750-летний мост Ваньнин: почему им так гордятся пекинцы?

01.03.2023 Чжан Хуэйцинь, доктор филологических наук, профессор Второго Пекинского университета иностранных языков 1
На фото: мост Ваньнин

В центре Пекина находится 750-летний мост, по которому сейчас ходят люди, ездят машины. Это мост Ваньнин, которым заканчивается северная точка Великого Китайского канала Пекин-Ханчжоу. В 2014-м году мост Ваньнин вошёл в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пекинцы не без гордости говорят, что это первый мост Великого канала.

Длина моста Ваньнин – 34,6 метра, ширина – около 17 метров, пролёт моста – 7,2 метра, а высота арки – 3,5 метра. Надо особо отметить, что именно этот мост является доказательством того, что перевозки риса с юга на север до императорских зернохранилищ осуществлялись беспрепятственно напрямую.

Название моста

Мост Ваньнин был построен в 1285 году во времена династии Юань. Своё название «Ваньнин», «Вечное спокойствие», мост получил от одноименного дворца, построенного в XII веке. Другое название этого архитектурного сооружения – мост Задних ворот хоумэнь цяо, из-за близости к Воротам Земного спокойствия Дианьмэнь, которые в народе назывались Задними воротами Императорского дворца. Во времена династии Юань, под мостом, с юго-востока Китая, ежедневно проходило множество судов. Мост Ваньнин является самым северным шлюзом Великого Китайского канала, важным символом происхождения династии Юань.

Первоначально в качестве основного материала для строительства этого архитектурного сооружения использовалось дерево, затем некоторые части моста укреплялись камнем. В 2003 году была проведена масштабная реконструкция строения: поверхность моста отреставрировали, некоторые колонны были заменены новыми, но центральная часть архитектурной гордости пекинцев осталась такой же, какой была 750 лет назад. По мраморному мосту, который мы видим сегодня, когда-то давно проскакал Хубилай на своем коне.

Легендарные каменные животные на берегу реки

По обеим сторонам моста мы видим легендарных каменных животных, именуемых Бася. Говорят, это животное является одним из девяти сыновей дракона, который должен был следить за уровнем воды. Их всего шесть: четыре на берегу и два под водой.До 2000 года вы бы не смогли увидеть реку и этих животных на восточной от моста стороне, так как тогда канал был закатан в асфальт, представляя собой подземную реку. При расчистке русла в 2000-м на берегу канала были обнаружены удивительные каменные изваяния животных.

Как уже было сказано, на обеих сторонах от моста Ваньнин всего шесть фигур черепахо-дракона Бася. Обратите особое внимание на каменное изваяние на северо-восточной стороне от моста. Из-за того, что гранит постепенно выветрился, сегодня мы можем увидеть только контур этого существа. За исключением самого древнего изваяния, остальные пять были реконструированы при династиях Мин и Цин, поэтому они хорошо сохранились. Функции этих животных непросты. Говорят, что Бася любит лежать на животе на берегу реки, защищая её от нечистой силы и наводнения.

02 Контура животного Бася.jpg

На фото: контуры животного Бася

Из шести животных четыре находятся на берегах канала. Низко наклонив голову, они следят за водой. А к востоку от моста по обеим сторонам берега под водой находятся ещё два каменных изваяния, которые смотрят вверх. Между каменными животными на берегу и под водой есть каменный шар. Основная функция каменных животных и шара – измерение уровня воды, но он также имеет и другое символическое значение — будто сыновья дракона играют в мяч. Каменные скульптуры являются талисманами благополучия.

03 Животное Бася на берегу канала.jpg

На фото: животное Бася на берегу канала

В середине арки мы видим голову животного с огромным ртом. Он как будто жадно глотает воду, предотвращая наводнение. Говорят, при династии Юань арка была выше. Лодки со спущенными парусами, проходя мост-шлюз Ваньнин, плыли в озера Шичахай.

04 Арка моста Ваньнин.jpg

На фото: арка моста Ваньнин

Под мостом на стене вырезаны два иероглифа 北京 (Пекин), которые играли роль водомерной рейки. Если вода превышает эти два иероглифа, то будет наводнение. В этом заключается не только технология построения моста, но и мудрость наших предков.Мосту уже больше 700 лет, но эксперимент показывает, что структура и каркас строения не меняются, даже если на нём стоят десять гружёных под завязку грузовиков.

Гидроинженер Го Шоуцзин и технология регулирования воды

В XIII веке, в эпоху правления династии Юань (1271-1368), столицей стал Даду, то есть сегодняшний Пекин. Великий канал связал новый административный центр страны с южными районами и стал главной транспортной артерией, соединившей север и юг страны. Конечной точкой Великого Китайского канала служили озера Шичахай, где и находится мост Ваньнин. Он также выполняет функцию судоходного шлюза.
Как известно, на восточной окраине Пекина в районе Тунчжоу уровень воды на 30 метров выше, чем в озерах Шичахай на западной стороне. Чтобы лодки, которые перевозили рис, могли прибыть с окраины в столицу, во времена правления династии Юань известный китайский гидроинженер Го Шоуцзин смог отрегулировать уровень воды, используя способ ступенчатого торможения. По каналу Тунхойхэ были построены 24 шлюза, один из которых, шлюз Чэнцин, находился под мостом Ваньнин (поэтому мост Ваньнин назывался еще шлюзом Чэнцин). Благодаря такому уникальному решению, баржи с рисом могли заходить прямо в центр города. Люди же, прибывающие в Пекин по Великому каналу с юга, сходили на берег именно на мосту Ваньнин. Он является реальным свидетелем истории развития Пекина.

05 Го Шоуцзин.jpg

На иллюстрации: Го Шоуцзин

Мост Ваньнин и окружающий его район

Начиная с династии Юань, мост Ваньнин является не только северным началом Великого Китайского канала. Он всегда был и остаётся важной составляющаяся Центральной оси Пекина. Эксперты отметили, что при строительстве юньской столицы Даду, местоположение Центральной оси с севера на юг было определено именно по этому мосту. В соответствии с идеей китайского зодчества «Передняя часть — дворцы, задняя часть — рынки», к северу от моста располагался оживленный торговый район. Это было обусловлено местоположением моста — позади Императорского дворца. На расстоянии одного километра от Барабанной башни до задних Ворот дворца Дианьмэнь ютились более ста торговых лавочек, где продавали предметы антиквариата, шёлк, ювелирные изделия. Там же были построены кабаки и гостиницы. Ваньнин остался единственным мостом на Центральной оси, по которому и сегодня ходит городской транспорт.

Когда речь идёт о мосте Ваньнин, нельзя не упомянуть озёра Шичахай и улицу Наньлогу. Во времена династии Юань озёра Шичахай были связаны с Великим Китайским каналом — к их берегам причаливали караваны лодок, которые, пройдя мост Ваньнин, привозили в столицу рис из южных провинций.

06 Озера Шичахай.jpg

На фото: озера Шичахай

Вокруг озёр находится квартал довольно популярных хутунов и много старинных особняков приближенной ко двору знати – наследных принцев и чиновников. Например, дом сыхэюань, где жила будущая жена последнего китайского императора Пу И до замужества. Отреставрированные особняки и хутуны выглядят очень аккуратно.Самая популярная в этом старом, но модном районе улица Наньлогу находится к северу от Запретного Города, прямо у станции метро Наньлогусян. Улица Наньлогу и хутуны в этом районе были построены около 800 лет назад и с тех пор довольно неплохо сохранились. Сегодня сама улица битком набита недорогими закусочными, сувенирными лавками, но своей атмосферы и уюта Наньлогу не растеряла. Для туристов улица эта – великолепие. Очень приятно гулять здесь под плакучими ивами и разглядывать витрины, наблюдая жизнь простых пекинцев. Местные жители не изменяют эти местам все 800 лет.

07 Улица Наньлогу.jpg

На фото: улица Наньлогу

От улицы Наньлогу отходят переулки с многочисленными усадьбами знати, чайными и ресторанами. С этими местами связаны имена многих известных писателей, поэтов, общественных деятелей. В одном из переулков этой улицы Дунмяньхуа находится Центральная академия драмы, оттуда вышло много известных художественных деятелей.

Академия китайской оперы.png

На фото: Центральная академия драмы

Мост Ваньнин и окружающий его район примечательны своей историей, живописностью и особым местным колоритом. В этом районе вы увидите старый Пекин во всей красе, сможете погулять по тем местам, где когда-то гуляли бывшие принцы, чиновники, пообедать в кафе, где обедали кинозвезды. Ну а главное, вы сможете прогуляться по 750-летнему мосту, на который ступала нога самого юанского императора Хубилая

10:35 Путешествие по Малайзии с Джоном Тородом. Пенанг 2 часть 12+
11:00 Новости 12+
11:10 Ангкор - земля Богов. Серия 1. Расцвет империи 16+
12:00 Новости 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония