Императивы экономического возрождения Нового Узбекистана

18.11.2021 Наби Зиядуллаев, Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АН Узбекистана, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН 1
Фото: https://www.gov.uz/

Республика Узбекистан, являющаяся крупнейшим государством Центральной Азии, обладает значительным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным и интеллектуальным потенциалом и позиционирует себя как ускоренно развивающееся, трансформирующееся независимое государство с собственной парадигмой развития, своей моделью перехода к рынку. С обретением национального государственного суверенитета, начиная с 1991 года Узбекистан стал неотъемлемой частью глобального мира, членом ООН, принимает активное участие в ряде межгосударственных интеграционных объединениях – СНГ, ШОС, ОЭС, Организации исламского сотрудничества (ОИС), Организации тюркских государств (ОТГ) (б. Тюркский совет) и в более чем 120 других международных организациях. В качестве наблюдателя в ЕАЭС Ташкент эффективно взаимодействует со странами этой интеграционной структуры. Ведутся интенсивные переговоры по вступлению в ВТО, а также о расширенном сотрудничестве с ЕС. Налажены тесные связи со всеми развитыми государствами и МФО, о чем свидетельствует его многоплановое сотрудничество с крупнейшими торговыми и инвестиционными партнерами на мировых и региональных финансовых рынках. В июле 2021 года Узбекистан стал постоянным наблюдателем при Организации американских государств.

Сегодня новый Узбекистан осуществляет грандиозные социально-экономические реформы, превращаясь в одно из передовых государств СНГ с открытой экономикой. С первых дней руководства страной Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев предложил новый внешнеполитический и социально-экономический курс, направив страну на более тесную интеграцию с соседними государствами ЦА и активное взаимодействие с Российской Федерацией, другими странами СНГ и мира. Успешно реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., определившая вектор экономических и социальных реформ построения открытого и социально-ориентированного государства. В условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических напряжений страна выработала тщательно выверенную и взвешенную научно обоснованную стратегию с учетом собственных национальных интересов и конкурентных преимуществ как ответ на внутренние и внешние угрозы и потенциальные вызовы. «В этом программном документе – подчеркнул Президент страны Ш.М. Мирзиёев в августе 2021 г. — мы определили свою стратегическую цель – построение Нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса».

Новая экономическая политика страны направлена на расширение полноценного сотрудничества с Российской Федерацией, мировыми и региональными державами, интеграционными объединениями, финансовыми центрами и, конечно же, с соседними государствами с учетом особой возросшей ответственности за регион. Неслучайно в политическом словаре мира появился термин «Центральноазиатский дух».

Россия Узбекистан Президенты.jpeg

 

За годы суверенного развития Узбекистан добился серьезных успехов в догоняющем развитии, что привело к значительному укреплению экономического потенциала национального хозяйства. В Узбекистане за годы независимости появились новые отрасли промышленности. Так, например, автомобилестроение было создано с нуля, стало конкурентоспособной отраслью и экспортирует половину производимой продукции. Здесь работают дочерние структуры американской General Motors и южнокорейской Daewoo. Уровень локализации производства на известном в мире автозаводе в городе Асака Ферганской долины, созданном совместно с Daewoo АО «ДжиЭм Узбекистан», весьма высок. 60% всех деталей производится внутри страны. В целях привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику созданы особые экономические зоны: Свободная индустриальная зона в г. Навои (СИЭЗ «Навои»), Специальная индустриальная зона в г. Ангрен (СИЗ «Ангрен») и Специальная индустриальная зона в г. Джизак (СИЗ «Джизак»).

Достичь экономического успеха удалось за счет ряда факторов. Реформы 1990-х гг. не носили столь шокового характера как, например, в России или Украине. Благодаря этому трансформационный спад не был столь глубоким. Кроме того, быстро росли цены на важнейшие статьи традиционного узбекского экспорта – золото, газ, хлопок, а также медь. Экспорт стимулировался путем явного занижения валютного курса и налогов. Страна в значительной степени опиралась на управляемую государством модель импортозамещающего экономического роста со смешанными результатами, как-то справлялась с задачами повышения уровня жизни и создания новых рабочих мест, достаточных для быстро растущего экономически активного населения. Сложными были международная торговля, получение разрешений на строительство, урегулирование вопросов неплатежеспособности, налоговая политика, деловой климат, получение кредитов и регистрация собственности. Всё это сдерживало не только развитие экспорта, но и национальной экономики в целом. Несмотря на свой огромный экономический и человеческий потенциал Узбекистан находился на последнем месте по показателям привлечения инвестиций на душу населения среди стран ЦА.

За последние пять лет осуществлён переход к модели «открытой экономики» путем широкого применения рыночных механизмов и информирования населения о проводимых реформах, использования новых драйверов экономического роста: цифровизации, инновационных технологий, модернизированных форм и методов воздействия на экономику вместо старых, изживших свой потенциал институтов и инструментов излишне детального, командного, а не индикативного и экономического регулирования. Узбекистан начал проводить рыночные реформы позднее многих стран, поэтому может извлечь пользу из уроков, полученных другими странами с переходной экономикой.

Среди наиболее заметных достижений — либерализация валютного рынка, ликвидация множественности валютных курсов, постепенная либерализация цен и торговли, свободное перемещение товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций, открытие 14 свободных экономических зон, отсутствие применения импортных пошлин во взаимной торговле со странами ЕАЭС, снижение импортных тарифов и акцизных сборов, расширение системы социальной защиты, предоставление ЦБ большей независимости, улучшение доступа к показателям национальной статистики, снижение налоговых ставок для предприятий и физических лиц.

Сравнительный экономико-статистический анализ глобальных экономических кризисов 2009 г. (финансовый кризис) и 2020 г. (пандемический кризис) показывает, что экономика Узбекистана устойчива к мировым кризисам. Вплоть до 2019 г. темпы роста ВВП Узбекистана были не менее 4-5% в год. Лишь в коронавирусный 2020 г. рост снизился до +1,7%. Узбекистан стал одной из немногих стран сумевших, даже в условиях жестких карантинных ограничений и снижения экономической активности на глобальном уровне, сохранить положительную динамику. С 2021 г. рост ВВП начал восстанавливаться.

В 2020 г. объем ВВП Республики Узбекистан в расчете на душу населения составил 19 млн cум (в эквиваленте – 1,7 тыс. долл.) и по сравнению с 2018 г. увеличился на 3,5 %. По оценкам Всемирного банка, ВВП Узбекистана по паритету покупательной способности (ППС) составил 245,4 млрд долл.  

В результате социально-экономических реформ в Узбекистане произошла масштабная трансформация во всех сферах жизни, достигнут достаточный высокий макроэкономический «запас прочности». В целом за 2017-2020 гг. внешнеторговый оборот Узбекистана увеличился с 24 млрд долл. в 2016 г. до 36 млрд долл., а экономический рост в стране составил 18,3%. Общий объем инвестиций за короткий срок увеличился в 2,1 раза, в том числе иностранных инвестиций — почти в 3 раза. Объем промышленного производства составил 369 трлн сумов, увеличившись на 23,4%. Благодаря либерализации экономики и упрощению таможенных процедур объем экспорта в 2020 г. составил 15,1 млрд долл., что на 25% больше, чем в 2016 г. Созданы новые высокотехнологичные производства, произошли кардинальные структурные и качественные изменения в национальном хозяйстве Узбекистана. Так, в 2020 г. по сравнению с 2017 г. доля промышленности в отраслевой структуре ВВП увеличилась с 21,1 до 27,4%, а доля сельского хозяйства снизилась на 5,1%. Примечательно, что удельный вес сферы услуг, основанной на знаниях, возрос в 1,7 раза и достиг 40%, что отражало и быстрый рост малого бизнеса и частного предпринимательства. Наибольшее увеличение вклада в экономическое развитие продемонстрировало инвестиционное строительство – вклад отрасли возрос в 2,5 раза, что отражает процесс бурного жилищного, коммерческого строительства и создания новых инфраструктурных объектов. Валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая всеми отраслями экономики, составила в 2020 г. 92,4% от общего объема ВВП и выросла на 1,7% (вклад в прирост ВВП – 1,5%). Существенный вклад в прирост ВВП внесла промышленность, в структуре которой на долю горнодобывающей и энергетической составляющей приходится около 50%. Ежегодно добывается более 60 млрд куб. м природного газа, 750 тыс. тонн нефти, 4 млн тонн угля, а также цветные и драгоценные металлы. Чистые налоги на продукты составили 7,6% в структуре ВВП и продемонстрировали прирост на 1,4%. В то же время страна все еще является в большей степени аграрной, но с развивающейся перерабатывающей промышленностью с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки богатых местных сырьевых ресурсов.

Президент Республики Узбекистан 3.jpg

Фото: https://www.gov.uz/

Параллельно в стране произошли позитивные изменения, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене. В 2021 г. Узбекистан впервые включен в Индекс регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который является индикатором степени открытости экономик различных стран для иностранных инвесторов. В результате за последние пять лет согласно данным ежегодного отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business (Ведение бизнеса)» по показателю создания наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса Узбекистан поднялся со 141 на 69 место среди 190 государств и вошел в «Топ лучших стран-реформаторов». По индексу «Глобальной продовольственной безопасности» (The Economist Intelligence Unit) Узбекистан поднялся на 9 позиций. Важным показателем является «Index of Economic Freedom» (Индекс экономической свободы), ежегодно составляемый фондом Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal, который включает в себя оценку 186 стран по 12 компонентам, объединенным в 4 группы, и измеряется по шкале от 0 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше уровень экономической свободы. В 2021 г. Узбекистан набрав 59 баллов занял 21 место из 40 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что означает переход в ряды «умеренно свободных экономик».

Отражение позитивных результатов реформ в различных мировых рейтингах создало возможности для выхода страны на международные финансовые рынки. Впервые в своей истории Узбекистан в 2019 г. выпустил совместно с «Газпромбанком» суверенные международные облигации на сумму один млрд долл., спрос на которые значительно превысил ожидаемый и составил более 8,5 млрд долл. Международным инвестиционным банкам и юридическим фирмам были направлены запросы предложений (Request of Proposals), и на конкурсной основе были отобраны банки-андеррайтеры Citi (США), JP Morgan Chase (США), «Газпромбанк» (Россия) при участии международных инвесторов из США, Великобритании, Германии, Франции, Дании и Швейцарии.

Всего в 2019-2021 гг. на Лондонской фондовой бирже размещено почти на два млрд долл. узбекских еврооблигаций-евробондов (в феврале 2019 г. на 1 млрд долл. с доходностью 4.75% и 5.38% годовых с погашением в 2024 и 2029 гг.; в ноябре 2020 г. на 750 млн долл. с доходностью 3,7% годовых с погашением в 2030 г. и в августе 2021 г. Президент Узбекистана объявил о размещении очередных еврооблигаций на 5 трлн сум. До выпуска суверенных международных облигаций многие иностранные инвесторы оценивали плату за 10 летний суверенный риск Узбекистана на уровне 6-8%, что наглядно отражает снижение стоимости заимствований и позитивную оценку мировым рынком капитала политики либерализации и открытости, проводимой в Узбекистаном. Поступления от выпуска суверенных (номинированных в долларах и сумах) облигаций будут использоваться для финансирования в рамках программы Целей устойчивого развития (ЦУР) для Узбекистана.

Президент страны поставил задачу обеспечить в текущем году рост национальной экономики Республики не менее чем на 6%, промышленности — на 8%, а сферы услуг и строительства — на 8,5%, строительства — на 4% для достижения целевых ориентиров 2030 г. — роста реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в 3 раза Для этого необходимо будет в последующие годы поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6-7%. Это позволит к 2030 г. Узбекистану войти в группу стран с доходами выше среднего.

Основными факторами роста ВВП до 2030 г. являются обеспечение роста реальных объемов промышленности в 2,3 раза и увеличение доли в ВВП до 33,3%, строительства и сферы услуг в 2,1 раза и соответственно снижение доли сельского хозяйства в 1,8 раза до 21%. Рост производственного потенциала экономики обеспечит увеличение объемов экспорта в 3 раза. Для обеспечения экономического роста потребуется увеличить объемы капитальных вложений в 3,1 раза, прямых иностранных инвестиций в 7 раз.

Усилия Республики Узбекистан по реформированию экономики поддерживаются всеми международными финансовыми институтами и, несомненно, помогут привлечь в страну большие инвестиции, технологии и создать новые рабочие места.

Уроки Узбекистана, который за короткий срок из закрытой, отгородившейся от внешнего мира страны превращается в одно из передовых государств на постсоветском пространстве с открытой экономикой, осуществляющей переход от модели с высоким уровнем административных барьеров и ограничений к модели современной экономики, основанной на оптимальном сочетании государственных и рыночных методов регулирования, весьма полезны и применимы при трансформации переходных экономик других развивающихся государств.

Наби Зиядуллаев.jpg

Наби Зиядуллаев, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АН Узбекистана, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН. Фото: https://uznews.uz/

6:07 Пустыни и жизнь. Гоби. 12+
7:00 Новости 12+
7:07 Пустыни и жизнь. Тар. 12+
8:00 Новости 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония