Художник Рами Меир: «Я в самом буквальном смысле – современный художник»
21.07.2021 Наталья Иванова, кандидат наук, при поддержке Государственного музея Востока специально для медиаресурса «Большая Азия» 1В этом году одна из работ художника из серии «Горские евреи» вошла в собрание музея. Сейчас Меир работает над чеканными монетами горских евреев в золоте, серебре и бронзе, на днях издал свою книгу притч и афоризмов на азербайджанском языке и почему-то продолжает жить и работать в Москве. Над какими проектами работает сейчас, художник Рами Меир рассказал в интервью Наталье Ивановой специально для медиаресурса «Большая Азия».
— Год назад пандемия остановила выставочные проекты очень многих художников. Как вам удалось провести вашу персональную выставку в Государственном музее Востока?
— Мы до последнего не знали, получится провести выставку или нет. Например, в марте прошлого года мои работы принимали участие на выставке в Италии. И после вернисажа она сразу закрылась вплоть до июня. Но в случае с Государственным музеем Востока все было успешно, в Москве в августе ограничения были частично сняты. И это был шикарный момент для представления нашей экспозиции, для общения с людьми, с публикой.
Люди устали сидеть дома, им хотелось хороших впечатлений, пищи для души. В итоге мою выставку «История одного народа – для всего мира» посетило и много гостей музея, и много экспертов, дипломатов. Отзывы самые теплые.
— А для ваших поклонников за границей успели какой-то формат придумать?
— Да, мы сделали виртуальный тур. И это даже не было связано с пандемией COVID-19. Я считаю, что цифровое изменение творчества это – обязательный формат сегодня, если художник работает во всем мире и для всего мира. Сама мировая экосистема сферы искусства сегодня стремительно глобализируется. Онлайн-ярмарки, онлайн-галереи, NFT – границ нет. Мировые эксперты отрасли сегодня заявляют, что рынок искусства показал высокую устойчивость перед пандемией и восстановился, и это в том числе благодаря глобальной инфраструктуре отрасли.
— Ваша картина «Горские евреи-земледельцы» передана в коллекцию Государственного музея Востока. Как это случилось, и почему именно эта работа?
— Большой интерес москвичей к серии работ «Горские евреи» навел меня на эту мысль. Ведь в целом в собраниях российских музеев тема горских евреев почти не представлена. Я подумал, что это неправильно.
Но, мы, разумеется, понимаем, что одного намерения художника в таком деле недостаточно. Есть процедура. И я счастлив, что экспертная комиссия оценила художественную ценность моей картины и приняла ее в собрание музея. Работа будет в экспозиции Северокавказского филиала. Для меня и моего народа это знаковое событие.
— А для вас как для художника?
— Конечно! Я уверен, это мечта каждого художника. Ведь коммерческий успех на международных ярмарках, сотрудничество даже с крупными галереями еще не гарантирует того, что имя художника сохранится в истории. Музейное собрание – это совершенно иное качество признания. И я счастлив, что это событие я переживаю при жизни.
— Серия картин «Горские евреи» — ваша визитная карточка. Как вы решили ее создать?
— Я захотел в живописи ретроспективно воссоздать историю, быт, народные костюмы, традиции, ремесла своего народа. К сожалению, исторически так сложилось, что в XIX веке, когда на Восток пришло изобразительное искусство, мои предки были заняты вопросами выживания. Они жили в гостеприимном, но чужом государстве. Задача была – сохранить род, религию, выжить. Некогда было заниматься искусством. Но сегодня эта возможность есть, и в нашем народе много талантливых людей, в том числе, художников – мужчин и женщин. Через живописные образы, обращаясь к поддержке наших предков, я таким образом и нашим современным художникам, молодежи, показываю пример – создавайте, показывайте, развивайтесь. Время пришло!
— Продаёте отдельные работы из этой серии? Наверняка ими интересуются коллекционеры?
— Интересуются. Но я стараюсь сохранить целостность этой серии. Коллекция всегда в последствии вызывает больший интерес, чем отдельные полотна. Правда, этой осенью я сделаю два исключения. Готовится значимое для нашего народа мероприятие под эгидой Международного благотворительного фонда горских евреев СТМЭГИ, с которым мы поддерживаем друг друга. В рамках благотворительного аукциона у коллекционеров появится возможность приобрести две моих работы из серии «Горские евреи» и вместе с этим сделать угодное Всевышнему дело – поддержать язык моего народа, джуури.
— Какие еще темы, кроме родного народа, вас интересуют в творчестве?
— Я в самом буквальном смысле – современный художник. Экспериментирую с техниками, формами, обращаюсь к цифровым решениям. Недавно завершил работу над проектом световых картин. В них тоже использованы образы горских евреев конца XIX — начала ХХ века, но выполнены они не в живописи, а в формате двухметровых неоновых щитов. Так радикально я подхожу к идее диалога поколений, так броско обращаю взор нашей молодежи на их достойные корни. Я планирую впервые представить световые картины на очередной персональной музейной выставке, над которой уже работаю. Она пройдет не в России.
— В каких техниках вы работаете?
— Экспериментирую с материалами. Как чеканщик по образованию задумал и реализую проект первых в истории монет горских евреев. Работаю по золоту, серебру и бронзе. На лицевой стороне – образы с моих живописных картин, на оборотной – символика иудаики. Что за идея? Вклад в историю своего народа. А с точки зрения искусства я вскрываю конфликт: так что ценнее в современном искусстве – художественный образ или материал, который использует художник?
Посмотрите, какие работы наряду с мировыми шедеврами за миллионы долларов сегодня уходят на аукционах Sotheby’s и Christie’s, и вы поймете, для чего я вскрываю этот конфликт. Снятие всяческих границ в современном искусстве не снимает с художника ответственности за эстетическую ценность и духовное наполнение, энергию, того произведения, которое он создает.
-Какие темы вы развиваете в своем творчестве?
— Кроме истории моего народа в живописи меня продолжает занимать тема значения мельчайшего элемента для больших систем. Человек относительно Вселенной – песчинка! Но он не может быть простой песчинкой, ведь создан по образу и подобию Божию! И мне интересно исследовать проявления святости этой песчинки в необъятном пространстве Вселенной. Я это делаю через разные образы, порой очень простые. Но когда люди угадывают мой замысел, многие остаются удивлены,
— Очень интересно. А почему вы, израильтянин, сегодня живете и работаете в Москве?
— В Москве сегодня живет очень много родных мне людей из моего народа. Именно здесь много нашей молодежи, думающей, целеустремленной. Люди нуждаются в том числе и в духовной и культурной пище, чтобы уверенно идти вперед. Сегодня в Москве как художник я могу сделать больше и для искусства в целом, и для своего народа. При этом я продолжаю развиваться по всему миру.
Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.