«Москва - УМНЫЙ ГОРОД земли». Премьера на телеканале «Большая Азия»
17.09.2020 Медиаресурс "Большая Азия" 1В международном рейтинге цифровой трансформации Москва входит в топ-20 среди 100 крупнейших городов мира. Сегодня в столице России почти все можно делать онлайн: получить госуслуги, записаться к врачу, припарковать авто. В этой программе мы расскажем, как в Москве работают технологии «Умного города», как они развиваются и помогают жителям.
В этом выпуске:
- Технологии «Умного города» в Москве
- Что такое «смарт-сити» и для чего он нужен жителям столицы России?
- Как технологии и искусственный интеллект управляют движением в городе? Какие электронные сервисы сегодня доступны москвичам?
- На эти и другие вопросы про «умный город» ответит программа «Москва – лучший город земли».
Смотрите на телеканале «Большая Азия» программу «Москва – лучший город земли». Премьерный показ – по четвергам в 19-30 (время московское), повторы – по пятницам в 13-10 и субботам в 15-30 (время московское).
Ведущий – журналист из Великобритании Майкл Гибсон.
Начать программу про технологии мы решили на главной выставке советского союза — ВДНХ. Сегодня здесь продолжают показывать достижения народного хозяйства, в том числе и высокие технологии. За моей спиной павильон «Умный город» — это площадка, где представлены инновации и электронные сервисы, которые Правительство Москвы внедряет для удобства жителей. Предлагаю заглянуть туда на экскурсию.
Павильон «Умный город» — это уникальная площадка, где можно увидеть и «потрогать» самые интересные технологии, которые уже сегодня стали частью городской инфраструктуры. Он открылся в 2016-ом году. За 4 года павильон посетили около 400 тысяч человек.
Для посетителей приготовлен специальный интерактивный маршрут. Каждая остановка на нем – это технология, которая помогает сделать жизнь в городе комфортнее. Начинается все в полной темноте, в зале с панорамным экраном, где гостям рассказывают интересные факты о Москве. Затем посетители попадают на основную экспозицию, где им предстоит выполнить несколько заданий. Первое — правильно преодолеть пешеходный переход.
На выставке можно побывать не только в роли пешехода, но и водителя беспилотного автомобиля, совершающего поездку по центру Москвы.
Транспорт будущего обладает искусственным интеллектом и машинным зрением, а значит видит и анализирует ситуацию на дороге не хуже человека.
Всего в павильоне 6 основных экспозиций. Помимо транспорта, посетители могут узнать, как при помощи умных датчиков минимизировать последствия пожара или потопа в своем доме, или стать активным гражданином и помочь городу в решении проблем.
ВДНХ – это не только выставка, но еще и один из самых больших парков Москвы. Но что такое современный парк? Это не просто место, куда можно приехать погулять с семьей, отдохнуть и насладиться чистым воздухом. Сегодня это высокотехнологичное пространство, а значит парк может стать, например, полноценным офисом.
Для работы в парке есть всё необходимое: качественная мобильная связь и бесплатный городской wi-fi. Попробуем зайти на сайт mos.ru. Это своеобразная городская поисковая система, в которой можно узнать абсолютно всё о жизни столицы. Помимо прочего, на mos.ru доступны электронные услуги и сервисы. Теперь по многим вопросам жителям больше не нужно ходить в отделения центра «Мои документы», всё можно сделать онлайн. По подсчетам экспертов, перевод центра госуслуг «Мои документы» в онлайн-режим за год сэкономил москвичам около 100 миллионов часов.
На портале доступно более 360 услуг, которые можно получить онлайн. Среди самых популярных – оформление электронной медицинской карты, запись на прием к врачу, а также передача показаний и оплата воды и электричества. Я хочу проверить, есть ли у меня неоплаченные штрафы. Для этого нужно просто ввести данные автомобиля и водительского удостоверения. Портал тут же выдаст вам список нарушений и подскажет, какие штрафы, вы уже оплатили, а какие нет. Чтобы получить услуги онлайн, нужно лишь зарегистрироваться на главном сайте Москвы.
Здесь московские предприниматели могут подать заявку на получение субсидий или оформить разрешительную документацию. Также в Москве работает портал «Наш город». Он позволяет москвичам в режиме «онлайн» сообщать коммунальным службам о проблемах в своем районе, доме или подъезде. И оперативно их решать. Также здесь можно увидеть реальные примеры работы городских служб. У Правительства Москвы есть несколько приложений, которые призваны помочь горожанам. Например, при помощи «Активного гражданина» москвичи могут участвовать в голосованиях по важным городским вопросам: от транспорта и благоустройства — до здравоохранения и образования. Кроме того, за проявленную активность люди получают баллы, которые можно потратить в магазинах и ресторанах Москвы.
Однако умный город просто не может существовать без быстрого интернета. Поэтому в Москве активно внедряется 5G. Это новое поколение мобильных сетей. Его главные преимущества – высокая скорость, примерно в 60 раз больше, чем в сети 4G, минимальная задержка сигнала и большая пропускная способность. 5G в Москве будет работать на существующей инфраструктуре – это 65 тысяч километров оптико-волоконных линий связи, проложенных под землей. Таким образом в городе закопаны кабели, которыми можно полтора раза обернуть экватор.
Одна из самых актуальных сфер для использования сетей нового поколения – умный транспорт. Технология 5G свяжет в единую инфраструктуру дорожные камеры, разметку, пользовательские гаджеты и мультимедиа-системы автомобилей. Вот лишь несколько примеров использования технологий 5джи, в городском автомобильном движении.
Обгон автомобиля с выездом на встречную полосу – один из самых опасных маневров на дороге. С использованием 5джи можно будет увидеть ситуацию на дороге глазами впереди едущего автомобиля. Благодаря высокой скорости передачи данных и быстрому отклику, на экране автомобиля в режиме реального времени будет транслироваться картинка с фронтальной камеры другой машины. Водитель сможет оценить обстановку на дороге впереди, рассчитать нужное время для маневра и выполнить обгон.
Другой пример: проезд пешеходного перехода с ограниченным обзором, когда, например из-за автобуса, не видно часть дороги. Тогда дорожные камеры при помощи нейросетей распознают возможную опасность и предупредят водителя об угрозе. По подсчетам экспертов МТС, если 80% автомобилей будут обладать подобными системами, количество ДТП с пешеходами и велосипедистами может сократиться вдвое.
В Москве зарегистрировано более 7 миллионов автомобилей, из которых более 3-х миллионов ежедневно выезжают на дороги города. Для того, чтобы сделать движение в городе комфортнее и безопаснее, в Правительстве Москвы функционирует Центр организации дорожного движения или ЦОДД, который при помощи различных цифровых устройств контролирует обстановку на дорогах Москвы.
Основной элемент управления движением – это светофоры. В Москве установлено около 3-х тысяч интеллектуальных регулировщиков движения. Умный светофор – это совокупность датчиков и сенсоров, которые сами анализируют дорожную обстановку, меняют свои режимы работы в соответствии с ней и, тем самым, управляют ситуацией на дорогах.
По подсчетам ЦОДД «умные» светофоры сделали общественный транспорт в городе быстрее на 20%. Если раньше за 2 минуты перекресток мог проехать только 1 автобус, то сегодня 4. В Москве — маятниковый характер движения. Это значит, что утром все едут в центр, а вечером — из центра. Система управления светофорами знает об этом и поэтому в нужное время дает приоритет потокам в ту или иную сторону. Еще один элемент системы – информационные табло. Они предупреждают участников движения о заторах или авариях, заранее предлагают пути объезда еще до того, как автомобиль попал в пробку, тем самым предотвращая глухие заторы и стабилизируя ситуацию на дорогах.
«Создание одной из самых функциональных и современных интеллектуальных транспортных систем, которая позволяет серьезно снизить количество дорожных происшествий, повысить скорость движения в городе, снизить количество смертельных случаев и аварий на дорогах, и как раз-то улучшить эффективность движения транспортных потоков, потому что Москва являлась чемпионом по пробкам ещё несколько лет назад, — рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин.- Но сегодня мы с гордостью говорим, что город откатился на 13-е, а кто-то говорит, что и на 19-е место, и очень надеемся, что этот процесс продолжится, но обязательно надо учитывать тот фактор, что советские архитекторы, создавая Генеральный план развития Москвы, никогда не могли себе представить, что уличная дорожная сеть может вместить 6-7-8 миллионов автомобилей».
Один из поставщиков инноваций для города – компания «Ситроникс». Это высокотехнологичное предприятие, принадлежащее российской акционерной финансовой корпорации «Система». «Ситроникс» занимается созданием и внедрением комплексных цифровых решений для бизнеса и государства.
Данная система не только обеспечивает контроль доступа и измерение температуры тела на входе, но и экономит время. По подсчетам Ситроникс, для компании из ста человек система может сэкономить в год порядка 300 часов. Но это не главная разработка компании. Сегодня среди её технологических инноваций – панорамная камера со сверхвысоким качеством изображения.
Панорамная камера уже прошла проверку этой зимой на катке в парке ВДНХ. При помощи сети 5G от МТС и высокого качества изображения искусственный интеллект каждые полсекунды оценивал ситуацию на льду: он определял комфортность катания, исходя из количества посетителей, среднюю и максимальную скорость движения и даже частоту падений и преобладающей цвет одежды.
Еще один проект, который реализуется в Москве – федеральная программа «Чистое небо». Его главная цель: убрать с улиц провода и воздушные линии связи, спрятав всё в специальные подземные коллекторы. Таким образом, подняв голову на улице вы больше никогда не увидите хитросплетений проводов. Но как убрать под землю модули связи, интернет-передатчики и всю технологическую инфраструктуру, которая установлена на столбах? Заменить обычные столбы на умные. В них уже интегрированы все необходимые системы «Умного города»: от видеоаналитики до зарядки электротранспорта. Встроенный искусственный интеллект может распознавать нарушителей, замечать бесхозные или потерянные вещи и оповещать об этом полицию.
Российские разработчики биометрических систем сегодня лидеры в этом направлении в мире. В последнем рейтинге американского института стандартизации компания ВижнЛабс, также принадлежащая АФК «Система», заняла первое место. Сегодня они тестируют в Московском метро технологию оплаты проезда с помощью лица.
Чтобы оплатить проезд, нужно просто войти в нужную зону рядом с турникетом и посмотреть в камеру. Система распознает лицо пассажира, откроет створки и спишет с карты необходимую сумму за проезд. Не нужно никаких проездных и банковских карточек. Кроме того, данные с камер будут анализировать загруженность метрополитена и сообщать о «заторах» в мобильном приложении.
Беспокоиться за сохранность личных данных не нужно. Система не запомнит вашу внешность и не сможет «слить» эти данные. Она воспринимает лицо человека как последовательность цифр. Это шифр, из которого нельзя восстановить фото или добраться до личных данных.
В Москве постоянно появляются новые технологии, которые делают жизнь людей комфортнее и безопаснее. У Правительства есть стратегия развития столицы «Умный город – 2030». По плану через 10 лет, технологии и искусственный интеллект будут пронизывать все сферы жизни Москвы: от городской среды до работы цифрового правительства. Очень хочется увидеть город будущего, но придется подождать.
Руководитель программы – Алевтин Сухолуцкий.
Программа создаётся при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей г.Москвы.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.