В Музее Востока покажут живопись африканских мастеров

28.03.2023 Пресс-центр Государственного музея Востока 1
Иллюстрация: Пресс-центр Государственного музея Востока

12 апреля 2023 года в Государственном музее Востока откроется масштабная выставка «Африка. Чувство цвета». Основную часть экспозиции займут живописные работы, дополненные керамикой.

Выставка посвящена конголезской художественной школе Пото-Пото, мастера которой работали на стыке двух эпох — периода колониализма и нелегкого процесса обретения страной независимости. В коллекции Музея Востока хранятся живописные полотна и керамические изделия ведущих представителей школы, переданные в дар музею после череды выставок конголезского искусства, которые проходили в 1970-1980-х гг. 

Илоки Ф. Рыбы. Начало 1970-х гг. Холст, краски. ГМВ.jpg

Школа живописи Пото-Пото, основанная французским художником и этнографом Пьером Лодсом в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году, не была первой школой живописи на африканском континенте, но, безусловно, стала самой известной. Работы ее мастеров представляют собой одну из интереснейших частей африканской коллекции Музея Востока, отражая в основном творчество ведущих художников «первой волны» существования школы Пото-Пото.

Илоки Ф. Рынок. 1960-е гг. Холст, масло. ГМВ.jpg

К началу шестидесятых годов XX в. колониальная политика переживает кризис, возникает необходимость в диалоге с африканскими культурами. Закономерным отражением этого процесса и стало творчество мастеров художественной школы Пото-Пото. Наряду с чисто практическими задачами — представить возможность развития художественных способностей (в европейском ключе) у конголезцев, предоставить им возможность выйти на художественный рынок и извлекать прибыль, это явление можно рассматривать как этнографический «эксперимент»: обучаться могли все желающие, а реализация самобытности африканских художников происходила в рамках чуждой им живописной художественной традиции. 

Зигома Ж. Возвращение с поля. Нач. 1970-х гг. Холст, темпера. ГМВ.JPG

Единственный метод обучения, который отстаивал Пьер Лодс — принцип laissez-faire т.е. невмешательства в творческий процесс. Он видел своей задачей лишь предоставление ученикам технических средств — холстов, красок и кистей, а также обучение студентов школы особенностям работы маслом, дальнейшее же — выбор сюжета, композиция, колорит — предоставлялось им самим.  Художники, работавшие интуитивно, без изначально заданных параметров использования гармонических цветовых сочетаний, организации композиции, ритмического соответствия частей изображения стремились делать свои произведения выразительными в том духе, что соответствовал их собственным представлениям. Лучшие из работ школы Пото-Пото отмечены интуитивным, индивидуальным чувством прекрасного каждого мастера и их как общности — почему стиль школы и стал столь узнаваем. 

Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока

2:30 «Кунфу. Шаолинь». Документальный фильм 16+
3:00 Новости 12+
3:07 Истории соотечественников. Николай Бердяев 12+
3:15 «В горах Пакистана». Документальный фильм 16+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония