Мифы и антимифы о Китае. Культура
24.05.2018 Алексей Маслов 1Китайская единая культура
Жители южного Китая настаивают на своем умении торговать и хороших коммерческих показателях. С их точки зрения, северные китайцы не отличаются трудолюбием и плохо развивают свой край. Со своей стороны, северяне, наоборот, считают южан ушлыми бизнесменами. Они настаивают на том, что именно северяне, а не «торговцы с Юга» – «соль китайской торговли». И по сей день региональные различия нивелировать не удалось.
Самое интересное, что, по крайней мере, на сегодня, несмотря на огромные этнические противоречия, никакого движения за отделение в Китае, нет. Если, конечно, не принимать во внимание отдельные очаги в Синьцзяне и в Тибете. Почему они там возникли? Эти территории позже всех были присоединены к Китаю. Они просто не успели ассимилироваться.
Как известно, в Европе идет постоянное сепаратистское движение. А в Китае глубинные противоречия носят более исторический характер, но не выливаются в сепаратизм.
Хэнъян. Пары принимают участие в групповой свадебной церемонии в традиционном стиле династии Хань. Фото: REUTERS/Stringer
По этому поводу необходимо выделить еще один парадокс, который с трудом воспринимается европейским мышлением, относящимся к другой культурной матрице. Когда мы говорим о китайской культуре – это не культура китайцев. Это совокупная культура абсолютно всех народов, проживающих на этой территории.
И в этом плане, например, культура русских, которые когда-то переселились в Китай в XVII-XVIII веках – это тоже часть великой китайской культуры. Таков один из знаменитых местных парадоксов.
Что будет если многоэтнический Китай развалится? Во-первых, такой сценарий теоретически не исключен. История знала и не такое. Но дело в том, что китайская культура в любом случае не рухнет. Потому что она не связана с государственностью. Посмотрите, сколько есть чайна-таунов в мире. Выезжает китаец – уже через 2-3 месяца к нему приезжает полностью вся его семья. Через еще 2 месяца вся деревня приезжает к своему выходцу в гости и остается жить. Так появляется новый чайна-таун. Такие центры воспроизводят китайскую культуру. То есть Китай не растворяется: он бережно сохраняет все, начиная от системы взаимопомощи, до, естественно, языка, питания, прачечных, то есть всей полноты национального уклада и образа жизни народа.
Провинция Хэйлунцзян. Вид на города со стороны буддийского храма Гуаньинь. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Получается, Китай кочует — переезжает с места на место. Страна экспортирует саму себя. Какие традиции несут с собой китайцы? Если, например, это клан полуострова Шаньдун, то готовьтесь иметь дело с очень гордыми людьми. Именно из тех краев родом Конфуций. Жители этого района все поголовно настаивают на своем кровном родстве с этим знаменитым китайским философом. Таково самовосприятие населения.
Алексей Александрович Маслов — российский востоковед, специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических и политических процессов в странах ШОС. Доктор исторических наук, Профессор, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.