В Музее Востока состоится выставка китайской живописи
20.09.2023 Медиаресурс "Большая Азия", Пресс-служба Музея Востока 312429 сентября Государственный музей Востока и Московский клуб любителей китайской живописи гунби откроют выставку «Павильон орхидей» в рамках Шестого фестиваля китайской живописи гунби в Москве.
На выставке будут представлены живописные работы в стиле гунби, а также работы в технике могуфа и в жанре шань-шуй. Всего будет показано около 100 предметов искусства: картины и свитки современных художников из России и Китая, а также расписанные вручную шелковые веера актуальных художников. Название выставки отсылает к известному стихотворению китайского поэта Се Ваня IV века «Павильон орхидей».
Вводной частью экспозиции станет проект, в котором приняли участие 30 художников, – копия 12-метрового свитка художника Ван Симэна «Горы и воды на 1000 ли», созданного в 1113 году и относящегося к типу панорамно-монументальных пейзажей шань-шуй (горы-воды). Написанный в интенсивной малахитово-зеленой гамме с включением коричневых и охристых тонов, а также золотой линейной прописи, свиток воспроизводит грандиозную по масштабу панораму горной местности.
Выставка «Павильон орхидей» объединит в пространстве музея работы современных китайских и российских живописцев. Хедлайнерами фестиваля в этом году выступят художники из Китая: Ли Чжэ, Чжоу Бин и Ту Чжунь.
В картинах московских последователей традиционной китайской живописи подкупает техническое мастерство и эмоционально-непосредственная передача излюбленных мотивов – цветов пиона, лотоса, хризантемы, плавающих карпов, порхающих птиц и бабочек, которые не только пленяют своей красотой, но имеют и благопожелательное и символическое значение. К примеру, пион – не просто цветок, а символ благополучия и процветания. А лотос – символ нравственно чистого человека, стойко проходящего через соблазны, окружающие его в жизни.
С китайского языка слово «гунби» дословно переводится как «тщательная или прилежная кисть». И действительно, этот стиль изображения, зародившийся во II веке до нашей эры (династия Хань, 206–220 гг. до н.э.), отличает особое внимание к деталям, парадность и декоративность. Характерной чертой стиля является использование реалистичного метода изображения объектов живой и неживой природы с использованием традиционных китайских материалов: рисовой бумаги или шелка ручной выделки, китайской туши, приготовленной по старинным рецептам, водорастворимых минеральных красок или пигментов, а также кистей ручной работы. Особое внимание в технике гунби уделяется построению композиции и нанесению контура будущей работы.
Куратор выставки гунби Юлия Толмачева рассказывает, что для картин в этом стиле характерно реалистичное изображение предметов, окрашивание во множество слоев, иногда доходящих до ста и наличие тщательно выписанных контурных линий.
«Создание картины от наброска, проработка контура в соответствии со всеми требованиями, после – окрашивание специальными приемами, занимает до нескольких недель. При этом нужно учитывать, что краски, которыми пользуются художники, – водорастворимые и сохнут достаточно быстро. Но результат всегда радует – картины в стиле гунби всегда выглядят очень декоративно. Именно в стиле гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати», – объясняет куратор выставки.
Художники, работавшие у императора, обязаны были владеть стилем гунби. У императора был целый штат художников, работавших исключительно в этой технике. И только обеспеченные люди могли позволить себе приобретать картины. Свитки хранились в строжайшей тайне во дворце императора и покоях богатых семей.
Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.