В Музее Востока состоится выставка работ художника Сергея Опульса

18.01.2023 Пресс-центр Государственного музея Востока 1
Иллюстрация: Пресс-центр Государственного музея Востока

20 января 2023 года в Государственном музее Востока откроется выставка живописных произведений художника из Санкт-Петербурга Сергея Опульса (1962–2021).

В экспозиции будет представлено около сорока произведений автора, посвященных Центральной Азии, созданных чуть более чем за 40 творчества, – в разные годы с 1980 по 2021 года. Это произведения, написанные маслом на холстах, фанере, дереве и картоне; пейзажи, в том числе архитектурные – с изображением знаменитых культовых памятников прошлого, пейзажи с жанровым мотивом, натюрморты.

Хан-Тенгри со склона Пика Победы 1995.jpg

Сергей Маркович Опульс родился в Ташкенте 10 мая 1962 года. Там он учился в Республиканском художественном училище имени П.П. Бенькова – классика отечественного искусства, в мастерской Кузнецова В.И., ученика этого знаменитого живописца. Опульс считал себя наследником и продолжателем творческой линии Бенькова. «Моя школа – это школа Павла Петровича Бенькова, среднеазиатский импрессионистический реализм» – говорил С.М. Опульс.

В 1982 году, сразу по окончании художественного училища, на первый взгляд, совершенно неожиданно художник поступает в вертолетное училище в Самарканде. Романтик по натуре, Сергей Опульс с детства мечтал летать и увидеть далекие и неприступные горы сверху, с высоты птичьего полета и даже выше. Тяжелейшие испытания во время Афганского конфликта, через которые прошел Сергей Опульс, привели к переоценке ценностей и ясному осознанию себя художником.

После Афганистана, в 1987 году он переехал в Петербург, где на рубеже веков познакомился со своей супругой, сподвижницей и единомышленницей – Натальей Булгаковой, которая оказала ему поддержку в трудный момент жизни и воодушевила художника на создание новых произведений. Она очень помогла Сергею Опульсу в организации персональных выставок и популяризации его творчества.

Картины, представленные в экспозиции, словно окутаны флером романтики и сказки. При всей конкретике и реалистичности изображенного пейзажа, в пространстве картины вдруг появляются некие персонажи, подобно миражам, возникающие из тумана, знойного марева, немного ирреальные – несмотря на свою убедительную материальность. Такие своего рода гении места, духи гор и пустынь…

Целая серия работ посвящена средневековой святыне – комплексу мавзолеев Шахи-Зинда и другим культовым памятникам древнего Самарканда. Многих художников вдохновляли эти легендарные строения. Петров-Водкин признавался, что «Шахи-Зиндой он понял человеческое зодчество Самаркандии». Опульс зачастую изображал мавзолеи (и другие памятники) на закате или восходе. В час, когда лучи солнца окрашивают стены зданий и холмы в розоватый или красно-оранжевый цвет – цвет жизни, особенно ярко звучащий на фоне ультрамаринового неба. И название «Шахи-Зинда» (в переводе – живой царь) становится полностью понятным и оправданным.

Закат на Зеравшане.jpg

Выставка «Перевал. Афганистан в творчестве Сергея Опульса» готовилась к 60-летию Сергея Опульса. Она оказалась посмертной… Но продолжают жить произведения художника.

Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока

0:00 Новости 12+
0:10 «Охота на лис». Телесериал 16+
1:00 Новости 12+
1:10 «Охота на лис». Телесериал 16+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония