Отношения Японии со странами Восточной Азии обсудили эксперты на площадке ИДВ РАН

29.12.2021 Елена Ваганова, пресс-служба Института Дальнего Востока РАН 1
Фото: пресс-служба Института Дальнего Востока РАН

24 декабря 2021 года в Институте Дальнего Востока РАН прошел круглый стол «Отношения Японии со странами Восточной Азии: проблемы, тенденции, перспективы», организатором которого выступил Центр японских исследований ИДВ РАН. 

На Круглом столе были рассмотрены вопросы, касающиеся политических и экономических аспектов взаимодействия Японии со странами Восточной Азии.


Кирилл Бабаев, руководитель Института Дальнего Востока, открывая круглый стол подчеркнул важность рассматриваемых вопросов, и высказал предположение о том, что именно Япония может стать ключевой фигурой в урегулировании нарастающей напряженности в АТР, и в этой связи российско-японские отношения могут сыграть важную роль. Также он выразил надежду, что Институт Дальнего Востока РАН может стать лидером в анализе актуальной повестки отношений Японии с Россией и странами Восточной Азии, и помогать руководству нашей страны выстраивать отношения с Японией.


Два доклада Святослава Полхова, к.и.н., с.н.с. Института востоковедения РАН и Дмитрия Стрельцова, д.и.н., зав. Кафедрой востоковедения МГИМО МИД РФ, в.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН
были посвящены отношениям России и Японии после прихода к власти нового премьер-министра Японии Фумио Кисиды в октябре текущего года по вопросам Южнокурильских островов. В них, в частности, были рассмотрены состояние и перспективы этих отношений, а также территориальный спор между двумя странами, связанный с претензиями Токио на четыре южнокурильских острова.

 

Модератор Круглого стола, Валерий Кистанов, д. и. н., руководитель Центра японских исследований ИДВ РАН в своем докладе отметил, что Токио стремится занять лидирующие позиции как во Всеобъемлющем и прогрессивном соглашении о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП, ранее ТТП), так и во Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), т.к. оба этих партнёрства в перспективе могут в корне изменить торгово-экономический ландшафт не только в Азии, но и в мире в целом, создав гигантский торгово-экономический блок, сравнимый по своим параметрам с ЕС или НАФТА. Япония, как вторая экономика Азии и третья экономика мира, намерена максимально эффективно использовать лидерство в обоих этих партнёрствах для решения своих экономических проблем, а также укрепления экономических и политических позиций как на региональном, так и на глобальном уровнях.


Юлия Крячкина, старший эксперт Российского института стратегических исследований, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН рассмотрела роль Японии в конфликте в Тайваньском проливе. В сформированной новым премьер-министром Японии Фумио Кисидой политической команде работает целый ряд неоднозначных фигур, известных как протайваньских политиков. В феврале 2021 г. в рамках Либерально-демократической партии (ЛДП) были созданы проектная группа по Тайваню, которая начала поиск приемлемых юридических форм для развития взаимодействия сторон, например, переговорного механизма между Токио и Тайбэем в формате «2+2». Совместно с группой по правам человека группа по Тайваню выдвинула предложение о разработке и принятии японской версии Закона об отношениях с Тайванем. Сильное влияние на развитие японской политики на тайваньском направлении оказывает и курс Вашингтона, учитывая союзнические отношения Токио с США.


Так, Тайвань, видимо по настоянию США, впервые за 50 лет был упомянут в совместном японо-американском документе, подписанном предыдущим премьер-министром Японии Есихидэ Сугой и президентом Дж.Байденом в апреле 2021 года, – подтверждает PhD, с.н.с. ИНИОН РАН, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН, Дмитрий Филиппов. Его доклад посвящен совместным мероприятиям Японии и США в области безопасности – договорённости о постоянном пребывании представителя японских Воздушных сил самообороны в штабе американского Космического командования и приобретением Японией американских систем ПРО «Иджис Эшор», которые было решено установить на новые японские эсминцы, хотя, как стало известно в середине 2021 г., это будет сопряжено как с бóльшими финансовыми затратами, так и с ограниченной функциональностью комплексов.


Вопросы космической безопасности Японии рассматривает в своём докладе Александр Шаповалов, студент 1 курса магистратуры МГУ им. М.В. Ломоносова. Усилия Токио сфокусированы на сотрудничестве со странами-партнерами в сферах развития систем связи, сбора данных, позиционирования, наращивание спутниковых группировок, обеспечение устойчивости широкополосных сетей, что расширяет возможности Японии по управлению стихийными бедствиями, совершенствованию собственного научно-исследовательского потенциала, формированию военно-технологических блоков с сопредельными странами. В качестве примера сотрудничества докладчик приводит космическую политику Японии в рамках инициативы «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» (FOIP).


Сложности Японии во взаимоотношениях с Республикой Корея вызваны непрекращающимися попытками Токио снять с себя ответственность за преступления, совершенные японской армией в годы Второй мировой войны в отношении населения Корейского полуострова. В 2021 году японский премьер-министр отверг попытки переговоров с президентом Республики Корея, а сейчас правящая партия Японии надеется на победу на президентских выборах в марте 2022 г. в Южной Корее кандидата от правых сил, который настроен на сближение с Японией, и вероятно, уступит Японии в снятии ограничений на экспорт японских морепродуктов после аварии на АЭС в Фукусиме, – утверждает в своём докладе к.флсф.н., в.н.с. Центра корейских исследований ИДВ РАН Ким Ен Ун.


Проблемы «исторической памяти» подкрепляют продолжающееся противостояние Японии и с КНР. Также обострилась ситуация вокруг островов Сэнкаку и Тайваня. Их рассматривает Елизавета Дубинина, студентка Дипломатической академии МИД России в докладе «Политическое соперничество, как фактор дестабилизации японо-китайских отношений».


Экономическое сотрудничество со странами-членами ЕАЭС анализирует в своём выступлении Константин Корнеев, к. и. н., главный специалист Российского энергетического агентства Министерства энергетики РФ, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН, разделяя страны на те, что богаты полезными ископаемыми и поэтому уже не первое десятилетие являются объектами японской «ресурсной дипломатии», и те, что готовы привлекать японские инвестиции для своей технологической модернизации. Докладчик считает, что страны ЕАЭС с их ёмкими внутренними рынками, испытывающими недостаток высокотехнологичной продукции, входят в число перспективных направлений для японского экспорта, и торговля с ними способна помочь Японии решить сложную задачу выхода из продолжительной экономической стагнации. Поэтому актуальное содержание японской внешнеэкономической политики в отношении государств-членов ЕАЭС в настоящий момент и в перспективе представляет научный интерес.


Как Япония сотрудничает со странами ЮВА в рамках мировых и региональных инициатив по сдерживанию глобального изменения климата, рассказывает к.э.н., доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН Яна Мищенко, хотя динамика Японии по снижению вредных выбросов в атмосферу пока остаётся скромной.


Продвижение Японией (и Южной Кореей) национального креативного контента на глобальных цифровых платформах приводит на данном этапе, скорее, к вовлечению пользователей Японии и Южной Кореи в единое культурное и ценностное пространство с США, – утверждает с.н.с. Центра японских исследований ИДВ РАН Георгий Паксютов.

9:07 «Биокол - живая кожа». Документальный фильм 12+
9:35 Вне зоны. Чемальский тупик 12+
9:45 Вне зоны. Национальный парк Вашловани 12+
10:00 Новости 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония