиков, работающих по принуждению, сократилась в 2020 году на 33%. Подавляющее большинство сборщиков участвовали в сборе урожая добровольно, но около 4% испытывали прямое или воспринимаемое принуждение. В некоторых областях и районах в 2020 году случаев принудительного труда было очень мало или вообще не было.

Диаграмма 1.jpg

Значительная доля людей, подвергшихся принудительному труду, не испытали прямую угрозу со стороны местных должностных лиц или руководителей, а скорее восприняли угрозу возможных негативных последствий, такие как потеря прав и привилегий, в случае своего отказа. Такие ситуации считаются принудительным трудом и должны решаться путем обучения и информирования, основанным на правах человека.

Данные свидетельствуют о том, что реформы продолжают оказывать положительное воздействие и что темпы сокращения использования принудительного труда даже ускорились по сравнению с прошлым годом. Оставшиеся случаи использования принудительного труда могут происходить в «труднодоступных местах» или быть связаны с устоявшейся практикой, сложно поддающейся изменению.

Оплата труда, условия труда и каналы найма

Наблюдатели МОТ, проводящие мониторинг, подтвердили, что оплата труда возросла по сравнению с предыдущим сезоном урожая хлопка. Как правило, сборщики хлопка получали свою заработную плату вовремя и в полном объеме. Каждый сборщик получил в среднем 1,54 млн сум1 в качестве заработной платы в 2020 году.


60% сборщиков заявили, что урожай хлопка 2020 года был их единственным источником денежных доходов
в данном году. Заработная плата за сбор урожая хлопка составляла важнейшую часть средств к существованию большинства сборщиков.

Большинство сборщиков хлопка заявили, что условия труда улучшились по сравнению с 2019 годом. Лишь 3% заявили, что условия были хуже, чем в предыдущем году. Это касается транспорта, питания, доступа к воде, санитарно-гигиенических и других условий.

Диаграмма 2.jpg
64,6% сборщиков составляли женщины и 35,4% — мужчины. 81% сборщиков были из сельской местности и 19% — из городской местности. 52,6% приехали собирать хлопок вместе с другими взрослыми членами семьи.

Диаграмма 3.jpg

Запрет на привлечение студентов, преподавателей, медсестер и врачей систематически соблюдался и контролировался на местном уровне.

В социальных сетях появлялись сообщения о единичных случаях участия военных призывников и сотрудников служб по чрезвычайным ситуациям в хлопкоуборочной кампании 2020 года. Эти сообщения были официально расследованы, но не могли быть подтверждены ввиду отсутствия подробной информации и доказательств. Использование военных призывников не соответствует принципам Конвенции МОТ о принудительном или обязательном труде (№ 29).

Контекст использования принудительного труда

Только 15% населения в возрасте от 18 до 50 лет получили предложение принять участие в сборе хлопка. 7,9% населения согласились на предложение, а 7% — отказались. Кроме того, 5% населения напрямую обратились к фермеру или иному лицу, занимающемуся наймом, с просьбой о принятии на работу в качестве сборщика хлопка.

Сбором хлопка в ходе хлопкоуборочной кампании 2020 года в общей сложности занимались 12,9% населения в возрасте от 18 до 50 лет. Каждый сборщик участвовал в сборе урожая в среднем 21 день.

Диаграмма 4.jpg

Подавляющее большинство сборщиков участвовали в сборе урожая добровольно, но около 4% испытывали прямое или воспринимаемое принуждение. Были выявлены три широкие категории таких случаев:

сборщики, которым угрожали напрямую;

сборщики, которым не угрожали напрямую, но они воспринимали угрозу негативных последствий в случае своего отказа;

заменяющие сборщики, которые сами не подвергались принуждению, но можно предположить, что лица, которых они заменяли, испытывали в отношении себя некоторую форму принуждения.

Сборщики, которым угрожали напрямую, делятся на две подкатегории:

Люди, которым угрожали лишением или сокращением определенных социальных пособий/льгот представители махалли;

Жертвы местных усилий по мобилизации, которым, как правило, их руководители угрожали потерей работы или финансовыми последствиями в случае своего отказа.

Эти различия между различными категориями важны, поскольку они требуют принятия различных мер с целью дальнейшего снижения рисков для хлопкоуборочной кампании 2021 года.

Воздействие COVID-19

В результате пандемии многие узбекские трудовые мигранты вернулись в Узбекистан, что, по всей вероятности, способствовало увеличению численности местной рабочей силы для сбора хлопка.

Некоторые школы и учебные заведения сократили свою деятельность во время сбора урожая. Это означало то, что в некоторых случаях дети вместе со своими родителями ходили на хлопковые поля. Большинство из этих детей не участвовали в сборе хлопка, однако были отмечены единичные случаи привлечения детей.

Диаграмма 5.jpg
Многие респонденты выразили озабоченность в связи с COVID-19 как на качественном, так и на количественном этапах мониторинга МОТ. Заявления включали озабоченность по поводу здоровья, а также озабоченность по поводу экономического воздействия мер изоляции и ограничений на поездки. У респондентов был высокий уровень осведомленности о коронавирусе.

Регулярный и свободный доступ к маскам для лица, дезинфицирующим средствам для рук и/или средствам для мытья рук имело меньшинство сборщиков хлопка.

Гражданское общество и журналисты

Независимые активисты гражданского общества заявили, что они могли свободно осуществлять мониторинг хлопкоуборочной кампании 2020 года и беспрепятственно вести свою деятельность против использования принудительного труда. Сообщений о случаях притеснения или запугивания, связанных с принудительным трудом или сбором хлопка, не было.

В 2020 году продолжался диалог между правительством и гражданским обществом. Активисты являются членами новой Национальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду. Тем не менее активисты по-прежнему сталкиваются с препятствиями при попытке зарегистрировать свои организации гражданского общества в Министерстве юстиции. Вместе с тем, активистов гражданского общества зарегистрировало Министерство занятости и трудовых отношений и предоставило им официальные бейджи, позволяющие беспрепятственно осуществлять мониторинг.

В 2020 году имели место сообщения общего характера о попытках контролировать или ограничивать свободу самовыражения независимых журналистов. Однако, эти сообщения не были связаны с использованием принудительного труда. Президент и другие высокопоставленные должностные лица выразили твердую приверженность свободе слова и независимой журналистике.

Ответственная торговля, инвестиции и поставки узбекского хлопка, текстиля и одежды

Правительство заменяет систему квот на рыночную модель и принимает необходимые меры нацеленные на сведение к минимуму риска принудительного труда, посредством практик справедливого найма и надлежащей оплаты труда. Это, скорее всего, положит конец практике привлечения сборщиков в самом конце сбора урожая просто ради достижения количественных показателей.

Реформы, проводимые правительством, могут способствовать устранению рисков принудительного труда, а также одновременному созданию столь необходимых возможностей для трудоустройства. Экономический рост позволит провести дальнейшие реформы в сфере образования, здравоохранения, инфраструктуры, а также в других областях. Эти реформы должны быть поддержаны международным сообществом.

Торговые и инвестиционные решения, принимаемые ответственными международными инвесторами, вероятно, будут способствовать дальнейшему упразднению наследия плановой экономики. Они также могут оказать положительное воздействие на соблюдение международных норм в сфере труда. Кроме того, если число постоянных достойных рабочих мест в текстильной и швейной промышленности и в других отраслях экономики будет расти, то может произойти сокращение сезонных пиков спроса на рабочую силу, которые зачастую подпитывают практику несправедливого найма.

В некоторых областях и районах в 2020 году случаев принудительного труда было очень мало или вообще не было. Это, в сочетании с тем фактом, что некоторые текстильные кластеры перешли или переходят на механизированную сбор урожая, подтверждает мнение о том, что при выборе поставщиков из Узбекистана международные инвесторы или покупатели смогут управлять трудовыми рисками в своих цепочках поставок.

МОТ полагает, что ответственный подбор источников узбекского хлопка, текстиля и одежды следует поддерживать и поощрять. МОТ готова к пилотному внедрению в Узбекистане инструментов и механизмов, позволяющих международным инвесторам, торговым маркам и розничным торговцам принимать обоснованные бизнес-решения.

Диаграмма 6.jpg
Диаграмма 7.jpg

5:35 Путешествие по городам с историей. Чанг Май, Таиланд. Дизайн природы (с субтитрами) 12+
6:00 Китайская панорама 12+
6:07 «Алтайские горы». Серия 1. «Снежный город» 16+
6:35 «Алтайские горы». Серия 2. «Золотые горы» 16+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония