Киргизская эпопея «Манас»: творение, пережившее столетия
28.03.2018 Борис Силаев 1Именно это объёмное произведение стало тем звеном, которое соединяет целые поколения киргизского народа. Через героический эпос сохранялись и передавались от отца к сыну колоссальные опыт и знания о прошлом. В «Манасе» сочетаются правда и вымысел, мифы и реальные исторические факты.
Мы не знаем, когда начал создаваться этот эпос и кто был его вдохновителем. Наверное, это всё же творение национальной культуры в её непрерывном развитии. В центре произведения стоит идеализированный герой, воплощающий человеческие чаяния, благородство и преданность своему народу. Имя этого героя – Манас.
В Киргизии была создана группа учёных, которые занялись исследованием эпоса «Манас». Они выстроили различные гипотезы появления главного героя Манаса и некоторых других персонажей эпоса. Кто-то считает, что большинство центральных фигур эпоса — это реально существовавшие исторические личности, а мифическая составляющая произведения минимальная. Вторая группа учёных придерживалась иного мнения: в эпосе преобладает мифическое начало, большая часть героев и событий вымышлены. Само же зарождение эпоса «Манас» связывалось с мифами и преданиями, которые не имели никакого отношения к истории киргизского народа.
Позднее учёные всё же пришли к единому мнению: в основе этого грандиозного эпического произведения лежит модель мира, созданная древними киргизами, когда только-только зарождалась этническая целостность народа и формировалась ранняя государственность.
Киргизия. 1 августа 1995 г. Во время празднования тысячелетия эпоса «Манас». Фото: Валерий Сутулов/ТАСС
По словам одного из исследователей, «Манас — Зевс киргизского народа». Драматизм судеб героев и титанический масштаб событий являются основой для описания жизни народа, значительных событий на пути его развития. Именно через безупречного богатыря Манаса был создан образ идеального человека, который живёт в сознании киргизов на протяжении долгих веков.
Эпос «Манас» имеет тысячелетнюю историю. В отличие от эпических произведений многих других народов он сложен от начала и до конца в стихотворной форме, что свидетельствует об уважении киргизов к искусству стихосложения. Эпос состоит из полмиллиарда стихотворных строк и превосходит по объёму все героические эпосы других народов. Такой масштаб объясняется прежде всего своеобразной историей киргизской нации, которая считается одной из древнейших в Средней Азии. Она складывалась на протяжении многовековой истории. Киргизов часто пытались завоевать: кочевые племена кидани в X в., монголы в XII в., джунгары (калмыки) в XVI-XVIII вв. Киргизский этнос сумел выстоять и остаться в анналах истории. Мир кочевых народов был жесток, слабые погибали, а сильнейшие заявляли о своём праве на существование.
Многовековая борьба киргизов за своё место в истории получила наиболее полное и широкое художественное отображение в эпосе «Манас». Он стал своеобразной летописью народа, заменяя кочевому народу и письменную литературу, и изобразительное искусство, и театр. Это был обобщённый тип искусства, содержащий в себе зачатки всех видов творчества. В нём нашли отражение вся жизнь киргизского народа, его этнический состав, уклад жизни, суждения о человеческих достоинствах и пороках. К эпосу постепенно добавлялись самостоятельные сказания, легенды и поэмы. Это произведение можно сравнить с полноводной рекой, которую дополняют многочисленные притоки.
Из века в век эпическая трилогия «Манас» передавалась из уст в уста киргизскими народными сказителями. На снимке: во время представления по мотивам эпоса «Манас». Фото Анатолия Морковкина/ТАСС
Если бы не сказители эпоса-манасчи, это произведение не дошло бы до нас полностью. Они сохранили и донесли его до нас, передавая из уст в уста, дополняя содержимое новыми красками. Среди них особенно выделяется незаурядным талантом Саякбай Каралаев: его сказительское искусство стало вершиной национальной эпической культуры. Чингиз Айтматов называл его «Гомером XXI века». Великий манасчи был темпераментным мастером импровизации. Полная текстологическая запись эпоса «Манас» в исполнении Саякбая Каралаева производилась в период с 1932 по 1947 годы. Она содержит более 500 тысяч стихотворных строк эпоса.
Манасчи совмещали в себе качества историка, поэта, артиста и музыканта. Они перенимали традицию чтения эпоса по наследству, дополняли его идейно-художественное содержание и передавали его в форме поэтическо-музыкальной импровизации, удерживая в памяти тысячи стихотворных строк, а ритм поддерживали активной жестикуляцией и лицевой мимикой. Манасчи умели держать слушателей в напряжении часами благодаря гипнотической силе слова и драматизму повествования.
Начиная рассказ какого-либо эпизода сдержанно, манасчи постепенно усиливал эмоциональный накал повествования и переходил почти на крик, заставляя сердца слушателей трепетать. Он как-будто погружался в те бурные события самого эпоса, становился их участником, радовался и страдал наравне с героями. Эта особенность живой, пламенной передачи содержимого эпоса, отличает «Манас» от эпической культуры других стран, делая манасчи уникальным явлением, которое присуще лишь киргизскому народу.
В 1995 году в республике отмечали 1000-летие эпической трилогии «Манас», рассказывающей о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека. На снимке: участники праздника — охотники с беркутами. Фото: Анатолия Морковкина /ТАСС
Идейно-художественная особенность эпоса «Манас» состоит в переплетении реальных событий и мифов. Язык эпоса отличается выразительностью и обилием образов. В повествовании используется богатейший материал устного народного творчества. «Манас» стал самым крупным памятником киргизской словесности и сыграл огромную роль в формировании национального языка, обогащении словарного запаса и грамматических норм. Историческое значение эпоса заключается ещё и в том, что он оказал существенное влияние на формирование национального характера киргизского народа. Эпопея и в наши дни не потеряла своего воспитательного значения, воспевая любовь, верность родине и истинную дружбу.
Чингиз Айтматов, непревзойдённый классик киргизской литературы, известный во всём мире, спустя столетия написал о бессмертном творении: «Эпос «Манас» — это, прежде всего, несравненное, непревзойдённое художественное творение, созданное эстетическим гением кыргызского народа…».
Люди рождаются и умирают. Солнце восходит и гаснет на закате. Герои же остаются в стихах и песнях новых поколений, пока жива народная память.
«Манас» включён в список шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гинесса, как самый объёмный эпос в мире.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.