Выставку «Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города» представят в Музее Востока

11.10.2021 Пресс-центр Государственного музея Востока 1
Фото: Пресс-центр Государственного музея Востока

22 октября Государственный музей Востока и Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи представляют выставку «Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города». 

22 октября Государственный музей Востока и Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи представляют выставку «Кубачи – Зирехгеран. Исторический портрет древнего города». На выставке будет представлено более 200 экспонатов из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, а также десятки предметов из частных собраний. Экспозиция будет дополнена аудио- и видеоматериалами, цифровыми изображениями, тематическими фотографиями и графикой из фондов музея. Выставочный проект расскажет зрителям про самобытную историю древнего города Зирехгерана–Кубачи и покажет ту культурную среду, в которой родилось всемирно известное златокузнечное дело и другие промыслы.

Кубачи — уникальное место в Дагестане и на Кавказе, известное как центр многих традиционных прикладных искусств, промыслов и творческой практики народных мастеров-ремесленников. О его замечательном искусстве и мастерах написано много книг, сняты фильмы, сделаны выставки. Но Кубачи — это не только искусство. Кубачи — это особый мир, люди и обычаи, формировавшиеся веками, начиная с даты появления аула на карте Дагестана в начале нашей эры и по сегодняшний день. Небольшое поселение, выросшее благодаря своим экономическим и культурным достижениям с VI по XV века в крупный город средневековья Зирехгеран — уже известный как Кубачи, представляет огромный интерес как платформа, породившая особый художественно-эстетический уклад небольшого по численности народа, определивший на века его занятия, образ жизни и характер. Зирехгеран–Кубачи — это ни на кого не похожие в Дагестане, в России быт, нравы, верования, традиции.

Экспозиция построена как настоящее путешествие в мир Кубачи и кубачинцев. Первая встреча начинается с архитектуры, каменных домов, украшенных необычными резными рельефами. Именно камни, искусно резанные в высоком рельефе, составляют визитную карточку города, так как такой традиции не было больше нигде в Дагестане. Будет представлено 34 каменных рельефа, в которых отражены архитектура, фрагменты строений, панорама аула.

Жизненный цикл кубачинца делится на два полюса — дом и мастерская. Дом — это все то, из чего состоит повседневная жизнь: рождение, верования, праздники, труд, защита. Гостиная комната-музей «Тавханна» — пространство, ключевое не только в доме каждого кубачинца, но и вбирающее в себя все аспекты общественной, трудовой, творческой жизни кубачинцев на протяжении многих веков. Комната и ее внутренне убранство, строгий порядок расположения предметов практически полностью раскрывают мир этого уникального народа.
Пунктиром обозначен этот мир через убранство всего дома — кунацкой комнаты с ее традиционной бытовой атрибутикой — керамикой и фарфором, медными и бронзовыми сосуды, коврами.

Если вся жизнь, творчество и работа кубачинцев проходят в доме, то праздник и свадьбы — непременно на улице (базарная площадь). В древности у кубачинцев бытовало несколько институтов, игрища которых с веками трансформировались в нечто общее. Цикл гулала – абильциль (праздник союза неженатых), батирте (своеобразный средневековый «рыцарский орден»), — все это обобщено в экспозиции через уникальные предметы, сопровождавшие эти народные события.

«Ачебикьнала» — мастерская, местом которой была либо отдельная комната, либо подчас — угол у подоконника, где работали ювелиры-гравёры, филигранщики, чеканщики, кинжальщики – кубачинцы-мастера, которые были не только прекрасными ремесленниками, но и замечательными художниками. Передаваемое из поколения в поколение мастерство не имело никакой фиксации — только генетическая память, повторение и труд. Без академий и школ кубачинские златокузнецы знали и понимали закон построения композиции, помнили тысячи элементов орнаментов и узоров. И все это в изделиях — украшениях, холодном и огнестрельном оружии, от которых рассказ на выставке пойдёт в другом ключе.

В Национальном музее Дагестана хранится уникальнейшая коллекция кубачинских рисунков-узоров и орнаментов. Кубачинские мастера не рисовали на бумаге, а будущий узор смело и сразу наносили штихелем на тело предмета, и только в 1920-1930-е годы первый советский исследователь промыслов Дагестана Евгений Шиллинг обратился к мастерам с просьбой зарисовать по памяти предмет или узор.

Зарисовки инструментов златокузнецов, «живые» традиционные инструменты, зарисовки орнаментов, а также фотографии составят экспозицию третьего раздела. Кубачинцы и сегодня продолжают следовать своим художественным традициям, а их творческое наследие приобретает современные, актуальные черты. В одном из залов будет представлена галерея работ известных дагестанских художников: Халилова Мурада, Кабукаевой Асият, Даудова Магомеда, Шахбановой Джамили, Изабакаровой Лейлы и других. Небольшой раздел экспозиции посвящен современному искусству, работам известных дагестанских художников, посвященных Кубачи. Произведения станут еще одним маячком для более полного и широкого понимания кубачинцев – «народа одного аула».

Куратор выставки: Джамиля Дагирова.

Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока.

0:10 Жажда странствий. Китай. Сычуань. Минья Конка 12+
1:00 Новости 12+
1:07 Истории соотечественников. Братья Уорнеры 12+
1:15 Вокруг света пешком. Израиль. Швиль Исраэль от Эйлата до Арада 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония