Каларипаятту — тайное искусство воинов-врачевателей

19.10.2018 Валерий Ветров 1
Индийские силовые единоборства древнее европейских. Фото: luxtimes.lu

Истоки этого вида единоборств берут свое начало в индийских штатах Керале и Тамилнаду. Слово  «каларипаятту» обозначает «бой в священном месте» (калари — «священное место», паятту — «бой»). Тренировки и поединки бойцов очень часто проводятся в специально построенном храме — Калари.

Индия всегда была для европейцев другим миром – загадочным, непонятным и… чужим. Однако, как ни странно, но именно европейская культура разнообразила индийские боевые искусства, которые постепенно разделились на невооруженные и вооруженные. Но на самом деле индийские силовые единоборств древнее европейских.

Индийская борьба каларипаятту
Главная арена для поединков находится в специальном храме — на углубленной в землю  площадке. Фото: indienrundreisen.de

Считается, что боевые искусства Индии дали импульс к развитию многих видов единоборств в мире. Например, даже шаолиньскому ушу, история которого длится много веков. Каларипаятту — одно из самых старинных и закрытых боевых искусств, приобщиться к тайным знаниям которого дано лишь избранным. В совершенстве им владеют немногие воины Кералы и Тамилнаду. Эти люди могут не только искусно сражаться с противниками, но и успешно лечить людей с помощью только им известных методик. Впрочем, современность внесли свои коррективы и в жизнь бойцов каларипаятту. Теперь они порой демонстрируют свое мастерство на публике, хотя прежде это делалось лишь в реальном бою. Сегодня тренировки воинов-врачей можно наблюдать на одном из пустынных пляжей Индии, однако главная арена для поединков находится все-таки в специальном храме — на  площадке, углубленной в землю на 1,3 метра. Она служит не только рингом для поединков, но и местом для молитвы.

Лезвия сабель не затуплены, удары наносятся настоящие. Но всякий раз, когда клинок, кажется, вот-вот настигнет бренную плоть, боец каларипаятту молниеносно делает умопомрачительный прыжок, взлетая на несколько метров ввысь, и сверху атакует противника. Рядом за поединком наблюдает учитель — ашан — он же и наставник по жизни. Жестом он прекращает поединок, а ученики собираются вокруг него, смиренно выслушивая замечания, упреки и советы.

Индийская борьба каларипаятту
Сегодня тренировки воинов-врачей можно наблюдать на одном из пустынных пляжей Индии. Фото: malstran.ru

Говорят, что каларипаятту — боевое искусство, созданное Парасунарой (одна из инкарнаций бога Вишну), которое постепенно превратилось в тайную касту воинов-найаров. Сотни лет они «синтезировали» древнее военное индийское мастерство (дханур-веда) и не менее древнюю индийскую медицину (аюрведа). До XVI века строго настрого запрещалось передавать секреты борьбы и врачевания христианам и мусульманам. Обучение каларипаятту начинается с шестилетнего возраста: учитель, взявший шефство над малышом, становится для него единственным авторитетом. Но лишь лучшие из лучших, прошедшие несколько ступеней познания, в конце концов узнают самые важные секреты, которые передает им учитель.

Уже через несколько лет ученики становятся пусть и не искусными воинами, но достаточно хорошо подготовленными физически подростками. Они выполняют сложные упражнения, у них великолепная растяжка. Когда посторонний видит то, что вытворяют со своими телами бойцы каларипаятту, то невольно возникает вопрос: уж не «пластилиновые» ли эти люди?

Индийская борьба каларипаятту
В каларипаятту также существуют удушающие приемы. Фото: indiya-land.ru

Тренировки воинов каларипаятту обычно проходят на восходе и на закате солнца. Перед тем, как перейти к упражнениям с саблей, сначала «гуттаперчевые» воины выполняют упражнения по растяжке. Затем ученик тщательно втирает в свое тело масло, а учитель делает ему аюрведический массаж, который, как считается, придает телу силу и гибкость. Далее снова следует серия упражнений по растяжке мышц. По этому поводу можно немного пошутить: способность воинов-врачевателей вскидывать ноги заставит покраснеть от зависти любую прима-балерину! Между тренировками ученики, постигающие тайны борьбы, молятся неустрашимому борцу с демонами богу Вишну.

Первая ступень обучения киларипаятту включает в себя, прежде всего, физическое совершенство обучаемого («майпаятта»). В этот период он  постигает определенные комбинации шагов, поворотов, прыжков и наклонов, причем постепенно они усложняются. Когда ашан видит, что его ученик уже овладел этой частью искусства, то он может начать с ним занятия по ведению боя без оружия. К этой стадии обучения допускаются лишь те молодые люди, у которых ашан обнаружил потенциал для дальнейшего совершенствования. Наставник внимательно следит за тем, чтобы его подопечный никогда не применял свои навыки в неправедных целях.

Индийская борьба каларипаятту
 В арсенале бойцов всевозможные способы защиты и нападения — прыжки, длинные выпады и многочисленные удары ногами и кулаками. Фото: allegralaboratory.net

Второй этап обучения — Кольтари. В этот период ученик постигает азы ведения боя с оружием — пока ненастоящим, а деревянным. Всего существует десять видов холодного оружия. Третий этап —  Анкатари. Ашан учит своих учеников работать с традиционным оружием. Заключительный этап обучения — Верун кай тари. В это время ученики познают приемы защиты и нападения со свободными руками. Также наставник передает им и тайны медицины: те с усердием штудируют анатомию человека и акупунктуру — учатся правильно воздействовать на различные точки человеческого тела.

Приемы ведения боя голыми руками носят подражательный характер: бойцы имитируют повадки животных – тигра, пантеры, медведя и т.д. В арсенале бойцов всевозможные способы защиты и нападения — прыжки, длинные выпады и многочисленные удары ногами и кулаками. Что характерно для этой борьбы – закрытые стойки. При нанесении ударов ни руки, ни ноги никогда до конца не распрямляются.

Индийская борьба каларипаятту
Секреты борьбы каларипаятту тщательно охраняются и передаются лишь избранным. Фото: indienrundreisen.de

Так, известны случаи, когда некоторые гуру (их, кстати, можно пересчитать по пальцам) одним лишь движением руки в сторону человека лишали его сознания. Современная медицина с трудом может объяснить эти «энергетические воздействия». Что это: магия или древние методы медитации? Ответа пока нет. А сами гуру на эти вопросы не отвечают, они тщательно хранят секреты, переданные им из глубины времен.

В эпоху Средневековья многие ашаны был одновременно и воинами, и врачами, умевшими творить чудесные исцеления: якобы настоящие мастера киларипаятту вылечивали переломы с помощью лишь нескольких прикосновений пальцами. Также в их распоряжении всегда находились целебные масла и порошки, которыми они боролись с артритами, ревматизмом, люмбаго и многими другими хворями. Это полумагическое искусство врачевания, безусловно, привлекло к ашанам повышенное внимание со стороны западной медицины, а многие богатые люди просили гуру каларипаятту излечить их. Однако передают «божественные знания» мастера лишь детям Кералы…

Индийская борьба
Тренировка бойцов варма-калаи. Фото: youtube.com

В Индии существуют и другие очень интересные виды единоборств, которые европейцы практически не знают. Например, варма-калаи – настоящее боевое искусство, которое не предполагает случайных ударов. Их попросту нет: если боец хочет лишить жизни противника, то воздействует (бьет или слегка надавливает) на определенные точки на его теле; если же в его планы входит вывести человека из строя на время, то он «ищет путь» к другим точкам. Скорее всего, китайская техника «диммак» — «отсроченная смерть» — давным-давно была заимствована у индийских учителей. В варма-калаи она называется «марма ади» и тесно связана с физиологическими особенностями человека, точнее с теорией о циркуляции внутренней энергии «прана» (у китайцев это «ци», у японцев — «ки»).

В варма-калаи сражаются как голыми руками, так и с оружием. Первый этап обучения – освоение стоек и передвижений, изучение блоков и ударов – кулаком и открытой ладонью. И только после этого ученики приступают к освоению ударов локтями и ногами, захватов и бросков.

Бои с оружием – это уже высший пилотаж. Сначала, чтобы избежать травм, ученикам выдаются деревянные палки, затем дубинки, и лишь после того, как пройдена определенная «школа выживания», они получают настоящее холодное оружие – кинжалы, мечи и сабли. Причем драться учат «с двух рук». Как и мастера каларипаятту, мастера варма-калаи – великолепные доктора-травматологи, которые при помощи массажа, мазей и снадобий прекрасно справляются с очень сложными случаями в своей практике…

Силамбам — индийская палочная борьба. Её боевой вариант – латхи. Метод взят на вооружение полицейскими спецподразделениями. Мастер силамбам виртуозно владеет как короткой, так и длинной палкой, умеет совершать акробатические прыжки, а если потребуется, то виртуозно отбивает палкой летящий в него предмет. Он отлично маневрирует со своим оружием и наносит удары в таком темпе, что зрители порой не успевают сосчитать число нанесенных ударов. Униформа бойцов – плотные штаны, майки и тюрбан на голове. Победителем в поединке считается тот, кто сумел за определенный промежуток времени нанести большее число ударов по телу противника или выбить из его рук палку. Безусловный победитель – ударивший соперника по тюрбану…

Индийская борьба кушти
Индийская борьба кушти. Фото: velvet.by

Кушти — еще один вид индийских силовых видов единоборств, дошедший до нас из глубины веков. Он похож на европейскую вольную борьбу. Одни из самых уважаемых в Индии людей – пахалваны – борцы кушти, мощные и ладно сложенные люди. Когда-то поединки индийских пахалванов проходили до смерти одного из соперников, но в наши дни подобное случается редко – схватки относительно безопасны, хотя до сих пор в арсенале борцов находятся приемы, запрещенные во многих других видах спортивных поединков.

Основная цель – повалить соперника на лопатки. В кушти приемы бывают нескольких типов: силовые захваты и броски, когда нужно «сломать» противника, а также приемы, при применении которых используется инерция движений соперника и целая наука «выматывания» соперника, болевые замки и удушения. Иногда суставы и конечности борцов порой не выдерживают адской нагрузки и лопаются, как переспелые арбузы.

19:10 «Прорыв: 1950» Телефильм. 6 серия 16+
20:00 Китайская панорама 12+
20:10 Кругосветка с Педро. Китай. 16+
20:55 Экзотические фрукты. Личи 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония