Умные светофоры, электробусы и каршеринг. Всё о транспорте в программе «Москва – лучший город земли»
23.07.2020 "Большая Азия" 1В пятом выпуске ведущий программы Майк Гибсон, журналист из Великобритании, расскажет о том, как устроена транспортная система Москвы.
Смотрите в программе:
- Как общественный транспорт помогает московской экологии
Почему москвичи для поездок по городу предпочитают каршеринг?
Скоростная платная трасса М-11 из Москвы в Санкт-Петербург
Смотрите на телеканале «Большая Азия» программу «Москва – лучший город земли». Премьерный показ – по четвергам в 19-30 (время московское), повторы – по пятницам в 13-10 и субботам в 15-30 (время московское).
4 года назад в России запустили федеральную программу “Чистое небо”. В Москве, троллейбусные провода и телекоммуникации, которые проходили “по воздуху”, начали переносить под землю — в специальные коллекторы.
В конце 2019 года в столице России количество троллейбусов сократилось на две трети. Провода убрали почти на всех улицах в центре города. На смену “рогатому” троллейбусу пришел совершенно новый для Москвы вид общественного транспорта — электробус.
У экологичного и тихого электробуса вместо дизельного двигателя – аккумуляторная батарея. Заряжают его на таких компактных станциях. Водителю нужно подъехать на свободное «заправочное» место и нажать кнопку, к станции зарядки электробус подключается самостоятельно. 10 минут и можно отправляться в рейс. Полученной энергии хватает как раз, чтобы доехать до конечной остановки – это примерно 30-40 минут.
Водители такого транспорта говорят, что он удобнее в управлении и мобильнее. К тому же, электробус оснащен бортовым компьютером – там можно проверить все камеры видеонаблюдения (в салоне и снаружи их 15 штук), карту города, чтобы оценить ситуацию на дороге, остановки маршрута и точное расписание.
Двери электробуса широкие, сам он низкий – сделано это для того, чтобы маломобильным пассажирам на колясках и пассажирам с детьми было удобнее заходить. Салон большой и вместительный, с климат-контролем, с информационными табло. И в нем даже можно зарядить свой гаджет.
За два года электробусы проехали по дорогам российской столицы более 15 миллионов километров и перевезли почти 40 миллионов пассажиров. Сейчас в Москве 400 таких транспортных средств. К 2021 году Правительство города планирует перестать закупать и автобусы — обновлять городской парк будут только за счет нового экологически чистого электробуса.
Сегодня каршеринг – это уже неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры столицы России. Более 31 тысячи автомобилей с поминутной арендой ездят по улицам Москвы. Каждый день совершаются десятки тысяч поездок. За сутки все машины московского каршеринга проезжают более миллиона километров. Почти каждый десятый житель Москвы хотя бы раз брал машину в краткосрочную аренду. Это около миллиона человек. Объяснений такой популярности этого сервиса несколько. Это удобно, это дешево, но прежде всего это развитие шеринг-экономики. То есть отказ людей от покупки чего либо, в пользу временного использования.
Москва – столица мирового каршеринга. По количеству автомобилей с поминутной арендой она оставила позади Токио и даже Пекин, население которого почти в 2 раза больше, чем в Москве. Там число машин каршеринга не превышает 20 тысяч.
«В начале запуска этого проекта мы достаточно пессимистично представляли себе количество машин, которое будет эксплуатироваться в Москве, — рассказал Сергей Черёмин, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей. — Думали, что это будет 5-6 тысяч машин, а сегодня их уже более 30 тысяч. То есть, транспорт стал популярен и позволяет улучшить экологическую обстановку в городе, снизить использование личного транспорта и, кстати, привлечь иностранные инвестиции. Основные операторы, которые сегодня действуют в этой области – это иностранные операторы».
Изначально одной из главных целей создания этого сервиса в Москве были: разгрузка городских улиц от припаркованных автомобилей и уменьшение количества пробок на дорогах. Как это сделать? Пересадить людей с личных машин на «общественные».
Правительство Москвы активно поддерживает развитие каршеринга. Уже в этом году на улицах города появятся еще около 5 тысяч «общественных» автомобилей.
Центр организации дорожного движения был создан правительством Москвы для того, чтобы сделать движение в городе комфортнее и безопаснее. Управляют всеми дорогами города здесь, в Главном ситуационном центре. Именно сюда поступает информация с тысяч цифровых устройств по всему городу: светофоров, радиолокационных детекторов, камер видеонаблюдения и трекеров общественного.
В левом верхнем углу экрана специальный монитор, который показывает загруженность дорог. В зависимости от количества машин, меняется цвет табло, также отдельно показана длина пробок на главных магистралях города. Вся эта информация, а также видео с камер наблюдения, отображаются на мониторах сотрудников Ситуационного центра.
Специалисты ЦОДД знают все о движении в городе: информация поступает с 2,5 тысяч камер телеобзора и почти 4000 дорожных датчиков.
Каждый перекресток Москвы виден с нескольких точек. Если специалист заметил, что произошло ДТП или, к примеру, в одном направлении дороги машин больше, на своем компьютере он может скорректировать работу светофора и перераспределить потоки так, чтобы не образовалась пробка.
Ситуационный центр ЦОДД также получает информацию о происшествиях на дорогах от службы 112, по которой принимаются звонки об авариях, а также от Министерства по чрезвычайным ситуациям. По всей Москве расположены экраны, на которых Центр оперативно информирует водителей об изменении ситуации на дорогах. Их в городе около двухсот. Также, утром и вечером, когда улицы особенно загружены, каждые полчаса центр передает сообщения по радио.
За 10 лет работы Центра на дорогах города количество аварий с пострадавшими сократилось более чем на 20%. В 2019 году Москва покинула пятерку городов мира с самыми большими пробками в рейтинге навигационного сервиса TomTom.
Сегодня в Москве зарегистрировано 7 миллионов автомобилей. Несмотря на все еще высокую загруженность дорог, перемещаться по городу с каждым годом становится все проще и быстрее.
Дорожная карта российской столицы – это сотни километров дорог, связывающих крупнейший мегаполис России с другими городами. Например, москвичи и, конечно, иностранные туристы часто путешествуют из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Первый асфальт на главной дороге России появился в двадцатом веке. Трасса много раз меняла своё название. Сейчас на современных картах она называется М-10. Но эта дорога, которая много лет связывает два государственных и культурных центра России, уже давно перестала справляться с автомобильным потоком. Поэтому в 2011 году было принято решение – построить новую безопасную и скоростную трассу – М-11.
Трасса М-11 проходит по территориям Центрального и Северо-западного округов России, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям, в обход городов и деревень. Дорогу прокладывали через леса, карьеры и болота. На некоторых участках приходилось осушать почву и укреплять её дренажными системами, чтобы отвести воду. В результате получилось шестьсот шестьдесят девять километров высокотехнологичной дороги с трёхслойным покрытием.
Это первая платная автомобильная дорога в России, построенная с нуля, и первый крупный инвестиционный проект в дорожной отрасли. М-11 построена за счет бюджетных средств и средств частных инвесторов. Одним из крупнейших зарубежных партнёров стала французская строительная компания Vinci. Её сеть охватывает более трёх с половиной тысяч километров дорог по всему миру.
Сейчас мы находимся практически в самом начале пути — на двадцать первом километре новой трассы. И перед нами первый пункт взимания платы за проезд.
Стоимость проезда зависит от времени суток и категории транспортного средства. Устанавливая в своём в автомобиле транспондер, водитель по-сути покупает проездной и экономит на дороге около двадцати процентов от суммы, которую пришлось бы заплатить, не имея такого гаджета.
Весь путь между двумя российскими столицами в будний день для легковых автомобилей при оплате наличными или банковской картой составит одну тысяча восемьсот тридцать российских рублей. При наличии транспондера – одну тысяча триста пятьдесят рублей. А, например, чтобы добраться быстро и с комфортом из Москвы до Международного аэропорта «Шереметьево» придётся заплатить около четырехсот российских рублей.
Поскольку новая автомагистраль строилась практически с нуля, вместе с дорогой проектировалась и необходимая инфраструктура. Например, через каждые двадцать километров на трассе построены площадки для отдыха.
Такую большую площадь этой зоны дорожные службы объясняют тем, что в будущем здесь появится заправка для автомобилей. А наш бак ещё полон, и мы готовы ехать дальше.
В режиме реального времени двадцать четыре часа в сутки специалисты центра следят за ситуацией на дороге при помощи камер видеонаблюдения. Они установлены здесь на каждом километре. Изображение выводится на специальные мониторы.
На участке от пятнадцатого до пятьдесят восьмого километра работает около двадцати таких бригад аварийных комиссаров. Если на трассе что-то произошло, уже через 10 минут бригада будет на месте происшествия. Вызвать спасателей можно по номеру 2011. Такая услуга для всех водителей бесплатна.
Новую платную дорогу полностью открыли всего полгода назад. Сейчас эту магистраль выбирают в основном те, для кого скорость и безопасность важнее экономии. За сутки по участку с 15-го по 58-й километр проезжает более пятидесяти тысяч автомобилей.
Впрочем, при всех достоинствах новой федеральной дороги «Нева» есть ещё над чем поработать. По части строительства платных трасс Москва, да и в целом дорожная сеть России, только в начале пути. Суммарная протяжённость автомобильных дорог в стране составляет более миллиона километров. Из них только 0,3 % – скоростные трассы. Например, в США, Китае или Франции их больше 2%. Чтобы выйти на такой показатель, необходимо проложить ещё четырнадцать тысяч километров скоростных автомагистралей.
Руководитель программы – Алевтин Сухолуцкий.
Программа создаётся при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей г.Москвы.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.