Чаще всех выходят в интернет жители Москвы, Ямала, Югры, Чукотки, Чечни и Магадана
16.09.2022 ТАСС 1В среднем свыше 91% населения старше 15 лет пользуются интернетом ежедневно.
Лидерами по регулярному использованию интернета в России являются жители столицы, а также Ямала, Югры, Чукотки, Чечни и Магадана. Об этом говорится в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ региональных различий в степени цифровизации домохозяйств и уровне цифровых навыков населения на основе данных Росстата за 2021 год.
«Наиболее активные пользователи интернета живут в Москве и ряде отдаленных регионов России: Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, а также в Чеченской Республике и Магаданской области. В этих субъектах РФ в среднем свыше 91% населения старше 15 лет выходит в интернет ежедневно», — говорится в документе. Доля домохозяйств, подключенных к интернету, в этих регионах превышает 93%.
При этом, отмечается в исследовании, наличие доступа в интернет не всегда стимулирует население к регулярному его использованию. Даже в регионах, лидирующих по доле домохозяйств, подключенных к глобальной сети, ежедневно выходят в нее около 76% населения. Это относится к жителям республики Кабардино-Балкария и Адыгея, Оренбургской и Волгоградской областям (более 88% подключенных домохозяйств). Наименьшая доля регулярных интернет-пользователей проживает в Красноярском крае (61,5%), Псковской (61,6%), Самарской (64,2%), Тверской (64,2%) и Смоленской областях (65%).
В среднем по России доля домохозяйств, подключенных к глобальной сети, достигает 84%. В ряде субъектов РФ этот показатель ниже, например, интернет отсутствует в каждом пятом домохозяйстве в Новгородской и Орловской областях, республиках Марий Эл и Мордовия. Лидеры — Ямало-Ненецкий автономный округ (98,5%), Магаданская область (97,3%), Чеченская Республика (96,2%). Москва находится на четвертом месте (94,4%).
Региональные различия проявляются и по доминирующему типу подключения домашних хозяйств. Несмотря на преобладание фиксированного широкополосного доступа в целом по стране, в некоторых субъектах РФ более половины домохозяйств имеют в своем распоряжении только мобильную точку широкополосного доступа (например, через сим-карту мобильного оператора). Среди них республики Калмыкия (51,7%), Карачаево-Черкессия (53,1%), Марий Эл (55,1%), Амурская область (55,7%), республики Ингушетия (56,8%), Адыгея (58,5%), Чечня (58,7%) и Алтай (63,1%), а также Чукотский автономный округ (98.,3%).
Превалирование мобильного доступа, считают авторы исследования, может негативно сказываться на регулярности использования интернета. Так, в республиках Адыгея, Алтай, Марий Эл и Ингушетия, а также в Амурской области, в которых более половины домохозяйств имеют только мобильный широкополосный доступ, в среднем 71% жителей (от всего населения в возрасте 15 лет и старше) выходят в сеть ежедневно.
Проблема цифровых навыков
Прямой корреляции между частотой использования интернета в субъектах России и уровнем развития у населения цифровых компетенций не прослеживается. «В ряде регионов — Москве, Санкт-Петербурге, Мурманской области, Чукотском автономном округе — повсеместное распространение доступа в интернет в домашних хозяйствах сочетается с довольно высоким уровнем цифровых навыков населения. Владеют ими на базовом или выше базового уровне более половины населения и менее трети — на низком», — говорится в документе.
В других регионах, несмотря на высокую долю домохозяйств, подключенных к интернету, и регулярное его использование населением, цифровые навыки у пользователей развиты довольно слабо.
В частности, в Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках, где более 94% домохозяйств подключены к интернету, почти 70% взрослого населения демонстрируют низкий уровень владения цифровыми навыками. В то же время в республиках Ингушетия, Марий Эл, Мордовия, а также в Кировской и Липецкой областях, где в среднем 76% домохозяйств обладают доступом в интернет, лишь у 36% населения цифровые навыки развиты на низком уровне.
«Доступ к цифровой инфраструктуре в субъектах Российской Федерации по-разному конвертируется населением в цифровые навыки. В ближайшее время ситуация вряд ли значимо изменится, так как адаптация большой части сервисов, услуг (в том числе государственных) и программных приложений к использованию на смартфонах приводит к тому, что население не стремится развивать специализированные цифровые навыки, в частности, работы с компьютерным программным обеспечением и настройки цифрового оборудования», — делают вывод ученые.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.