Дзигоро Кано — основатель дзюдо
13.02.2019 Олег Мироненко 1Кано, как и многие молодые японцы, в раннем возрасте увлекся изучением одной из техник дзю-дзюцу — этот вид борьбы развивался в Стране восходящего солнца долгие века. В XIX и начале XX веков в Японии существовало великое множество различных школ, каждая из которых претендовала на свою исключительность. После вдумчивого осмысления полученного опыта Кано пришел к выводу, что любой вид единоборств можно свести к одному общему принципу: главное — научиться правильно использовать психологическую и физическую энергии человека. В результате, он создал набор техник, которые и назвал дзюдо.
Мастер дзю-дзюцу пересмотрел ранее известные ему способы самозащиты и нападения. И оставил лишь те из них, которые соответствовали его взглядам. Он захотел, чтобы в его школе гармонично сочетались духовные и физические практики.
В японском боевом искусстве дзю-дзюцу существовало немало очень опасных приемов – многие из них Кано вовсе исключил из своего дзюдо. Так, в том числе, не стало ударов по глазам и ушам, в пах и кадык… Как считал Кано, создаваемый им стиль борьбы должен был соответствовать требованиям, которые очень бы пригодились для массового спорта, когда в процесс вовлечено огромное число людей. Согласно его методике, на тренировке в спарринге начинающий мастер не должен был в полную силу применять ранее изученные приемы, поскольку велик риск нанесения сопернику серьезных травм. Однако во многих школах дзю-дзюцу, особенно в тех, где на тренировках практиковались жесткие контактные упражнения, чтобы минимизировать серьезные травмы, были введены так называемые ката – комплекс последовательных движений, напрямую связанных с основными принципами ведения схватки с воображаемым противником.
Фото: audiovis.nac.gov.pl
Кано прекрасно понимал, что изучение одних лишь ката не дает ученикам возможности почувствовать противника в реальной боевой обстановке. Ясно, что соперники будут изо всех сил стараться не дать друг другу возможность правильно и легко провести тот или иной прием. Такую систему обучения Кано посчитал устаревшей. По его мнению, от нее было мало толку. Безусловно, ката помогают ученику до автоматизма отточить тот или иной прием, но и недостаток использования в процессе обучения лишь одних ката был вполне очевиден. Вот Кано и решил адаптировать методики тренировок в дзю-дзюцу к новым реалиям.
Сенсей всю жизнь пытался совершенствовать свою систему, отбирая приемы из других видов борьбы и разрабатывая свои собственные. В конце своей жизни он мечтал, чтобы состязания по дзюдо появились в программе Олимпийских игр, и сделал немало для превращения собственного единоборства в полноценную спортивную дисциплину, очищенную от опасных для жизни травматических приемов.
Оба слова – «дзю-дзюцу» и «дзю-до» — пишутся двумя иероглифами. Знак «дзю» идентичен. Он означает «мягкость» или «уступчивость». Значение «дзюцу» — «искусство», «практика». Синонимов в русском языке этой словоформе можно найти много, но суть при этом одна. В слове «дзю-до» частица «до» означает «путь» или «дорогу», по которой всю свою жизнь следует человек. Если дзю-дзюцу переводится с японского как «искусство мягкости», то дзюдо как «путь мягкости».
Невольно возникает вопрос, а в чем, собственно, разница? Но Дзигоро Кано ее видел, потому что считал, что дзюдо – это не только искусство атаки, обороны и защиты. Это – тот жизненный путь, который каждый человек выбирает для себя самостоятельно, это его образ бытия, которого он будет придерживаться всегда.
Школы дзю-дзюцу против дзюдо
Первый ученик у Кано появился летом 1882 года. Тогда молодому человеку, решившему создать свой стиль борьбы, было всего 22 года. Потребовалось место для тренировок – додзё. И оно нашлось при храме Эйседзи в Токио. Его-то Кано и назвал «Кодокан», то есть Храм постижения Пути.
Для проведения занятий ему выделили в здании четыре небольших комнатки – одна меньше другой. Самая большая — 4×6 метров. Ее и сделали главным «дожо» — тренировочным залом. Через несколько месяцев Дзигоро тренировал уже шестерых учеников. А вскоре заниматься к нему пришел, пожалуй, один из самых талантливых и знаменитых адептов пути – Сайго Сиро (1868-1922). К тому времени это был уже довольно опытный боец, хорошо владевший приемами дзю-дзюцу. Однако он решил попробовать свои силы и в дзюдо, о котором распространялись самые несуразные слухи.
Фото: alchetron.com
В 1883 году Кодокан переехал из храма Эйседзи в новое место. Прежний стал маловат для занятий. Однако вскоре и с новым местом тренировок пришлось расстаться по той же причине. К тому же монахи быстро устали не столько от шумных занятий упорных дзюдоистов, сколько от людей, приходивших поглазеть на них и порассуждать о той системе, которую практиковал Кано. Постепенно о дзюдо узнавало все больше и больше интересующихся. Монахам, привыкшим жить в уединении со своими мыслями, слишком пристальное внимание к их храму, естественно, не очень пришлось по душе. Однажды их долготерпение лопнуло – и Кано вновь отправляется на поиски пристанища для своего Кодокана.
Примерно тогда же основатель дзюдо составил перечень правил для учеников. Первый состав школы — Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Цунедзиро Томита, Есиаки Ямасита и Сакудзиро Екояма – поставил подпись под кодексом собственной кровью. А лучшие «выпускники» – Сиро Сайго и Цунедзиро Томита – первыми получили главный символ достижения базовой мастерской ступени: те самые черные пояса, которые и сегодня присуждаются достигшим в восточных единоборствах высоких вершин.
В истории Кодокана случалось немало знаковых событий. Особенно в первые годы, когда Кано пытался усовершенствовать систему. Трудно пришлось не только ему, но и его ученикам: они были просто вынуждены доказывать преимущество дзюдо перед другими школами единоборств. Однако довольно быстро о школе Дзигоро Кано заговорили не только в кругу мастеров дзю-дзюцу.
Фото: fishki.net
Откровенно говоря, сначала мало кто из них улавливал отличие дзю-дзюцу от дзюдо. Старые мастера дзю-дзюцу особенно и не разбирались в сущности идей, которые проповедовал Кано. Мастера дзю-дзюцу очень ревниво относились к тому, что у дзюдо становилось все больше и больше поклонников. Приверженцы старой школы с огромным удовольствием критиковали «зеленого выскочку», как они тогда называли Кано, публично обвиняя молодого сэнсэя в отсутствии у него нужных навыков и умений для обучения других. Мастера дзю-дзюдцу называли его книжным червем, который переманивает учеников у настоящих мастеров боевых искусств. По их мнению, дзюдо нарушало традиции старинного рукопашного боя.
Школы дзю-дзюцу не только на словах, но и на деле объявили Кано настоящую войну. Особенно раздражало дзюдо одно из этих заведений, которым руководил мастер Тоцука Хикоскэ. Он неоднократно лично провоцировал стычки своих учеников с воспитанниками Кано, не говоря уж о том, что при каждом удобном случае стремился дискредитировать новое направление боевого искусства. Ученикам Кано, чтобы добиться признания, постоянно приходилось на практике доказывать свое превосходство над поклонниками дзю-дзюцу.
Как-то раз в додзё Кодокана появилось несколько крепких молодых мужчин, представлявших одну из школ дзю-дзюцу. Назвавший себя Дайхачи Ичикавой нагло заявил, что они хотят посмотреть, как тренируются дзюдоисты. Услышав в ответ, что, в отсутствие учителя, это невозможно, Дайхачи спросил могут ли хозяева продемонстрировать свое мастерство в поединке? Один из старших учеников Кано Томита ответил, что и это запрещено без согласия учителя. Тогда Дайхачи, засмеявшись, с вызовом спросил: «Уклонение от схватки — это главное достоинство этой школы?»
Фото: nastroy.net
Ученик Кано Сиро Сайго был гордым и очень вспыльчивым молодым человеком. Несмотря на протесты товарищей, он принял вызов. По мнению Томиты, делать этого было нельзя, так как, считал он, учитель будет рассержен, если ученик школы дзюдо проиграет схватку и, таким образом, нанесет ущерб престижу школы. Но Сиро Сайго был непреклонен — он был уверен, что отказ от вызова унизителен для школы. И решил бороться, не желая терпеть издевательства, которые выливались на учеников Кано. Храбрый Сайго поклонился самому высокому и сильному на вид бойцу из числа незваных гостей – его звали Мацугуро Окуда.
Поединок начался. В самом начале схватки всем присутствующим показалось, что события стали развиваться не в пользу ученика Дзигоро Кано. Окуда, сделав классический захват, подтащил Сайго к себе и попытался провести бросок, чтобы затем завершить поединок болевым или удушающим приемом. И у него это почти получилось, но Сайго умело оборонялся и сумел не упасть. Не теряя равновесия, он блокировал все попытки Окуды сделать бросок. Выбрав момент, неожиданно провел контратаку, жестко бросив противника на пол. Тот хоть и был ошеломлен, но сдаваться не собирался. Мастер дзю-дзюцу быстро вскочил на ноги и с удвоенной энергией бросился в атаку на Сайго, но очень быстро снова оказался в лежачем положении. В результате ему пришлось признать поражение.
Эта новость имела большой резонанс. Сначала о победе заговорила вся округа, а затем весть о ней разнеслась далеко за пределы Токио. Именно Сиро Сайго стал позже прототипом популярного героя Сугата Сансиро. Известный японский режиссер Акиро Куросава даже снял о нем фильм «Гений дзюдо».
Фото: edo-tokyo.livejournal.com
Сайго был очень талантливым борцом, который, в конце концов, смог одолеть даже своего учителя. Он в совершенстве овладел многими приемами любимого единоборства.
Чем больше завистники и недоброжелатели дзюдо вопили о своем неприятии идей Кано, тем популярнее становилась школа Кодокан. Своей злобой и ненавистью они лишь делали рекламу дзюдо, хотя ученики Дзигоро Кано честно завоевывали свой авторитет, участвуя в поединках с мастерами школ дзю-дзюцу. Кстати, во время показательных схваток обговаривалось, что противники не должны применять наиболее эффективные в реальном бою приёмы – воздействовать на болевые точки, ломать пальцы, наносить удары руками и ногами в горло, глаза и пах. Вот так примерно и формировался истинный дух дзюдо.
Решающие схватки
В 1886 году произошло знаменательное событие, во многом предопределившее дальнейшую судьбу дзюдо в Японии, а позже, наверное, и в мире. Тогда начальник Управления имперской полиции, которому самому не терпелось узнать, какая же из школ лучше, объявил о проведении решающего матча между учениками Кано и сторонниками традиционного дзю-дзюцу. Кто победит? На кону стояло многое. Заодно высокие полицейские чины хотели выбрать наиболее эффективную школу, приемы из которой можно было бы преподавать для охранников правопорядка. Если бы ученики Кодокана проиграли, то дзюдо, вероятно, в Японии запретили бы и вовсе: уж больно нехорошо о нем отзывались даже в японских газетах. Многие журналисты были поклонниками традиционного дзю-дзюцу, которое, как они считали, и олицетворяет истинный самурайский дух.
Тогда же с каждой стороны приняло участие в состязании по пятнадцать мастеров. Воспитанники Кано одержали убедительную победу – в тринадцати схватках они одержали верх над своими соперниками, а два поединка свели вничью. Это была настоящая победа Кодокана — превосходство дзюдо над старыми школами дзю-дзюцу для многих стало очевидным. В японской полиции и армии принялись изучать именно дзюдо, а не дзю-дзюцу. Несколько лет спустя дзюдо включили в программу по физическому воспитанию в средних и высших учебных заведениях Японии.
В серии поединков, состоявшихся в 1889-1992 годах, ученики Кано удивили многих, показав свое полное превосходство над представителями многих школ дзю-дзюцу.
Фото: zimbio.com
Сегодня Кодокан – это громадное современное здание из стекла и железобетона. Здесь действительно очень много занимающихся – детей, людей среднего и даже очень пожилого возраста. Всех их объединяет одно увлечение – дзюдо. В отдельных помещениях тренируются женщины. В настоящее время выпускников Кодокана уже миллионы, а дзюдо давно стало олимпийским видом спорта.
Несмотря на победоносное продвижение созданного им нового вида спорта, самая большая мечта мастера Кано – увидеть соревнования дзюдоистов на Олимпийских играх – при его жизни так и не сбылась. Случилось это позже. Правда, на Олимпийские игры, которые состоялись в нацистской Германии в 1937 году, доктор Кано всё же привез группу своих учеников, продемонстрировавших мастерство в рамках показательных выступлений. О дзюдо заговорили — теперь не только в Японии, но и во многих странах мира.
В настоящее время в японском дзюдо существуют две школы – Кодокан и дзюдо-ханми. В первой развивают спортивные стили ведения поединков, а вторая — это старая система традиционного дзюдо со своими принципами, нормативами и организацией. Сегодня не так уж и много людей знают, что многие полицейские в различных странах изучают именно дзюдо-ханми — систему единоборств, довольно сильно отличающуюся от традиционного Кодокан-дзюдо и спортивного дзюдо. В ней применяется не только борцовская техника, но и ударная — руками и ногами. Дзюдо-ханми – это еще и система, которая обучает работать с оружием и против него. И многими спецслужбами мира она признана эффективной в реальной боевой ситуации.
Однако гуманные идеи, которые проповедовал Дзигоро Кано, заметны и в дзюдо-ханми. Ведь именно Кано «реформировал» систему дзю-дзюцу, которую на Западе в несколько модернизированном виде стали называть джиу-джитсу.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.