Фильм учителя из Якутии покорил жюри «Кинотавра»
22.09.2020 ТАСС 1Якутская картина «Пугало», победившая на «Кинотавре», может выйти в прокат в 2021 году.
Якутская мистическая драма «Пугало», признанная лучшим фильмом на прошедшем в Сочи фестивале «Кинотавр», может выйти в российский прокат в 2021 году. Об этом ТАСС во вторник сообщил режиссер и автор сценария фильма Дмитрий Давыдов.
В этом году главный приз «Кинотавра» впервые достался якутскому фильму. «Пугало» также наградили за лучшую женскую роль — ее исполнила Валентина Романова-Чыскыырай, для которой это стало дебютом в кинематографе. Ранее драма также заняла второе место в рейтинге зрительских симпатий.
«Обязательно будет российский прокат. Сейчас идут переговоры, впереди много работы. Будет большое фестивальное продвижение. Скорее всего, [фильм выйдет в прокат] в следующем году», — рассказал Давыдов.
Лента Дмитрия Давыдова рассказывает о деревенской юродивой, которая исцеляет людей ценой своей жизненной энергии. Жители села сторонятся знахарки, но по ночам приходят к ней с просьбами помочь избавиться от болезней. Женщина знает, что целительский дар однажды ее погубит, но продолжает делать добрые дела.
Кино из глубинки
Давыдов — сельский учитель начальных классов из небольшого села в Амгинском районе Якутии. «Кино для меня — скорее хобби, — признался режиссер. — „Пугало“ — история о знахарке, которая обладает удивительным даром. Это ее дар и в то же время проклятие».
С подачи журналистов картину «Пугало» стали называть ужасами. «Некоторые журналисты, посмотрев трейлер, назвали его хоррором. Однако это не так», — добавил Давыдов.
Для режиссера это третья картина после лент «Костер на ветру» и «Нет бога кроме меня», а кино он снимает шестой год. Дебют Давыдова — драма «Костер на ветру» — вошла в число 33 лучших фильмов 2017 года по версии российского издания американского журнала Еsquire. Издание включило картину сельского учителя из Якутии в свой рейтинг, назвав «еще одним чудом из российской глубинки».
«Костер на ветру» участвовал более чем в 20 международных кинофестивалях не только в России, но и в Республике Корея, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Германии, Латвии, Финляндии, Казахстане. Среди них — крупнейшей в Азии Бусанский кинофестиваль, киносмотр в Мюнхене. Кроме того, картина вошла в программу открывающегося в понедельник международного кинофестиваля в норвежском Тромсе. А фильм «Нет бога кроме меня» стал лауреатом Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу».
Давыдов снимает свои фильмы в родном Амгинском районе, большинство актеров — его земляки. «Только на „Пугало“ мы пригласили этнопевицу Валентину Романову-Чыскыырай. Но и она не является артисткой кино, а трудится в Якутском театре эстрады», — отметил режиссер.
Давыдов снимает, «казалось бы, фильмы о якутской повседневности, но киноязык самобытного режиссера раздвигает границы локального пространства в пространство глобальных человеческих переживаний», считает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований проблема малочисленных народов Севера Екатерина Романова. «Пугало» — это некий итог начального пути творчества Дмитрия Давыдова. И выбор в качестве исполнительницы главной роли Валентины Романовой, удивительно талантливой и яркой исполнительницы этнических песен, показывает проницательность режиссера», — отметила Романова.
О феномене якутского кино
Начиная с 2000-х годов якутское кино стало заметным феноменом в киноиндустрии России. Якутия занимает первое место по заполняемости залов, превышая в два раза средние показатели по России — 33% против 15%. В регионе работают 40 кинотеатров и 50 кинозалов в 34 населенных пунктах. Якутские фильмы часто собирают в прокате больше, чем зарубежные. За пять с половиной лет в регионе в прокат вышли 49 якутских картин.
Большинство фильмов в регионе снимают на якутском языке, что востребовано местной аудиторией. «Якутское кино — самобытное визуальное искусство, не похожее на азиатское или скандинавское кино. Они все разные. Аутентичность в фильмах достигается за счет якутского языка. Язык — это код, который задает тон картинам, и способ сохранить культуру. Сегодня ни литература, ни театр в Якутии не стали таким откровением, как кино Оно уже доказало свою востребованность и профессионализм, и должно достойно финансироваться. И это еще раз говорит о необходимости приоритетов в финансировании отрасли. Ведь многие фильмы сегодня снимаются на собственные средства режиссеров», — считает ученый.
Давыдов признался, что есть «готовые проекты», которые он предлагает российским продюсерам. Однако кардинальных изменений он не планирует: картины все так же будут о жизни якутского села, о проблемах, которые беспокоят его жителей. «Я благодарен команде, зрителям и всем, кто поддерживал», — добавил режиссер.
Фильм снят при поддержке некоммерческого фонда «Синет Сахавуд», нацеленного на поддержку якутских фильмов. Фонд работает с 2019 года. Ежегодно его поддержку получают не менее пяти кинопроектов, размеры безвозмездных денежных грантов составляют от 500 тыс. до 2 млн рублей. Также этим кинопроектам выделяются рекламные объемы на крупнейшей в республике медиаплатформе Ykt. Все это должно ощутимо поддержать кинопроизводителей с учетом среднего бюджета при производстве фильма в Якутии на уровне 2-3 млн рублей, сообщается на сайте фонда.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.