Юлия Лысенко: «Тюркологические исследования сблизят Алтайский государственный университет с вузами Узбекистана»

14.01.2021 ИАЦ МГУ 1
Фото: ИАЦ МГУ

Заведующая кафедрой востоковедения Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета (АлтГу) Юлия ЛЫСЕНКО рассказала о важности алтаистики в изучении народов тюрко-монгольского мира и сотрудничестве России с Узбекистаном в области алтаистики.


– В прошлом году прошел I Международный алтаистический форум. На нём присутствовали ученые из множества стран, в том числе из Узбекистана. Расскажите о сотрудничестве России с Узбекистаном в области алтаистики.


– Осенью 2019 года в Алтайском государственном университете действительно состоялся I Международный алтаистический форум, в работе которого приняли участие более 150 ученых-тюркологов и монголоведов из России, стран Центральной Азии, Монголии, Китая, Турции.

На мероприятии было принято решение о создании международной научной коллаборации ученых для проведения совместных междисциплинарных научных исследований в данной области.

Площадкой для объединения стало созданные по итогам Форума Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».

Узбеки – тюркоязычный народ, а его формирование – сложный и длительный процесс межэтнического взаимодействия. Процесс, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья (реки Сырдарья и Амударья), для которого было характерно сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного населения с кочевым, тюркоязычным населением – тюркскими племенами, мигрировавшими в регионе в VI-VII веках.

Поэтому коллеги их Узбекистана проявили определенный интерес к I Международному алтаистическому форуму. И хотя их представительство на Форуме было не так велико, мы надеемся на будущее расширение взаимодействия в данном направлении.

Совместных российско-узбекских исследовательских проектов в области алтаистики пока немного. Более плодотворно развивается сотрудничество в области археологических исследований, связанных с проведением археологических раскопок памятников тюрко-согдийского периода на территории Узбекистана.

– Какие перспективы совместной работы и возможности для коллег-ученых и вузов-партнеров из Узбекистана в АлтГУ?


– До недавнего времени Республика Узбекистан оставалась для нас «terra incognita». Это было связано с внешнеполитическим курсом узбекского политического руководства, направленного на определенный изоляционизм страны и отстраненность от мировых интеграционных процессов, в том числе, гуманитарного сотрудничества.

В последнее время мы наблюдаем отход от данного курса. Узбекистан демонстрирует желание принимать участие в международном научном сотрудничестве. Примером может служить прошедший в начале декабря 2020 года на площадке Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Международный форум ректоров гуманитарных вузов, в работе которого принимали активное участие и узбекских вузы.

Нужно также отметить, что сегодня в Узбекистане действует 10 филиалов российских вузов, 6 из которых были открыты в 2019 году.

Это дает нам основания надеяться, что и тюркологические исследования со временем станут той областью, которая сблизит Алтайский государственный университет с вузами Узбекистана. Так, мы сможем реализовывать совместные проекты и развивать, таким образом, наше гуманитарное сотрудничество.

– Насколько важна алтаистика в изучении народов тюрко-монгольского мира?


– Алтаистика как научная дисциплина начала формироваться ещё в XIX веке.

Ученые, работающие в данном исследовательском направлении, занимались изучением языков народов Алтая. Собственно, отсюда произошло и название научной дисциплины.

У истоков алтаистики стояли российские учёные Борис Яковлевич Вла­ди­мир­цо­в, Евгений Дмитриевич По­ли­ва­но­в, Владислав Людвигович Кот­ви­ч. Значительный вклад в развитие алтаистики внесли немецкие ученые, прежде всего Василий Васильевич Радлов.

С раз­ных на­учных по­зи­ций специалисты раз­ра­ба­ты­вали проблему происхождения материальной и структурно-типологической общности алтайских языков.

Для большинства тюркологов-лингвистов предметом исследования явилось описание строя конкретных тюркских языков, их лексической, грамматической и фонолого-фонетической структуры.

Сегодня, благодаря их научным изысканиям, мы знаем, что алтайская языковая семья включает тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки. Есть исследования, в которых доказывается включенность алтайскую языковую семью также корейского и японо-рюкюских языков. 

С XIX века прошло много времени. И по мере расширения наших представлений об алтайской языковой семье, изменялось и смысловое наполнение термина «алтаистика». Происходил постепенный отход от традиционного, классического его понимания, термин наполнялся новым содержанием и смыслом.

Сегодня под алтаистикой понимают междисциплинарную науку, которая наряду со сравнительными языкознанием алтайской языковой семьи, занимается исследованием истории, материальной и духовной культуры, мировоззрения, этнопсихологии народов тюрко-монгольского мира.

Для изучения народов тюрко-монгольского мира алтаистика как наука, крайне важна, так как помогает сохраниться, преумножить знания об этом мире.

– Какие есть общие стратегии исследований в области алтаистики и тюркологии?


– Центральной исследовательской стратегией в изучении народов тюрко-монгольского мира является теория алтайской языковой семьи с разработкой фонетических соответствий между языковыми подгруппами тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков.

Накопленные в алтаистике значительные фактические материалы по живым тюркским языкам, а также публикация важных и существенных памятников языка и культуры тюркских народов, как древнетюркские орхоно-енисейские рунические памятники и многочисленные древнеуйгурские тексты, «Словарь» Махмуда Кашгарского, «Кутадгу билиг», половецкие памятники, обширные памятники на среднеазиатском пространстве, углубленные исследования по топонимике и ономастике, этимологии и широкое применение сравнительно-исторического метода – все это позволило к настоящему времени определить рамки алтайской семьи и ее внутреннюю конфигурацию. Мы смогли выявить фонетические соответствия и найти лексические схождения, которые позволяют говорить об алтайских языках как едином целом.

Это на сегодня, пожалуй, сама главная теория, которая позволяет нам говорить об общности происхождения народов тюрко-монгольского мира и мощных процессах межэтнического взаимодействия между ними на разных исторических этапах.

Данная теория сегодня является основой для изучения историко-культурного наследия народов тюрко-монгольской семьи. Как правило – это сравнительные исследования, которые позволяют находить общие и особенные черты материальной и духовной культуры отдельных тюркских и монгольских народов.

СПРАВОЧНО:



Интервью в рамках международной презентации итогов деятельности Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» (г. Барнаул, Россия), которая прошла 15 декабря в Алтайском государственном университет.

5:35 Путешествие по городам с историей. Шанхай. Мост со всем миром (с субтитрами). 12+
6:00 Новости 12+
6:07 «Неизвестный Ершов». Документальный фильм 12+
7:00 Новости 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония