Выставка «Сон Лазурного Дракона» откроется в Москве в середине декабря
10.12.2023 Пресс-служба Первой московской галереи восточной живописи 2569С 15 декабря 2023 года по 25 февраля 2024 года в Первой московской галерее восточной живописи пройдёт новогодняя выставка «Сон Лазурного Дракона», посвящённая символу наступающего года по восточному календарю – Зелёному (Лазурному) Дракону.
Дракон – один из главных персонажей в культуре Востока. Доброе, мудрое существо, не имеющее ничего общего с европейским огнедышащим крылатым Змеем. На Востоке дракон воплощает в себе всевозможные блага и могущество. Для китайцев и японцев дракон – предвестник удачи во всех делах. Поэтому изображение дракона на Востоке можно встретить повсюду. Самые древние упоминания об этих мифических существах можно встретить в Китае, в изделиях из бронзы и нефрита эпох Хуншань (V-III тыс. до н. э.) и Шан (XVI-XI вв. до н.э). Дракон здесь почитался как Повелитель Дождя, воплощение слияния Неба и Земли, а также олицетворял мужское начало (ян) и считался главным символом императора. В его власти было посылать освежающие ливни, необходимые для богатого урожая, и разрушительные бури и наводнения. Уже к IX веку в Поднебесной сложился специальный жанр «живописи драконов», который вместе с распространением буддизма стал популярен в Японии. Именно дзэнские монахи, следуя китайским образцам, начали развивать его в XIII в. и в последующие столетия сделали этот жанр особенно популярным.
Посетителей выставки ждёт знакомство с разнообразными изображениями дракона, выполненными как мастерами Китая и Японии прошлых веков, так и современными художниками, продолжающими традиции искусства Востока. В экспозицию вошли китайский фарфор и бронза эпохи Цин (1644-1912 гг.), редкие японские окимоно (резные фигурки из слоновой кости), фарфор и кимоно эпохи Мэйдзи (1868 -1912 гг.), а также китайская каллиграфия в исполнении Сергея Кривоносова и восточная живопись Валерии Рудиной, представляющая зрителю 38 ярких, харизматичных дракона: от обвивающего пылающий меч и очень почитаемого в Японии Курикары (倶利迦羅) – главного защитника буддизма до Змея Горыныча – героя русского фольклора.
На Востоке говорят, что дракон – это неразрывность движения и покоя. Он всегда иной и в то же время один и тот же. Чтобы изобразить дракона, художнику надо усилием духа «заметить дракона», почувствовать «единение с ним», то есть как бы «стать драконом». Получилось ли у Валерии Рудиной полностью перевоплотиться в это мифическое существо? Трудно сказать наверняка. Скорее, она дополнила образы драконов своими чертами. Получилось талантливо, тонко, с безупречным вкусом, а главное, невероятно интересно и жизненно. Наслаждение, грусть, настороженность – кажется, что её драконам не чуждо ничто человеческое.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.