В Центральном аэрогидродинамическом институте приступят к испытаниям новой модели российского лайнера Superjet

28.04.2023 Инна Изыхеева, телеканал «Большая Азия» 1
Кадры из программы «Новости Большой Азии» / Павел Чуков

Смотрите программу «Новости Большой Азии» (выпуск 846):

  • В Центральном аэрогидродинамическом институте провели день открытых дверей для журналистов

  • В мае в научном учреждении приступят к испытаниям новой модели российского лайнера Superjet

  • Институт укрепляет связи с азиатскими странами в области аэрогидродинамики


  • В Центральном аэрогидродинамическом институте провели день открытых дверей для журналистов
    Центральному аэрогидродинамическому институту имени профессора Жуковского в этом году исполнится 105 лет. В честь столь важного события руководство института совместно с Российской академией наук провели День прессы. Его посетили более 60 представителей средств массовой информации.
    Новости Большой Азии-846-05.jpg
    Первым делом гостям показали самую большую в Европе дозвуковую аэродинамическую трубу Т-101. Её размеры внушительнее здания Большого театра, который мог бы поместиться в установке целиком. Трубу построили в 1939 году, и несмотря на столь почтенный возраст, работает она бесперебойно. Здесь проходили испытания все модели советских и российских самолётов, в том числе Ту, Ил, Як, в наше время — это МС-21 и SSJ-NEW (Superjet NEW).  Как работает дозвуковая аэродинамическая труба, журналистам показали на примере купола парашюта.
    Новости Большой Азии-846-08.jpg


    Александр Чевагин, начальник отделения аэродинамики силовых установок ФАУ «ЦАГИ»:


    «Вот вентиляторы, которые вы видите, и вентиляторы создают такой вот поток, один вентилятор, второй вентилятор, дальше 2 потока соединяются, а потом под давлением вентилятора всё-таки успокоенный поток выдавливается, и вы его видите сужение этого сопла и обеспечивает ускорение до нужной скорости».

    Новости Большой Азии-846-10.jpg
    От испытательной установки для самолётов – к тренировочным пилотажным стендам. Здесь асы отрабатывают сложнейшие режимы пилотирования. В том числе – всевозможные ситуации, с которыми может столкнуться боевой самолёт в воздухе. Здесь проходят подготовку и лётчики-испытатели перед выполнением сложных режимов полёта. А на этом пилотажном стенде ведётся обучение лётного состава. Экипаж отрабатывает функции и алгоритмы системы управления авиалайнером.
    Новости Большой Азии-846-11.jpg

    Сергей Баженов, начальник отделения динамики полёта и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:


    «Это отработка законов управления этих самолётов, выбор параметров рычагов управления, управления штурвалом, для того чтобы лётчику обеспечить наилучшие пилотажные характеристики».
    А это вертикальная аэродинамическая труба Т-105. Диаметр её сопла – 4,5 метра, а скорость воздушного потока может достигать 40 метров в секунду. Впервые трубу запустили в 1941 году, и изначально она предназначалась для штопорных исследований.
    Новости Большой Азии-846-14.jpg

    Руслан Миргазов, начальник научно-исследовательского центра комплексных исследований и разработок винтокрылых летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:


    «В дальнейшем потом в 1947 году уже началось не только исследование штопора, но и вертолётной тематики, а также исследовались и другие объекты – это дирижабли, спускаемые аппараты, то есть всё, что вертикально может падать».  
    С помощью вертикальной аэродинамической трубы Т-105 были решены многие задачи, которые возникали при разработке летательных аппаратов, в том числе винтокрылых. Спектр её возможностей огромен. Учёные ЦАГИ говорят, что именно благодаря испытаниям в Т-105 стало возможным исполнение фигуры высшего пилотажа «кобра» Пугачёва. Работать с такой установкой стремятся учёные не только России, но и других стран.
    Новости Большой Азии-846-15.jpg

    Руслан Миргазов, начальник научно-исследовательского центра комплексных исследований и разработок летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:


    «Очень плотно мы работаем с КНР, особенно по самолётной и вертолётной тематике, их очень интересуют наши исследования, даже в Китае была построена такая же труба один в один».
    В ЦАГИ, Центральном аэрогидродинамическом институте, уже более века исследуют всё, что поднимается в небо и выше: от дирижаблей до космических аппаратов. На основе полученных данных составляют рекомендации для развития российской авиации. По словам генерального директора ЦАГИ Кирилла Сыпало, в ближайшие годы отечественная авиационная промышленность увеличит производство новых лайнеров, которые смогут заменить флот европейских и американских гражданских самолётов в России. Также усилится сотрудничество в области аэрогидродинамики со странами Азии.
    Новости Большой Азии-846-22.jpg

    Кирилл Сыпало, генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН:


    «Мы всегда сотрудничали со странами Азии, это Индия, прежде всего, и Малайзия. Достаточно много было интересных работ, в том числе и с корейскими партнёрами. Сейчас мы активно работаем с нашими партнёрами из Таджикистана и Узбекистана».
    В апреле учёные из ЦАГИ получили грант на научную работу совместно с коллегами из Индии. Активное сотрудничество в области гражданских исследований ведётся и с китайскими коллегами. 
    Новости Большой Азии-846-24.jpg

    Сергей Чернышёв, научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице–президент РАН:


    «Мы всегда работали с КНР, с учёными у нас даже есть свой совместный центр «The Chinese Aeronautical Establishment», который включает в себя порядка десятка институтов. Первые лица наши всегда дружат, очень дружеские связи. Совместные конференции, мы раз в год в Китае, раз в год здесь. Вот в этот раз на МАКСе будет конференция, у нас такие дружеские отношения. Очень приятно, что китайские товарищи за это время очень подросли, тут работа на равных, взаимную помощь и пользу получаем». 

    Новости Большой Азии-846-23.jpg
    В 2022-м в российском авиастроении был взят курс на импортозамещение и технологический суверенитет. Так, в мае этого года начнутся испытания новой версии пассажирского лайнера SSJ-NEW (Superjet NEW), созданной полностью из отечественных комплектующих, включая двигатель, шасси, крепёж, остекление, композиты. В ЦАГИ отметили, что начальный ресурс лайнера оценивается в 10 000 полётных циклов. В будущем к работе планируют привлечь и китайских коллег.
    Новости Большой Азии-846-26-1.jpg

    Станислав Дубинский, начальник отделения ресурса конструкций летательных аппаратов центра прочности летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ»:


    «Каждый элемент, который нагружает, жёлтого цвета цилиндр – это компьютер очень сложный, он требует компонентной базы серьёзной, электроники и комплектующих, мы здесь полностью под санкциями, пока мы нашли выход, но, конечно, это всё будет разворачиваться в сторону лидеров мировых, в первую очередь Китая».
    За 105 лет существования ЦАГИ стал одним из самых авторитетных в мире научных центров. Там работают ведущие учёные страны, которые неоднократно избирались в состав Российской академии наук. Именно в РАН первыми узнают о планах и приоритетах развития института. И как сказал научный руководитель ЦАГИ Сергей Чернышёв, сейчас главное для института — не просто сохранить репутацию, но и двигаться дальше в решении тех задач, которые ставит страна.
    Новости Большой Азии-846-31.jpg

13:45 Вкус путешествий. Индия. Джайпур 12+
13:50 Вкус путешествий. Индия. Старый Дели 12+
14:00 Новости 12+
14:07 «Репортаж из рая». Документальный фильм 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония