В МИД России рассказали о роли ПМЮФ в формировании новой юридической архитектуры
27.06.2024 Медиаресурс "Большая Азия" 3852Официальный представитель МИД России Мария Захарова в ходе брифинга, состоявшегося на полях Петербургского международного юридического форума, ответила на вопрос продюсера международных проектов медиагруппы «Большая Азия» Николая Кузнецова о роли ПМЮФ в международных отношениях.
Приводим ответ дипломата полностью.
«Петербургский международный юридический форум давно стал важным событием для юридической общественности, уникальной площадкой для обмена опытом и знаниями, укрепления контактов и сотрудничества между представителями различных правовых школ.
Один из ключевых сегментов будет посвящен международному праву, которое сейчас проходит колоссальную проверку на прочность. «Коллективный Запад» хочет его заменить «миропорядком, основанным на правилах». Он не подразумевает равноправного участия всех заинтересованных государств в формировании этих «правил» и не отвечает чаяниям большинства из них, не предполагает равной ответственности перед законом. Это очередной пример удовлетворения амбиций и интересов узкой группы стран. Беспрецедентное давление оказывается на международные судебные органы, включая Международный Суд ООН. Некоторые структуры полностью утратили самостоятельность, другие пытаются подменить существующие межгосударственные механизмы.
Форум дает прекрасную возможность для открытого и профессионального обсуждения как этих процессов, так и средств противодействия разрушительным тенденциям. Очевидна безальтернативность системы международного правопорядка, основанной на Уставе ООН и закрепленных в нем общепризнанных принципах и нормах международного права.
В этом году международно-правовой тематике посвящено порядка 17 мероприятий Форума. МИД России традиционно принимает активное участие в его работе, в частности, выступая организатором секции, посвященной международному правосудию. Надеемся, что вы оцените наш вклад по достоинству. Будем и дальше плотно работать на этом направлении.
Сейчас на передний план вышла Интерпола. Он существует уже 100 лет и всем доказал, что он может быть площадкой взаимополезного диалога, даже в периоды кризисов.
Россия более 30 лет назад подключилась к Организации. Наша страна зарекомендовала себя добросовестным участником и заняла одну из лидирующих позиций по ключевым направлениям борьбы с такими вызовами и угрозами современности, как транснациональная преступность и международный терроризм.
При этом видим в Организации все те же набирающие обороты тенденции. Политизация коснулась решения Генерального секретариата Интерпола от 10 марта 2017 г. в отношении запрета обработки российским Бюро Интерпола информации, относящейся к территории Крыма, который 10 лет назад по итогам общекрымского референдума добровольно и воссоединился с Россией. За эти годы на полуострове сформированы органы государственной власти, обеспечивающие эффективную защиту прав граждан. Отказ Интерпола от сотрудничества по Крыму является нарушением статьи 2 Всеобщей декларации прав человека. В ней, в частности, говорится, что «не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».
Начиная с февраля 2022 г., политическая, а точнее политизированная, повестка в Интерполе получила большее развитие и вышла на беспрецедентный уровень ангажированности. Он стал превращаться из профессиональной организации в площадку для реализации геополитических интересов США, Великобритании, Европейского Союза.
Руководство Организации сознательно выбрало курс на изоляцию России в Интерполе, одобрив в марте 2022 г. политически мотивированное решение Генсекретаря Интерпола с формулировкой «в связи с ситуацией на Украине» об ограничительных мерах в отношении информации, передаваемой Российской Федерацией по каналам Международной организации уголовной полиции. Речь идет не только о розыскных уведомлениях, издаваемых по инициативе российских правоохранительных органов, но и всей исходящей корреспонденции Национального центрального бюро Интерпола МВД России, использовании баз данных Интерпола по похищенным проездным документам, а также доступе российских пользователей к учетам Организации, включая международный розыск лиц. Кто страдает? Обыватели. В первую очередь на европейском континенте, т.к. правоохранительные органы не могут отслеживать соответствующую информацию. Почему это делается? Только потому, что есть политизированный заказ.
В марте 2024 г. ограничительные меры в отношении России были вновь продлены, а также Генеральный секретарь Международной организации уголовной полиции в ходе очередного заседания Исполкома впервые в истории Организации (по крайней мере, о таких заходах в отношении других стран нам не известно) поставил на голосование вопрос о полном отключении России от баз данных Интерпола. К разочарованию западных заказчиков, здравомыслящие страны не согласились доводить ситуацию до полного абсурда и проголосовали против этого необоснованного предложения.
Одновременно, начиная с 2022 г., в средствах массовой информации проводится циничная информационная кампания с призывами официальных лиц зарубежных стран исключить Россию из состава Организации (Премьер-министр Канады Дж.Трюдо, министры внутренних дел Великобритании и Литвы бесконечно развивают эту тему в публичном пространстве). Кому станет лучше, если Россия не будет участвовать в работе Интерпола? В первую очередь, гражданам и подданным этих стран. Адекватной оценки подобных высказываний со стороны Генсекретариата Интерпола до сих пор не последовало. Почему? Потому что он находится под их давлением.
20 февраля 2024 г. на Интернет-сайте газеты «The New York Times» опубликована статья Джеймса Бредли «Силачи находят новые способы злоупотреблять каналами Интерпола, несмотря на годы исправлений». В своей статье автор заявляет о том, что Российская Федерация, наряду с Китаем, Турцией и другими странами, якобы использует каналы Интерпола в политических целях, фактически злоупотребляя ими. Какие это политические цели? Как этими каналами можно злоупотребить? Джеймс Бредли ссылается на информацию, размещенную в базах данных Интерпола, причем интерпретирует такие сведения заведомо неверно, по классике пытаясь переложить ответственность на Россию.
Недавно Представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер на вопрос про ответные меры Москвы, принятые в связи с запретом вещания трех российских СМИ на территории Евросоюза, сказал, мол, это свидетельствует о том, что Россия наступает на свободную журналистику. Это же маразм. Меры – исключительно ответные. Кто-то мог в этот момент посоветовать ему прочитать Заявление МИД? Там как раз говорится о том, что как только и если ЕС пойдет на меры по отмене своих решений о запрете российских СМИ там, то и Россия ответит тем же, и снимет ограничения с западноевропейских медиа. Они искажают эту историю.
В случае с Интерполом происходит то же самое. Опубликование этой информации, по сути, явилось началом массовой кампании по дискредитации нашей страны в преддверии 92-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (Глазго, 4-7 ноября), а также государств, проводящих суверенную политику.
Это еще один «блок» для того, чтобы юристы, правовики, специалисты по международной законности увидели негативный пример того, как искажается правовая основа международных организаций, к чему это приводит в глобальном измерении и как этому противостоять. Превращение еще одной крупнейшей международной профессиональной организации в инструмент политического давления – это не только вопиющее злоупотребление основополагающих принципов Интерпола и норм его Устава, но и удар по всей «семье» международно-правовых основ. Идет подрыв всего, на чем выстраивается международное право, а соответственно и мировое сотрудничество. Оно должно и в Интерполе, и везде строиться на взаимном уважении и не становиться заложником чьих-то корыстных политических амбиций».
Подпишитесь на рассылку последних новостей.