Узбекистан становится транспортным хабом Евразии

21.11.2017 «UzNews» 1

В перспективе китайские вложения в Узбекистан планируют увеличиться в несколько раз, а республика может стать полноценным транспортным хабом Евразии

Около 20% всех китайских инвестиций за рубежом приходится на Центральную Азию. В силу своего географического положения бесспорным лидером по привлечению китайских капиталов в регионе является Казахстан. На развитие инфраструктуры этой страны Поднебесная выделала более $20 млрд.

    

Проект «Нурлы жол», стал, так сказать, первой ласточкой в планах по реанимации Шелкового пути, который открывает китайцам сухопутные коридоры для транспортировки своих товаров в Европу и на Ближний Восток.

    

Но казахам, что называется, на пятки наступают узбеки. Своим визитом в Китай президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев не только подтвердил преемственность во внешнеполитической стратегии руководства Узбекистана, но и готовность и способность к реализации задач на обозначенных им приоритетных направлениях внешней политики.

    

Продуманное распределение российского и китайского векторов с сохранением открытых дверей для Запада, позволяют республике с учетом уже своего географического положения оставаться весьма привлекательным партнером в реализации различных совместных и глобальных проектов.

    

Сейчас перевозка товаров из Китая в Европу через территорию Узбекистана осуществляется с использованием возможностей международного интермодального хаба на базе аэропорта «Навои». Но уже в ближайшей перспективе республика может стать полноценным транспортным хабом Евразии.

    

И здесь немаловажную роль должен сыграть самый крупный на сегодняшний день китайско-узбекский совместный проект по строительству 123-километровой железной дороги, которая через Киргизию свяжет две страны. Год назад китайский лидер Си Цзинь Пин приезжал в Узбекистан, чтобы вместе с первым Президентом Исламом Каримовым принять участие в церемонии запуска в эксплуатацию 19,2-километрового железнодорожного туннеля стоимостью $455 млн, являвшегося частью этого железнодорожного проекта.

    

По итогам 2016 года товарооборот между Узбекистаном и КНР достиг $4,2 млрд. На китайском рынке большим спросом пользуются узбекский текстиль, пластмассовые изделия, продукция аграрного сектора, экспорт которого стабильно растет. На территории Узбекистана работают более 700 компаний и предприятий с участием китайского капитала. Китайские инвестиции в узбекскую экономику превысили $7,8 млрд. Судя по всему, очень скоро китайские вложения в Узбекистан будут исчисляться двузначными цифрами. В ходе своего недавнего первого официального визита президента Мирзиёёва в Пекин между сторонами было подписано около ста сделок почти на $22 млрд. В частности, в узбекский нефтегаз китайцы вложат $5 млрд, в гидроэнергетику — $3 млрд.

    

В плане привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику политика как прежнего, так и нынешнего руководства страны и заметно отличается от шагов, которые предпринимают соседние по региону республики. Тут господствует прагматизм.

    

В Ташкенте давно усвоили, что в области экономического сотрудничества и развития в современном мире существует только два центра, способных на таковое в стратегически важных масштабах — это Москва и Пекин. Тот же визит Мирзиёева в Москву завершился подписанием экономических соглашений на сумму свыше $15 млрд. В Ташкенте уже давно сообразили, что западные страны никогда не станут для Узбекистана глобальными инвесторами, и они по определению не будут способствовать развитию страны.

    

Тем более, что характер экономики и потребности в инвестировании Узбекистана таковы, что быстрой прибыли не обещают. Практика отношений Узбекистана с богатыми арабскими шейхами, с Южной Кореей и Японией на этот счет весьма показательна — Узбекистан постоянно стремится диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, но для больших проектов нужны и «большие» инвесторы. А таковых для республики ныне только два — Россия и Китай. И, что еще на руку узбекской стороне, Москва и Пекин одновременно заинтересованы в стабильности Узбекистана, исходя уже из своих собственных соображений безопасности.

11:07 Самые опасные путешествия. Ладак. 12+
11:30 «Пианисты». Документальный фильм 12+
12:00 Новости 12+
12:07 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония