Тележурнал «Москва – лучший город Земли» рассказывает о Московском Цирке Юрия Никулина

29.03.2022 Телеканал "Большая Азия" 1
Кадры из программы "Москва - лучший город земли"

Смотрите в программе «Москва — лучший город земли»:

  • Как тренируются акробаты и канатоходцы
  • Смертельный номер: ведущий нашей программы в клетке с белыми тиграми!
  • И самое яркое цирковое представление столицы России!

Ближайшие эфиры:

30.03.2022, время эфира: 19:05
31.03.2022, время эфира: 11:05
01.04.2022, время эфира: 12:30
02.04.2022, время эфира: 06:30
03.04.2022, время эфира: 14:35


Российское цирковое искусство считается одним из лучших в мире. Об этом можно судить по тому, что буквально в каждом известном цирке на обоих полушариях обязательно будут присутствовать русские акробаты, жонглеры или наездники. Каждый год русские артисты завоевывают главные призы различных международных цирковых фестивалей, проводимых во Франции, Германии и Италии. Сегодня в России одна из наиболее сильных трупп собрана в старейшем цирке Москвы – цирке Никулина на Цветном Бульваре.

Москва-01-2022-87.jpg

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


В фойе пока пусто, потому что мы пришли в начале рабочего дня. У нас есть возможность попасть на тренировочный манеж, в гримерные и за кулисы, чтобы посмотреть, как работают артисты цирка. Может быть, и я смогу придумать свой собственный номер.

Москва-01-2022-86.jpg

Рабочая неделя в цирке на Цветном бульваре поделена пополам. Первая половина – репетиции. Как правило, они проходят со вторника по четверг. В пятницу и выходные дни идут спектакли. Иногда в цирке может проходить до 3 представлений в день.

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


Секрет идеального циркового номера – постоянные тренировки. Несколько трупп цирка тренируют свои номера ежедневно. Всё для того, чтобы на выступлении всё было идеально. Сейчас мы с вами увидим, как тренируются воздушные гимнасты.

Москва-01-2022-80.jpg

Этот номер называется «Перекрестный воздушный полет». Пожалуй, технически он самый сложный во всём представлении. Для него нужно специально подготовить зал: натянуть защитную сетку, закрепить тросы, трапеции и страховку. Во время антракта гимнасты самостоятельно успевают это сделать всего за 5 минут.

Москва-01-2022-77.jpg

СТАНИСЛАВ БОГДАНОВ, руководитель номера «Перекрестный воздушный полет»:


Сейчас мы сделали для новой программы в цирке Никулина новую версию нашего номера — это перекрестный воздушный полет. Это давно забытый вариант из Советского союза. Нам нужно рассчитать время, чтобы попасть в руки. Ловитор, который ловит, должен знать, рассчитать время. То есть мы должны совпасть. Это работа в команде.

Москва-01-2022-74.jpg

Без страховки подниматься даже на защитную сетку – запрещено. Воздушные гимнасты летают под самым куполом цирка – на высоте около 20 метров. Труппа Станислава Богданова выступает не только в Москве. Со своей программой они объездили почти весь мир.

Пока воздушные гимнасты разбирают основной манеж для подготовки следующих артистов, мы заглянули в репетиционный. Там отрабатывает трюки всемирно известная канатоходка Элиза Хачатрян. Обычно она выполняет элементы исключительно в балетных пуантах, проходя в них по тросу, натянутому на высоте 13 метров.

Москва-01-2022-68.jpg

ЭЛИЗА ХАЧАТРЯН, канатоходец:

— Очень важно внутреннее душевное спокойствие, эмоциональное спокойствие. Выспаться хорошо. И быть готовым. Потому что если внутри ты будешь неспокоен, то это очень сказывается на балансе. Поэтому важно быть уравновешенным, спокойным внутри. 

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


— Интересно. И какие у вас трюки на канате? 


ЭЛИЗА ХАЧАТРЯН, канатоходец:

— Изначально, когда я готовила свой соло номер, я пришла к выводу, что хочу, чтобы была только пуантная работа. Ее в мире никто не делает от и до на пуантах.

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


— Интересно. Я видел у вас такой необычный реквизит, который вы используете.


ЭЛИЗА ХАЧАТРЯН, канатоходец:

— Да, это веер. Он помогает мне ловить равновесие. Делается он из материала, который не пропускает воздух. То есть сопротивление воздуху идет, и ты ловишь хорошо баланс. 

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):

— Можно я попробую?

ЭЛИЗА ХАЧАТРЯН, канатоходец:

— Конечно, давайте! 

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):

— То есть первое задание — это просто подниматься?  

ЭЛИЗА ХАЧАТРЯН, канатоходец:

— Теперь смотрите туда вперед, под ноги не смотрите!

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):

— Ок, под ноги не смотреть…

ЭЛИЗА ХАЧАТРЯН, канатоходец:

— Ножки вот так ставите: раз, два. Раз, два, со скольжением.

Москва-01-2022-66.jpg

Секрет успешного хождения по канату – в правильном балансе. Цирковые артисты рассказали нам, что нужно обязательно смотреть вперед и верно делать каждый шаг: ногу перед собой ставить ровно, начиная с носка, и как бы скользить по канату вперед.

В программе цирка Никулина есть еще один сольный номер другой воздушной гимнастки — Вероники Тесленко. В отличие от своих коллег, она всегда выступает без страховки. Сейчас на счету Вероники несколько призов международных фестивалей и работа в знаменитом канадском цирке Дю Солей.

Москва-01-2022-62.jpg

ВЕРОНИКА ТЕСЛЕНКО, воздушная гимнастка:


Я гимнастка на ремнях. Как правило, в этом жанре работают мужчины, демонстрируя свою силу невероятную, делая невероятные висы в кресте, замотки на ремнях. Я всего этого не делаю, так как я девушка, и предпочитаю приносить в мир красоту, а не силу. Поэтому моя работа немного по-другому построена — в основном какие-то красивые полеты и обрывные элементы — когда я из какого-то положения обрываюсь и повисаю на одной ноге, на одном носке.

Москва-01-2022-60.jpg

Момент выхода в манеж — самое волнительное, самое долгожданное — это то, ради чего мы столько времени репетируем. Отдаем силы, здоровье, время, всю свою любовь.

По традиции, которая появилась еще в прошлом веке, цирковое искусство в России передается из поколения в поколение. Сейчас в Цирке Никулина работают несколько цирковых династий. Например, муж Вероники Александр – жонглёр во втором поколении. Во время выступления супруги он отвечает за техническую составляющую номера – следит за тросами и высотой. И также в свою очередь участвует в представлении в других номерах вместе с семьями своих братьев и сестёр.

Москва-01-2022-56.jpg

ВИКТОР ТЕСЛЕНКО, жонглёр из династии жонглёров Тесленко:

— Мы жонглируем тремя реквизитами — это кольца, булавы и обручи. Участвует нас восемь человек в номере. Это три брата и сестра, наши супруги и наши старшие дети.

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):

— Скажите пожалуйста по поводу техники. Как я знаю, есть четный и нечетный.

ВИКТОР ТЕСЛЕНКО, жонглёр из династии жонглёров Тесленко:

— Сейчас наглядно покажу. Вот три предмета — они летят крест-накрест. Руки на месте. Если мы переходим, хотим достигнуть цели в 4 мячика, то мы кидаем два предмета в одной руке и два в другой. И потом мы совмещаем и уже идет четыре предмета.

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):

— Можно попробовать сейчас?

ВИКТОР ТЕСЛЕНКО, жонглёр из династии жонглёров Тесленко:

— Да, конечно. Давай с обручей начнем. Но мы будем кидать в перекидку. Правая рука значит подкидывает мне, а левой ты перебираешь 

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):

— Сразу пять!

ВИКТОР ТЕСЛЕНКО, жонглёр из династии жонглёров Тесленко:

— На полшага назад, это чтобы темп у нас был. Мы вместе и раз-два. Отлично у тебя получается!

Москва-01-2022-55.jpg

Репетиции для циркового артиста – основа успешного и безопасного выполнения всех трюков во время выступления. У каждого артиста есть всего один час на главном манеже, чтобы досконально отрепетировать свой номер. Особенно это важно для групповых номеров, где задействованы сразу несколько участников.

Москва-01-2022-54.jpg

Когда акробат готов выполнить трюк, он подает другим участникам номера сигнал. Это может быть хлопок или понятная для циркачей во всем мире команда «ап».

В шоу, которые идут сейчас на манеже цирка Никулина на Цветном бульваре задействованы несколько трупп с разными акробатическими номерами.  При этом в таких номерах выступают не только выпускники цирковых училищ, но и профессиональные спортсмены.

Москва-01-2022-50.jpg

ВЛАДИМИР ЕФИМОВ, руководитель номера «Групповые акробаты на дорожке с мини-трампами»:


Акробатика — это, скажем так, начальный вид циркового искусства. От акробатики идут и воздушные гимнасты, спортивные гимнасты. Это начало начал. У нас номер состоит из двух частей. У нас есть надувная дорожка. Это как надувной матрас, на котором мы прыгаем. И вторая часть — это двойной мини-трап, на котором мы прыгаем.

Москва-01-2022-51.jpg

В нашем номере люди из разных видов спорта. Девочка у нас — спортивная гимнастка. Белобрысый парень Паша Куркин — он у нас вообще прыгун в воду, кто-то у нас акробаты — чисто по дорожке прыгают. Вот Паша Куркин!

На московском цирковом манеже часто выступают и животные. Одни из самых послушных и лучше других поддающихся дрессировке — главные друзья человека собаки. По словам артистов цирка, главная задача дрессировщика – научиться понимать собачий язык: реакции, взгляды, эмоции и в целом поведение животного.

Москва-01-2022-49.jpg

Обучая собаку, дрессировщики используют так называемый «метод подкрепления». Очень важно постоянно поощрять животное. Ведь главный закон дрессуры гласит: действие, которое не награждается, не повторяется. В среднем, чтобы обучить собаку базовым командам и трюкам, нужно около полугода. По словам дрессировщиков, самые опытные собаки в цирке Никулина различают более 300 человеческих слов.

Москва-01-2022-48.jpg

Другие «традиционные» участники представления в цирке на Цветном бульваре – лошади. Как и всех животных, их приводят в цирк в совсем юном возрасте, чтобы звери могли привыкнуть к новой обстановке: яркому свету, громкой музыке, людям. Дальше начинается обучение базовым действиям: поднять ногу, поклониться, бежать или стоять. Естественно, все это обязательно поощряется угощением: кусочками свежей морковки.

Москва-01-2022-44.jpg

ЕЛЕНА ПАВЛОВИЧ, дрессировщица:


Какие-то команды остались от французского языка, какие-то — из немецкого языка, из старых учебников. В основном обрусевшие команды, что там говорить. «Сидеть», «стоять», «бояться» — всё такое.

Москва-01-2022-43.jpg

Каждая тренировка у лошадей начинается с разминки. Здесь всё как у людей: 10 минут пробежки — и мышцы готовы к работе. При этом каждая лошадь знает своё место в строю и занимает именно его, не важно, в какой последовательности их выпускают на манеж.

ЕЛЕНА ПАВЛОВИЧ, дрессировщица:


Каждый дрессировщик придумывает себе какую-то фишку для взаимодействия со своими животными, и так повелось, что лошади стали различать свист. Когда играет музыка, звук голоса не так слышен, его заглушают какие-то другие звуки. А свист слышат. Например, если мне надо их остановить, я определенным свистом подаю определенную команду. Они, значит, оттормаживаются и на меня смотрят: «Что мы делаем дальше? Мы так быстро бежали, что делаем дальше?». Ну, есть еще язык жестов, который они очень хорошо принимают.

Москва-01-2022-42.jpg

Во время выступления с основной программой лошади с наездницей танцуют балет. Еще один номер, который Елена отрабатывает на тренировке, называется «свобода». Здесь лошади бегают по кругу и выполняют «незаметные» для зрителя команды дрессировщика.

ЕЛЕНА ПАВЛОВИЧ, дрессировщица:


Я им говорю, что надо делать, они сами танцуют. А Дуся ещё постоянно улыбается, причём всем.  Да, Дусь? Ну ты очень красивая!

Москва-01-2022-39.jpg

Один из самых эффектных номеров в цирке Никулина – выступление хищников. Как только на манеже появляется защитная сетка, многие зрители начинают бояться еще до появления тигров или львов.

Сегодня наша съемочная группа попробует справиться со своим страхом и встретиться с белыми тиграми цирка на Цветном бульваре буквально лицом к лицу.

Москва-01-2022-40.jpg

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


Какие основные правила работы с хищником?

Москва-01-2022-37.jpg

СЕРГЕЙ НЕСТЕРОВ, дрессировщик:


Много правил. Не надо быть героем прежде всего. Надо быть спокойным, уравновешенным и мониторить ситуацию. Все: любое ухо, глаза, звук, движение хищника — ты должен мониторить и смотреть, как он себя ведёт.

Тигров, как и других цирковых животных, с детства приучают к громкой музыке и свету софитов.  Все это становится для них обычной обстановкой и не влияет на поведение. Также с первых месяцев жизни хищников приучают к человеку, а тренер зарабатывает у них авторитет. Он здесь альфа-самец, и все должны беспрекословно ему подчиняться.

Москва-01-2022-36.jpg

У каждого тигра свой характер, и относиться к ним тренер должен по-разному. Кого-то можно подергать за ухо или усы, даже обнять, а кому-то это не нравится. При этом, по словам дрессировщиков, в общении с хищниками никогда нельзя терять бдительность. Доверие не должно быть слепым, как в отношениях с тиграми, так и с людьми, считает Сергей.

Москва-01-2022-41.jpg

СЕРГЕЙ НЕСТЕРОВ, дрессировщик:


Какой бы адреналин у вас не был, если вы не будете здесь бегать, и кричать, что ой все, тогда они не будут вами интересоваться типа «о, новая игрушка». Они сытые, спокойные. Для них вы будете больше игрушкой, чем добычей. Они не добывают мясо, они не знают, как это делается. Я тут однажды посадил курицу, он не знал, что с ней делать. Он сидел в одном углу, она сидела в другом углу, и никто никого не съел. 

Тигр весит примерно 200 килограммов. Содержание этих больших кошек обходится цирку на Цветном бульваре в 8-10 тысяч долларов США в месяц.

Москва-01-2022-34.jpg

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


Мы снова на главном манеже. Кстати, выглядит она так же, как 140 лет назад. При реставрации постарались не менять его внешний вид, даже колонны остались на своих местах.

У Московского цирка Никулина на Цветном бульваре европейские корни. Основал его итальянец, потомственный цирковой артист Альберт Саламонский, а построил австрийский архитектор Август Вебер в 1880 году. Однако за более чем 100 лет здание обветшало и уже не могло вместить необходимое для современных представлений оборудование. В 1985 году в старом здании цирка прошло последнее представление.

Москва-01-2022-33.jpg

Во время реконструкции в несколько раз был увеличен размер дополнительных помещений, был построен репетиционный манеж, обновлено фойе, высота купола выросла до 25 метров. При этом удалось сохранить исторический фасад и даже некоторую мебель. Спустя 4 года цирк снова заработал по тому же адресу.

Москва-01-2022-32.jpg

Знаменитый советский артист Юрий Никулин посвятил цирку около 50 лет жизни. Здесь он работал ассистентом у знаменитого советского клоуна Карандаша, затем много лет выступал на манеже с другим клоуном — Михаилом Шуйдиным. Это была одна из самых известных клоунских пар советского цирка. Многие их номера — до сих пор в программе.

Москва-01-2022-29.jpg

В 1982 году Юрий Никулин стал директором своего родного цирка и его художественным руководителем. Спустя 14 лет здание по адресу Цветной Бульвар 13 стали называть цирком Никулина.

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


Да, в день представления здесь очень много людей. Похоже, сегодня аншлаг.

Москва-01-2022-27.jpg

Говорят, что в цирк ходят 3 раза: в детстве с родителями, затем со своими детьми, и потом с внуками. Последнее время эта статистика меняется, и цирк становится все популярнее среди молодежи. Хотя семьи с детьми все еще составляют большинство в зале.

Москва-01-2022-85.jpg

АНАСТАСИЯ И ВЕРОНИКА, зрительницы Московского цирка Никулина на Цветном Бульваре:


Я была в цирке очень давно, еще до рождения Ники. А Ника сегодня идет в первый раз в большой цирк. Вероника очень хочет увидеть тигров. Всю дорогу твердила о том, что хочет на них посмотреть. И на клоунов! 


ВЕРОНИКА: «Я думаю, что там будут выступать очень круто!..».

Москва-01-2022-01.jpg

Сегодня на манеже цирка идет «Почти серьезно» — это шоу, посвященное 100-летию Юрия Никулина. В течение всего представления зрители знакомятся с разными этапами жизни великого артиста. Начинается представление с воспоминания о первом походе в цирк с дедушкой. Тогда Юрию Никулину было всего 5 лет.

Москва-01-2022-17.jpg

ЕВГЕНИЙ ШЕВЦОВ, главный режиссер Московского цирка Никулина на Цветном бульваре:


У нас начало программы — большой цирковой блок под названием «Цирк моего детства». Там, где все утрировано, все большое, все гипертрофированное, потому что он писал, что «мне тогда казалось, что деревья были большими и слонов было 10, а может 15. При том я на самом деле понимал, что их было всего два или, может быть, один слон». 
Потом он писал про войну и свои военные года. У нас есть номер, посвященный этой теме. Потом, когда он хотел стать артистом, но его нигде не принимали в актерские институты, говорили, что не годится, и однажды он прочитал объявление в газете о том, что идет набор в студию клоунады при московском ордена Ленина цирке на Цветном бульваре. И так в моей жизни появился этот адрес — Цветной бульвар 13. У нас есть номер, посвященный этому — Цветной бульвар 13.

Москва-01-2022-11.jpg

Один из самых любимых цирковых жанров у зрителей — выступление клоунов.  Задача этих артистов во время представления — не только смешить людей и дарить им хорошее настроение, но и “склеивать” все части программы в единое целое. Именно они отвлекают на себя внимание зрителей, пока манеж готовят к новому выступлению. Также клоуны “раскачивают” на эмоции зал в самом начале программы.

Москва-01-2022-25.jpg

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


— Насколько сложно привлекать внимание зрителей в зале?


СЕРГЕЙ КОЛГАНОВ, клоун:


— Я так думаю: если ты любишь свою профессию, то как бы и не сложно привлечь внимание, не сложно взять и расположить их к себе.


Все наши внутренние в репризе гэги, какие-то шутки — это заготовленная импровизация. Но каждый раз зритель по-разному реагирует на мою просьбу хлопать, поэтому каждый раз все как по-новому. Но в любом случае я внутри опираюсь на свою схему, которая у меня есть. 


МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


— Клоун это только для детей?

СЕРГЕЙ КОЛГАНОВ, клоун:


— Вы смеялись?


МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


— Очень!


СЕРГЕЙ КОЛГАНОВ, клоун:


— Вы ответили на вопрос. Конечно же, все шутки, все какие-то смешные наши гэги мы апробируем на детях. Если дети смеются, то взрослые точно будут смеяться.

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


— Похож ваш образ на реальную жизнь? 


СЕРГЕЙ КОЛГАНОВ, клоун:


— Наверное, да. Потому что, когда мы учились в цирковом училище, наш педагог — он нас не переделывал.То есть он исходил из наших внутренних характеров. И если я в жизни веселый, шабутной, резкий, то Олег — он всегда такой медленный, всегда степенный.


Получается, какие мы в жизни, такие мы и на манеже. Но на манеже мы немного больше утрированные. Немного больше весёлые, немного больше серьёзные.

Москва-01-2022-09.jpg

По традиции цирковое выступление сопровождает живая музыка. Собственный оркестр цирка внимательно следит за происходящим на сцене и быстро реагирует на каждое событие в зале: от хлопков зрителей во время выступления клоунов до реакции тигров на команды дрессировщика, у которого в руках лишь белая палочка, как у дирижера.

В самом конце программы со зрителями прощается цифровой образ Юрия Никулина.

Москва-01-2022-24.jpg

МАЙК ГИБСОН, журналист (Великобритания):


Сегодня мы с вами побывали в одном из самых удивительных мест Москвы — легендарном цирке Никулина на Цветном бульваре, где своими глазами увидели, что яркое цирковое шоу – это постоянный ежедневный тяжелый труд. И всё ради того, чтобы зрителям было весело и интересно. Поэтому приходите в цирк и наслаждайтесь! Вы смотрели программу «Москва – лучший город Земли». С Вами был
Майк Гибсон. Увидимся в следующем выпуске.

Москва-01-2022-02.jpg

Руководитель программы – Алевтин Сухолуцкий.

ПРОГРАММА СОЗДАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония