История отношений между КНДР и Республикой Корея. Досье

09.01.2018 ТАСС 1

9 января состоялись переговоры представителей КНДР и Республики Корея. Они прошли на территории пропускного пункта Пханмунджом, расположенного в демилитаризованной зоне на границе двух стран. Темой встречи стала возможность участия спортсменов КНДР на зимних Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане.

В ходе консультаций была достигнута договоренность о восстановлении работы горячей линии связи между военными двух стран. Эти переговоры возобновили межкорейский диалог, прерванный в 2015 году на фоне очередного кризиса. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о попытках нормализации отношений между двумя корейскими государствами.

Образование двух государств

В конце Второй мировой войны СССР и США достигли договоренности о разделе на зоны влияния Корейского полуострова, с 1910 года являвшегося владением Японской империи. Территория к северу от 38 параллели перешла под контроль Советского Союза, а южная часть к США. 15 августа 1948-го на юге полуострова была провозглашена Республика Корея (РК), а 9 сентября 1948-го на севере было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики. Каждая из стран считает себя единственным законным государственным образованием на Корейском полуострове и декларирует объединение страны в качестве важнейшей национальной задачи.

Эпоха холодной войны

В 1950 году противоречия между двумя государствами привели к войне, в которой на стороне КНДР принимали участие китайские добровольцы, а на стороне РК — войска ООН при ведущей роли ВС США. Число жертв конфликта до сих пор точно неизвестно. Суммарные потери Юга убитыми и ранеными оцениваются в диапазоне от 1,271 млн до 1,818 млн человек, Севера — от 1,858 млн до 3,822 млн. Война завершилась соглашением о перемирии, заключенным 27 июля 1953 года между КНДР и ООН, при этом представитель РК отказался поставить подпись под документом. Таким образом, оба корейских государства формально находятся в состоянии войны.

Первый контакт между КНДР и РК на официальном уровне состоялся в ходе визита в Пхеньян директора Центрального разведывательного управления РК Ли Ху Рака в 1972 году. Тогда он провел переговоры с лидером КНДР Ким Ир Сеном. Стороны договорились о трех принципах объединения страны: без вмешательства извне, мирным путем и на основе национальной консолидации.

В 1991 году состоялись переговоры на уровне премьер-министров (от РК — Чон Вон Сик, от КНДР — Ён Хён Мук). Они завершились подписанием Соглашения о примирении, взаимном ненападении, сотрудничестве и обменах. В том же году была подписана Декларация между Севером и Югом о безъядерном статусе полуострова, был создан Фонд межкорейского сотрудничества. Стороны обсуждали планы объединения на основе конфедерации, однако после смерти Ким Ир Сена в 1994 году диалог был приостановлен.


Политика «солнечного тепла»

После прихода к власти в РК президента Ким Дэ Чжуна началось осуществление политики «солнечного тепла». Она была нацелена на примирение и развитие сотрудничества с КНДР с целью экономического сближения двух Корей как залога для будущего объединения.

В июне 2000 года в Пхеньяне состоялась первая в истории межкорейских отношений встреча лидеров двух государств — президента РК Ким Дэ Чжуна и руководителя КНДР Ким Чен Ира. Саммит положил начало процессу сближения и налаживания двусторонних отношений во многих сферах. Одной из важнейших договоренностей стало решение регулярно проводить встречи членов семей, разделенных в результате Корейской войны 1950-1953 годов.

В 2004-м начал работу совместный промышленный комплекс в городе Кэсон (КНДР), где 120 южнокорейских малых и средних компаний работали в сфере машиностроения, электроники, пищевой, химической и текстильной промышленности. На этих предприятиях было занято порядка 50 тыс. рабочих из КНДР и примерно 1 тыс. рабочих из РК. Доход КНДР от эксплуатации зоны составил около $2 млрд.

В октябре 2007 года КНДР с визитом посетил президент РК Но Му Хён (второй межкорейский саммит). Стороны договорились наращивать сотрудничество в экономической сфере.

Ухудшение отношений

Несмотря на политику «солнечного тепла», отношения между странами оставались нестабильными, в первую очередь из-за проводимых Северной Корей испытаний ядерного оружия (первый подрыв ядерного заряда был осуществлен в октябре 2006 года).

В 2010 году руководство РК возложило на КНДР ответственность за потопление корвета ВМС РК «Чхонан» (по данным РК, причиной трагедии, произошедшей в марте 2010 года и унесшей жизни 46 моряков, стала торпедная атака) и ввело меры, запрещающие практически все формы сотрудничества между Севером и Югом. В результате были свернуты все межкорейские проекты, за исключением Кэсонского промышленного комплекса, а также резко сократились поставки гуманитарной помощи в КНДР (за 2008-2013 годы они составили $480 млн, за 2003-2008 годы — порядка $2 млрд).

В 2013-2015 годах при администрации президента РК Пак Кын Хе, выступившей с программой укрепления доверия на Корейском полуострове, предпринимались попытки активизировать сотрудничество. В частности, возобновлялись встречи разделенных семей. Осуществлялись контакты на высоком уровне: так, в октябре 2014-го РК посетила военно-партийная делегация КНДР во главе с начальником Главного политического управления Корейской народной армии Хван Бён Со, «вторым человеком» в руководстве КНДР. 

Также РК выражала заинтересованность в участии в российско-северокорейском логистическом проекте «Хасан-Раджин», в рамках которого осуществлялись поставки российского угля в Республику Корея через северокорейский порт Раджин.

Однако в феврале 2016 года, в ответ на проведение в январе 2016-го очередного ядерного испытания, правительство РК заявило о закрытии технопарка в Кэсоне (при этом потери южнокорейских предпринимателей составили около $200 млн). Сеул поддержал санкции СБ ООН и ввел односторонние меры против КНДР: финансовые ограничения в отношении лиц и организаций, подозреваемых в участии в разработке оружия массового поражения; запрет на заход кораблей под иностранным флагом в южнокорейские порты, если перед этим они были в портах КНДР в течение 180 дней; запрет на ввоз северокорейских товаров в РК через третьи страны; запрет гражданам РК пользоваться услугами северокорейских ресторанов и иных коммерческих структур за пределами КНДР. Кроме того, Республика Корея вышла из проекта «Хасан-Раджин». Таким образом, Сеул полностью прекратил какое-либо сотрудничество с Пхеньяном.

Пришедший к власти в РК в мае 2017 года Мун Чжэ Ин выступил за нормализацию межкорейских отношений, в частности, он не исключил возможности визита в Пхеньян при «правильных обстоятельствах». Тем не менее напряженность на полуострове не снизилась: Пхеньян продолжил испытывать новые образцы ядерного оружия и средств его доставки, а южнокорейские вооруженные силы не отказались от совместных с США учений вблизи границ КНДР. В тоже время урегулированию отношений не способствовали взаимные обвинения лидера КНДР Ким Чен Ына и американского президента Дональда Трампа.

Надежду на возобновление межкорейского диалога возродил Ким Чен Ын, который 1 января 2018 года в новогоднем телеобращении к нации заявил об «искренней надежде, что зимняя Олимпиада в Пхенчхане пройдет успешно. Мы готовы принимать для этого меры, в том числе — отправить туда наших спортсменов».

1:35 Вокруг света пешком. Израиль. Швиль Исраэль от Арада до Тель-Авива 12+
2:00 Новости 12+
2:07 Путешествие по городам с историей. Амритсар. Земля сикхов (с субтитрами) 12+
2:30 «Кунфу. Шаолинь». Документальный фильм 16+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония