Выставка непальского искусства «5 Цветов Великой Пустоты» пройдёт в Москве

06.09.2023 Первая Московская галерея восточной живописи 3327
Фото: Первая Московская галерея восточной живописи

14 сентября в Первой Московской галерее восточной живописи откроется выставка «5 Цветов Великой Пустоты». Экспозиция посвящена традициям сакрального искусства народа невари, населяющего долину Катманду в Непале. 

Долина Катманду – оазис Великого шелкового пути, связавшего культуры двух древних цивилизаций – Индии и Китая. Это духовный и художественный центр, где более 16 веков производятся предметы для религиозных культов буддизма и индуизма – невероятно утонченные произведения скульптуры и живописи, равных которым нет во всей Азии.

Считается, что именно непальская сакральная живопись паубха повлияла на формирование тибетской буддийской живописи тханка, а многоярусная архитектура храмов, характерная для китайских и японских пагод, проникла в глубину Востока благодаря известному непальскому художнику Аранико (1245–1306), 40 лет служившему при дворе китайского императора династии Юань.

Преобладание красной палитры (синий, зеленый и золотой служат для акцентирования деталей), стройные и изящно-изогнутые фигуры божеств, тонкие и мягкие черты лиц, обилие сложных, филигранно прописанных декоративных элементов – характерная неварская эстетика прошла через века и продолжает находить воплощение в работах современных мастеров Непала.

Выставка, которая продлится до 1 ноября, представит работы избранных непальских художников – «звезд первой величины». В своих работах они применяют разные, вплоть до противоположные, подходы к развитию и осмыслению неварского искусства: одни, как Лок Читракар, строго придерживаются национальной традиции иконографии, основанной на изучении старинных текстов и руководств, другие, следуя школе мастерства невари, разбавляют традиции элементами современного искусства.

Например, снискавший мировую известность Радж Пракаш Туладхар привнес в сакральную живопись объемность изображения и натуралистичный гималайский пейзаж, а настоящая непальская знаменитость Самундра Ман Сингх Шреста придал паубхе невероятную реалистичность.

«Известны случаи, когда оформители в багет пытались смахнуть с полотен Ман Сингх Шресты изображенную на них воду. Техника его стилизаций и детализаций настолько безупречна, что формы, которыми он наделяет божества, кажутся ожившими», – рассказывает куратор выставки Валерия Рудина.

Нашлось на выставке место и для российских художников – учеников Лока Читракара. Мастер делится секретами древней техники в своей студии Simrik Atelier (Патан, Непал), двери его школы открыты не только для непальцев и тибетцев, но и для иностранных студентов.

Дополняют экспозицию, иллюстрируя все богатство сакрального искусства Непала, металлические скульптуры и предметы мелкой пластики из серебра, бронзы и латуни, выполненные в неварской технике литья. 

В рамках выставки также состоится серия образовательных мероприятий, в ходе которых известные специалисты по индо-гималайской культуре расскажут о тонкостях иконографии буддизма и индуизма, познакомят с символизмом декоративных элементов в сакральном искусстве, и конечно, раскроют значение термина «Великая пустота». 

2:10 Озёра на вершине мира. Казахстан 12+
3:00 Новости 12+
3:07 Люди болот 16+
3:55 Вкус путешествий. Индонезия. Бали. Убуд 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония