Неспящий Токио
29.04.2018 Олег Волгин 1Токио никогда не был тем местом, где велось упорядоченное строительство. С самого начала своего возникновения город застраивался хаотично. В результате улицы Токио превратились в бесконечный лабиринт, выбраться из которого самостоятельно иногда кажется попросту невозможно. Японцы шутят по этому поводу: по их твёрдому убеждению, делалось это для того, чтобы неприятель не смог отыскать дорогу к Императорскому дворцу. Кому-то может показаться странным, но сегодня многие улицы Токио так и не имеют названия. Нет названия — и всё тут! Адрес, который суют местному таксисту растерянные иностранцы, — это всего лишь название района и просто цифра, обозначающая дом.
Ещё больше вводит в ступор иностранца тот факт, что нумерация домов японской столицы идёт не по порядку, а по времени постройки: например, дом №6 может оказаться между №100 и №780. Иногда некоторые гости Токио, не понимающие толком особенностей японской столицы, отчаянно хватаются за голову в тщетных попытках отыскать нужное здание. Таксист, скорее всего, поможет, но не всегда — он уверен, что вовсе не обязан знать, куда отвезти растерянного клиента. Поэтому будет долго петлять по городу многозначительно цокая языком. Гостю Токио в данном случае лучше успокоиться и заняться философским созерцанием мелькающей перед глазами нумерации домов.
Зато можно утешить себя мыслью, что название есть у самой знаменитой улицы японской столицы — Гинзы («Серебряная»). Мимо неё не промахнётся ни один таксист. Главная улица Токио, сияющая в вечернее время мириадами разноцветных огней, многих вдохновляет на «торговые подвиги». По обеим её сторонам высятся многоэтажки торговых центров, а потом вдруг — бац! — неожиданно перед тобой возникают какие-то дома-крохотули — малоэтажные лавочки, где, впрочем, также можно отыскать какую-нибудь оригинальную безделушку, дома её будет не стыдно подарить. По Гинзе, ставшей торговой витриной Токио, можно ходить часами, но эта улица всё же не передаёт истинного колорита японской столицы. Гинза — это скорее символ динамично развивающейся и процветающей Японии, которая, однако, не забывает и о традиционных ценностях.
Гинза — это символ динамично развивающейся и процветающей Японии. Фото: Thomas Peter/Reuters
В витринах многих японских магазинов, ресторанов и домах то и дело встречаются изящные кошечки с приветственно поднятыми лапками. Кто не знает — поясним: манэки-нэко в дословном переводе звучит как «приглашающая кошка» или «денежный кот». Если у кошки вертикально поднята вверх правая лапка, то, согласно представлениям японцев, она принесёт её владельцу деньги и удачу. А вот если у кошки поднята левая лапа, то у заведения будет больше клиентов, что, собственно, также хорошо — доход также будет больше.
Кстати, историю появления этих кошек связывают с токийским храмом Готоку-дзи — одним из старейших в стране. Рассказывают легенду, согласно которой несколько веков назад настоятель бедствующей тогда обители приютил бездомную кошечку. Как-то раз этот человек, которому и поговорить-то было не с кем, пожаловался животному, что денег на содержание храма нет. Вскоре случилось одно примечательное событие: возвращаясь из военного похода, мимо храма проезжал местный даймё (князь), который, возможно, и не заметил бы обитель, если бы не пошёл сильный ливень. Спрятавшись под деревом, даймё вдруг заметил сидящую у храмовых ворот кошку, приветственно помахавшую ему лапкой. Даймё подошёл к животному, а в это время в дерево, под которым он только-что стоял, ударила молния. Внутри религиозного сооружения почётного гостя принял мудрый монах, который произвёл на даймё большое впечатление. В результате средства на содержание и восстановление храма нашлись, а впоследствии Готоку-дзи даже стал родовой обителью семьи Ии, к которой принадлежал тот самый даймё. Любовь японцев к кошкам особая: считается, что её облик приняла милосердная к людям богиня Канон.
Японское гостеприимство
Многие иностранцы с удовольствием принимают приглашение побывать в японской семье, чтобы познакомиться с её бытом и привычками. В этом плане японцы очень закрытые люди — человека после короткого шапочного знакомства в гости никогда не пригласят. Поэтому приглашение посетить японский дом можно считать большим успехом, поскольку появляется хотя бы небольшой шанс понять душу японца. Однако иногда, чтобы начать разбираться в азах японского домашнего уклада, достаточно переступить порог рекана.
Объяснить, что такое рекан, не так уж просто. Пожалуй, это некое подобие отеля, но как бы наоборот. В этом месте приезжего не спрашивают, в какую комнату он хочет поселиться, что ему подать на ужин, а что на завтрак. Проживая в европейской гостинице, вы сначала принимаете в своем номере душ, а затем идёте на ужин в ресторан, где кушаете и, вероятно, общаетесь с другими людьми. В рекане все постояльцы моются и бреются в одном месте, нежатся в общем бассейне с тёплой водой, а ужинать расходятся… по своим комнатам. Лучшим реканом считается тот, который больше всего приближен к идеальному домашнему уюту. Идеалом же многие японцы считают изысканное угощение и уединение (в Японии оно не всегда доступно).
Симпатичные девушки — своего рода визитная карточка Токио. Фото: Thomas Peter/Reuters
Миловидная девушка приносит в апартаменты пищу и напитки. В рекане нет меню — гость лишь волен пожелать определённое количество сакэ, которое намерен выпить. При желании можно оставить девушку рядом — нет, не для плотских утех, а для светской беседы. Она может и пригубить вина или сакэ, если, конечно, ей предложат. Её главная задача состоит в том, чтобы гость почувствовал себя не постояльцем, а желанным гостем, который с благодарностью принимает то, что ему предлагают.
Главные святыни
Вулкан Фудзияма — национальная святыня и один из символов Страны Восходящего Солнца. Если спросить японца, что самое примечательное в его стране, то он с большой долей вероятности ответит: «Фудзияма». Гора Фудзи (3776 метров над уровнем моря), как её ласково называют японцы, — объект искреннего обожествления и поклонения, она пробуждает в душе японца целый фейерверк чувств, основными из которых становятся бесконечная гармония, единение с природой и упорядоченность мироздания. Каждый год тысячи паломников идут к подножию Фудзи, некоторые решаются подняться наверх по специально оборудованным тропинкам, но можно этого и не делать — многие люди предпочитают наслаждаться видами горы у её подножия. Особенно большое скопление народа можно наблюдать у Фудзи весной во время цветения сакуры.
В 400 километрах к северо-востоку от Токио находится знаменитый храм Тосёгу — главное буддийское святилище. Построили его в VIII веке, а в 1636 году значительно расширили. Одно из самых культовых мест в храме — усыпальница сёгуна Токугава Иэясу. Каждый год весной внутри и вокруг храма разворачивается грандиозное празднество, во время которого символические «потомки» дома Токугава вместе со «свитой» проходят торжественной процессией. Вот, за всадником, возглавляющим процессию, в две шеренги марширует около сотни людей в костюмах самураев с алебардами в руках. За ними шествуют копьеносцы и другие воины со старинным оружием. На их головы надеты каски, на которых гордо красуются оленьи рога. Все в разукрашенных доспехах, в руках воины держат сверкающие оранжевые щиты и яркие боевые знамёна. Они — свита сёгуна. За ними шествуют какие-то люди в масках, мальчики-прислужники, священники, охотники с чучелами соколов. Неустанно бьют барабаны — непременный атрибут старинного обряда.
Токио никогда не был городом, где велось упорядоченное строительство. Фото: Toru Hanai/Reuters
Кульминация праздника — появление микоси. Это такой тяжеленный паланкин, который тащат десять человек. В нём находятся священные реликвии: металлические зеркала, в них воплощены души трёх великих сёгунов. Один из них — основоположник династии Токугава, сёгун Иэясу. В 1600 году он одержал решительную победу в битве при Сэкигахара. При нём завершилось создание централизованного феодального государства в Японии.
Ещё одна из основных достопримечательностей Японии, которой жители страны очень гордятся, является мост Акаси-Кайкио. Он соединяет главный японский остров Хонсю с островом Сикоку. В конце прошлого века это был самый длинный подвесной мост и одновременно самый высокий в мире. Ширина пролива составляет 4 километра, его максимальная глубина — 110 метров. Теперь над ним гордо возвышаются две могучие башни-пилона высотой 297 метров каждая. Они оборудованы специальными демпфирующими устройствами, которые не дают мосту вибрировать под воздействием ветра. На сооружение башен ушло 12400 тонн стали. Ещё 57700 тонн весят мощные стальные кабели, составляющие основу конструкции подвесного моста. Их общая длина — 300 тыс. километров, вес сооружения — 120 тыс. тонн, диаметр бетонных опор, уходящих на глубину 60 метров, — 85 метров. Японцы даже придумали специальный бетон, когда сооружался мост. Он меньше подвержен разрушению в воде. Для сооружения каждой опоры потребовалось 140 тыс. кубометров чудо-бетона.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.