Удэгейцы: охотники-одиночки
19.11.2019 Олег Мироненко 1
По едва примятой траве, почти невидимым царапинам на древесной коре, практически неуловимому запаху удэгейский охотник, долго не задумываясь, определит, какой зверь прошел в этом месте, а заодно и куда направился.
Сегодня в России проживает чуть больше 3 тысяч удэгейцев. Эти люди говорят на своем языке – удэгейском. Он принадлежит к амурской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Но национальная самобытность этого малого народа неразрывно связана все же с многовековым взаимодействием с соседними народами – айнами, эвенками, нанайцами, нивхами и, конечно же, русскими.
Фото: nuz.uz
Охота и рыболовство всегда были основным занятие удэгейцев, собирательство – подсобный промысел, которым в основном занимались женщины. Охотники, как правило, отправлялись на охоту в одиночку пешком – били лося, оленя, кабана, пушного зверя. Их охотничье снаряжение было довольно разнообразным – лук и стрелы, копья, которые больше напоминали ножи, всевозможные самострелы. А вот рыбу удэгейцы добывали чаще сетями и при помощи остроги. Те удэгейцы, которые проживали рядом с морем, также собирали моллюсков и морскую капусту. Удэгейцы-таежники знали много диких съедобных растений – их и заготавливали в летний период на зиму.
По неглубоким, но быстрым рекам эти люди передвигались на тяжелых лодках бата. Их выдалбливали из цельного ствола дерева. На таких плавсредствах удэгейцы-рыболовы умело преодолевали мощное течение горных рек. Правда, были у них еще и довольно небольшие лодочки–оморочки, выдолбленные из дерева, они управлялись при помощи весел.
Фото: iz.ru
Покрой удэгейской одежды мало чем отличалась от той, которую носили другие народы региона. Ее богато украшали орнаментом, им же «расписывали» и мягкую кожаную обувь.
Летом удэгейцы жили в легких шалашах, а зимой – в землянках. Но строились также и специально утепленные шалаши. В любом жилище в самом его центре размещался очаг, его хранительницей обычно становилась седая старуха, если верить удэгейским преданиям. Но кто бы не присматривал за жилищем, но огонь в нем должен был поддерживаться постоянно. В другие поселения его передавали с большой неохотой – удэгейцы верили, что хранительница очага может обидеться, что ничего хорошего не сулило. Если нужно было переехать в другое место, то горячие угли бережно укладывались в берестяной туесок, обмазанный глиной. В новом доме обычно разжигали огонь из старых углей.
Удэгейцы, как, впрочем, и другие народы Приамурья, питались примерно одинаково, хотя и считается, что они больше употребляли в пищу мяса. Опять же, как и другие приамурские народы они верили в духов. Больше всего почитался Хозяин гор. Как считалось, он мог принимать различно обличье – то медведя, то тигра, то соболя, то человека. Удача охотника, считали удэгейцы, полностью находилась в руках Хозяина гор. Он же следил и за тем, чтобы охотник не убивал больше зверей, чем требовалось для пропитания его семьи. Если же охотник нарушал эту традицию, то охотничья удача могла от него отвернуться. Да и вообще, для удэгейца плохо говорить о зверях – дурной тон, как сегодня могли бы сказать. И громко кричать не следует — что понапрасну беспокоить Хозяина гор, который всегда требует жертвоприношения. Он любит, когда в его честь совершаются определенные обряды.
Фото: btnews.me
Каждый охотник удэгеец, перед тем как уйти на охоту, обязательно совершал ритуальную церемонию: сначала отправлялся на вершину ближайшего утеса или скалы, где ровно в полдень разжигал костер, а затем на одном из деревьев острым ножом вырезал изображения солнца и луны. Пока это не сделано — просить удачи на охоте у Хозяина гор бессмысленно. Затем охотник спускался со скалы или утеса, но сразу в селение не шел – сначала оставлял у подножия возвышенности немного пищи, лоскутки ткани, спички, табак и даже несколько серебряных монет. В общем, не так уж и важно что – главное, чтобы это были ценные для дарителя вещи.
Землю, луну, звезды удэгейцы одушевляли. Например, считалось, что втыкать в землю нож – дурная затея, обязательно придет несчастье, если это сделать. Солнце же, согласно местным поверьям, к ночи умирало, а по утрам возрождалось вновь. Но ему мешала всякий раз это сделать Небесная собака – злейший враг солнца, который всегда стремится его проглотить. В дни солнечных затмений так и происходило. Тогда люди начинали стучать в бубны, громко звенеть железом – Небесная собака должна испугаться. Они громко радовались, когда солнечное затмение заканчивалось – и хорошенько веселились по этому поводу.
Фото: pinterest.ca
Обычай кровной мести – один из самых жестких обычаев удэгейцев. Но при этом действовали жесткие ограничения. Так, ни в коем случае, если совершалась месть, нельзя было применять огнестрельное оружие. Кровник должен был поражен или стрелой, или копьем. Приближаясь к селению своего врага, удэгеец не мог даже попить водички из водоема в зоне «ответственности» другого поселка. И охота там также возбранялась. Так что, действовать нужно было быстро – пока не заканчивались ранее припасенные запасы еды и воды. Когда они заканчивались, а кровная месть так и не совершалась, стороны обычно договаривались о мире.
Однако если нападение на противника все же происходило, то мститель не имел права причинить вред женщинам и детям из рода врага. Как правило, последние и выступали охранниками, вооружаясь палками и дубинками. Они надевали на себя халаты наизнанку и устраивали регулярные дежурства неподалеку от своих жилищ. Если находили мстителя, то начинали его колотить палками. А чего переживать, если понятно, что тот не причинит им никакого вреда? Беспроигрышный вариант – неожиданно для себя самого мститель превращался в преследуемого, поэтому очень часто прекращал «вендетту».
ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ
Пэн Лиюань: история первой леди Китая
20.11.2024
История спасения камчатских медвежат
06.11.2024
0:00 Новости 12+
0:10 Ангкор - земля Богов. Серия 2. Трон империи 16+
1:00 Новости 12+
1:10 Меконг, колыбель жизни. Часть 3. Река веры 16+
Интересное
Получайте лучшие новости от Большой Азии
Подпишитесь на рассылку последних новостей.