Тележурнал «Москва – лучший город земли» посвящён московскому джазу

28.06.2022 Телеканал "Большая Азия" 1
Кадры из программы "Москва - лучший город земли"

В Москве живут и работают великие русские джазовые музыканты, настоящие легенды, находятся лучшие джазовые клубы и концертные площадки. Сегодня мы расскажем о джазе и о том, как его ценят в столице России.  

Смотрите в программе «Москва – лучший город земли»

  • Секреты московского джаза Сергей Жилина

  • Вечер в лучшем джазовом клубе мира

  • Импровизация двух легенд русского джаза

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):


Наша первая точка на джазовой карте Москвы — студия «Фонограф» на Мосфильмовской улице. Здесь работает, репетирует, записывается и учит играть джаз знаменитый пианист, дирижер, композитор и педагог Сергей Жилин. И сегодня он расскажет и покажет нам, как устроен джаз. Пойдёмте скорее! 

Москва-джаз-02.jpg

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:
Привет! Это очень красивое место. Это культурный центр ГлавУпДК при МИД России. Здесь проводится очень много значимых и серьёзных мероприятий самого высокого уровня. И мы проводим вечера нашего Джаз клуба «Фонограф». Пойдём! 

Москва-джаз-03.jpg

СПРАВОЧНО:

Сергей Сергеевич Жилин. Родился 23 октября 1966 года в Москве. Один из самых знаменитых джазовых музыкантов России.
Учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Свой первый музыкальный коллектив собрал в 1982 году. В настоящее время выступает как пианист сольно, а также как руководитель в составе десяти музыкальных коллективов, объединенных под общим названием «Фонограф». На сегодняшний день в дискографии Сергея Жилина 18 альбомов: студийные работы и концертные записи. Сергей Жилин вместе со своими коллективами участвует в самых рейтинговых музыкальных телевизионных шоу России. В 2005 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста России, а в 2017 – Народного артиста с формулировкой «за большие заслуги в области культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность».

Москва-джаз-05.jpg

Почти 40 лет назад пианист Сергей Жилин объединил группу единомышленников и создал джаз-бэнд, который позже стал называться «Фонограф». Со временем коллектив разросся, и сейчас под именем «Фонограф» объединены несколько музыкальных коллективов: «Фонограф-Джаз-Трио», «Фонограф-Джаз-Квартет», «Фонограф-Симфо-Джаз»и многие другие. Руководит всеми этими составами по-прежнему Сергей Жилин.

Москва-джаз-07.jpg

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

Здесь небольшой кабинет. «Рояльная» называется.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Ваш путь в джаз — как это началось?

Москва-джаз-09.jpg

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

Желание заняться джазом и попасть туда возникла, наверное, классе в 5-6, когда я учился в центральной музыкальной школе. В период обучения мне нравились композиторы-романтики. То есть та музыка, в которой была спрятана и содержалась, на мой взгляд, очень мощная энергетическая эмоциональная составляющая. Такие замечательные композиторы как
Шопен, Лист, Рахманинов, Чайковский, безусловно, Григ — это всё мне очень нравилось. 

Москва-джаз-11.jpg

И вот эту эмоциональную составляющую я обнаружил для себя в джазе тогда, когда я впервые услышал на пластинке концерт Луи Армстронга в Варшаве. Потом мне попалась пластинка ленинградского Диксиленда, а потом я услышал Раймонда Паулса на концерте в Театре Эстрады.  Я сидел, открыв рот и понял, что мне только туда и всё, это — то, что мне нужно. 

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Красивый Steinway, он просто как Rolls Roys. Есть история интересная?

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

Этот рояль 14-го года прошлого века. Это очень взрослый рояль, но он обладает таким очень глубоким звучанием, и он мне понравился. 

Москва-джаз-12.jpg

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Вы сказали, что начинали с классики — Шопен, Лист. Это важно для музыканта, что они начинают с такой классики, а потом, после этого переходят на джаз?

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

 Я считаю, что это обязательно, это просто необходимо, потому что это основа пианистического исполнительства. И я считаю, что настоящий музыкант, который хотел бы быть более-менее значимым и для себя, и для окружающих, и для слушателей, он должен изучать это всё. 

Москва-джаз-14.jpg

В студии «Фонограф» также работает одноименная творческая студия эстрадно-джазового искусства, где опытные педагоги обучают детей и подростков вокалу.

— Петь готов? 

— Посмотрим! 


— Но сначала посмотришь, как дети поют, ученики. А потом сам попробуешь!


— Ок. Хорошо!

Сейчас один из учеников студии «Фонограф» готовится к выступлению в большой концертной программе «Фэнтези», где ему выделено целых три вокальных номера. 

Москва-джаз-19.jpg

МАТВЕЙ УЛЬЕВ, УЧЕНИК ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ФОНОГРАФ» (13 ЛЕТ):

Почему хочу петь? Для меня это как мечта с самого детства. Я с 4 лет пою на сцене, занимаюсь с педагогом. Хочу стать просто артистом, который очень хорошо поёт.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Говорят, что научиться петь может каждый. Это правда? 

Москва-джаз-20.jpg

ИРИНА БРАТИС, ПЕДАГОГ ПО ВОКАЛУ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ФОНОГРАФ», СОЛИСТКА ОРКЕСТРА «ФОНОГРАФ-СИМФО-ДЖАЗ»:

Это правда, но до определённого уровня. И на сколько ещё у человека хватит силы воли и желания. 

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Ок. хорошо. Посмотрим. 

Москва-джаз-23.jpg

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

Молодец! 

ИРИНА БРАТИС, ПЕДАГОГ ПО ВОКАЛУ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ФОНОГРАФ», СОЛИСТКА ОРКЕСТРА «ФОНОГРАФ-СИМФО-ДЖАЗ»:

У вас очень хорошие данные и что самое важное в пении зарубежной музыки – это акцент. Он сразу позиционно отправляет звук туда, куда надо. Нам, русскоговорящим, немножко сложнее с этим справляться. 

Москва-джаз-26.jpg

По словам педагогов студии эстрадно-джазового искусства «Фонограф», в профессии вокалиста главное – ежедневные усердные репетиции для поддержания формы и развития исполнительского искусства. Поэтому наш ведущий решил, что все-таки продолжит свою карьеру на телевидении, а пением будет заниматься в качестве хобби.

ИРИНА БРАТИС, ПЕДАГОГ ПО ВОКАЛУ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ФОНОГРАФ», СОЛИСТКА ОРКЕСТРА «ФОНОГРАФ-СИМФО-ДЖАЗ»:

Одно дело разобрать на уроке какие-то моменты, найти нужный звук. Но если это получилось на уроке, это не значит, что получится второй и третий раз. Для этого нужно заниматься дома и этот звук впевать. Это подключается мышечная работа. Мышцы должны запомнить этот звук и тело. 

Москва-джаз-27.jpg

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Есть какое-то определенное количество часов?

ИРИНА БРАТИС, ПЕДАГОГ ПО ВОКАЛУ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ФОНОГРАФ», СОЛИСТКА ОРКЕСТРА «ФОНОГРАФ-СИМФО-ДЖАЗ»:

Можно часами заниматься, но в итоге ничего не получится. Потому что ты не в процессе, ты не понимаешь, что делаешь. А можешь 15 минут позаниматься и: «О, я словил!». И мозг делает работу за тебя в процессе отдыха. Когда ты славливаешь правильные ощущения и правильный звук. И через какие-то время можно повторять по 15 минут и это устаканится в голове и отложится. 

Москва-джаз-28.jpg

В студии «Фонограф» обучают не только вокалу, но и сольфеджио, а также игре на музыкальных инструментах: барабанах, клавишных, духовых и смычковых. В общем, здесь настоящая школа для будущих джазменов на любую позицию в оркестре. Перед каждым концертом обычно проходит финальная репетиции — так называемый прогон, когда музыканты играют программу от начала до конца. Начинается такой прогон за несколько часов до выступления. 

Москва-джаз-33.jpg

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Здесь столько интересных, нестандартных инструментов! Допустим, тамбурин — и вот красивый звук, такой чистый!.. А мой самый любимый – это гром!

Эти инструменты называются перкуссионными. Они нужны для того, чтобы подчеркнуть ритмику произведения и разнообразить звучание композиции.

Москва-джаз-35.jpg

АЛЕКСАНДР КОВАЛЬ, ЗВУКОРЕЖИССЁР СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ «ФОНОГРАФ»:

Обычно для перкуссии всё стандартно. Это называется «бокс-коробочки». Сейчас мы продемонстрируем как это может звучать. 
В принципе, перкуссионный инструмент в джазе – это создание некой атмосферы. Особенно, когда речь идет о каких-то сольных фрагментах и нужно подчеркнуть те или иные моменты.Так же есть вот такая штучка — называется цымбалис. 

Москва-джаз-36.jpg

Александр пригласил нашу съемочную группу в “техническое сердце» студии «Фонограф» – аппаратную. Именно сюда поступает звук из репетиционной, музыкальных классов и даже со сцены.

АЛЕКСАНДР КОВАЛЬ, ЗВУКОРЕЖИССЁР СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ «ФОНОГРАФ»:

Всё приходит в эту патч-панель. Я могу подключиться в любую комнату, могу записать звук, инструмент, музыканта — всё, что угодно. 
Сейчас идет настройка звука в концертном зале. И я здесь в аппаратной проверяю, чтобы у меня все микрофоны приходили на запись, чтобы всё записывалось.

Москва-джаз-39.jpg

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

А это зал Джаз-клуба. Здесь идут концерты. 

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

А вы чувствуете…

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

…настроение зала? Безусловно. От этого много зависит. 

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Какая разница между джазом в концертных залах и джазом в клубах и барах, которые работают поздно ночью? 

Москва-джаз-40.jpg

СЕРГЕЙ ЖИЛИН, ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ:

В принципе, основная разница в том, что всё-таки в концертных залах нужно исполнять концертный репертуар. Должна более продуманная программа, в которой, наверное, процент импровизации как таковой чуть меньше, чем в клубе. Ты приходишь для того, чтобы общаться с музыкантами. Ты можешь там делать всё, что хочешь. Просто садишься и разговариваешь на языке музыки. Все наши программы в концертном варианте продуманы от начала до конца. Я стараюсь делать их небольшими музыкальными спектаклями, чтобы публике было интересно и слушать, и видеть. 

Москва-джаз-41.jpg

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Очень скоро начнётся концерт. Гости собираются, артисты готовятся! 

НАТАЛЬЯ ЧЕРНОВА:

Джаз для меня – это определенная перчинка в музыке, хороший двигатель настроения в жизни. 

Москва-джаз-42.jpg

ЕЛЕНА РОМАНОВА, МИХАИЛ КОВАЛЁВ:

Что касается Жилина, я слушала его импровизации на тему Чайковского, и мне очень понравилось. Мне показалось это интересно, достаточно нестандартно, здорово. 

Москва-джаз-43.jpg

БАТАЛ ХАЛВАШ:

В Москве всегда ценилась не просто хорошая музыка, а музыка хорошего качества. Здесь очень хорошие слушатели. Они безусловно знают толк в музыке. 

Москва-джаз-44.jpg

Сейчас зрители услышат посвящение знаменитому Оскару Питерсону — одну из лучших концертных программ «Фонографа». Её исполняли и на родине великого пианиста в Канаде, где публика и критики высоко оценили исполнительское мастерство коллектива.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Это было фантастически! Я полон эмоций и любви к джазу!

Москва-джаз-49.jpg

В Москве наступает ночь. Концертные залы закрываются. Но джазовые музыканты не ложатся спать. Они перемещаются в многочисленные московские музыкальные клубы, где продолжат свои выступления. 

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

В одно из таких мест мы сегодня с вами и приехали.  Это знаменитый клуб Алексея Козлова — лучшая джазовая площадка не только Москвы, но и всего мира!

Москва-джаз-55.jpg

Именно этот место по итогам 2019 года признали лучшим клубом мира любители и исполнители джаза из разных стран. Голосование проходило на самом авторитетном джазовом портале All about jazz. Для зарубежных артистов, гастролирующих в Москве, Клуб Козлова – обязательное место для посещения. Здесь они дают концерты и мастер-классы, а также участвуют в знаменитых импровизационных выступлениях, которыми славится клуб — так называемых джем-сейшнах.

Москва-джаз-62.jpg

ЕЛЕНА МОИСЕЕНКО, ДИРЕКТОР ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРОЕКТАМ КЛУБА АЛЕКСЕЯ КОЗЛОВА:

Люди, работающие в джазовой индустрии мира, конечно, знают о Клубе Козлова. У нас очень широкий формат импровизационной музыки, которую может представить Клуб. У нас всегда, как правило, солд-ауты на концертах и артисты знают, что они всегда будут иметь полные залы. У нас классный звук. 

Москва-джаз-61.jpg

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Этот клуб просто огромный! Тут три этажа и три отдельных зала для выступлений. И еще один зал — в другом здании. Каждый день, без выходных, на всех сценах здесь играют джаз. Удивительно!

На каждой из четырёх площадок клуба собирается своя публика, и звучит своя, особая музыка.

Москва-джаз-65.jpg

ВИКТОРИЯ ЛИХТИНА, PR-ДИРЕКТОР КЛУБА АЛЕКСЕЯ КОЗЛОВА:

Потребность открытия четвертой сцены возникла, когда мы поняли, что не можем предоставить возможность выйти на сцену всем желающим коллективам, потому что у нас расписано всё на два года вперед. Мы очень довольны — туда пошла совершенно другая публика, наши музыканты стали делать совершенно новые проекты. Сейчас, например, на всех наших четырёх сценах проходит Московский джазовый фестиваль.

Москва-джаз-69.jpg

Ежедневно в клубе Алексея Козлова проходит минимум по 8 концертов. Клуб открывает свои двери днём и работает до утра. После основной программы на сценах клуба начинается джем-сейшн – музыкальная импровизация, в которой может принять участие любой посетитель клуба, умеющий играть на инструментах.

Наша съемочная группа оказалась в клубе в пятницу. В этот день тут обычно выступает основатель клуба, легенда советского и русского джаза, знаменитый саксофонист Алексей Козлов. Традиционно перед началом он знакомит аудиторию с программой вечера.

Москва-джаз-72.jpg

АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, САКСОФОНИСТ, КОМПОЗИТОР, ОСНОВАТЕЛЬ КЛУБА:

Мы начнем сегодня первое отделение композицией, которую когда-то исполнял квинтет братьев Эддерли. Джулиан «Кэннонболл» Эддерли – альт саксофонист – был мой любимый саксофонист. Итак, пьеса, которая называется «Insigth straight». 

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Ваш клуб стал один из самых лучших, нет, самым лучшим в мир! Как это удалось?

Москва-джаз-79.jpg


АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ, 
САКСОФОНИСТ, КОМПОЗИТОР, ОСНОВАТЕЛЬ КЛУБА:

Мы ничего не делали! Мы просто играли и всё, и вдруг неожиданно оказалось, что мы лучшие в мире. Но мы для этого не делали ничего. Мы просто старались качественно играть. Атмосфера создана. Я вспоминаю, как был в Нью-Йорке, в Германии ходил по джаз-клубам. Я такого не видел, чтобы каждый инструмент был озвучен, такого нет. 

Здесь — джаз, рок, фьюжн. Таких клубов вообще нет. Либо играют рок, либо джаз. А вот чтобы играли и джаз, и рок, и фьюжн и world music — здесь есть все, и это как раз моя заслуга. я составил так программу, чтобы включены были все стили.  

Москва-джаз-80.jpg

Каждый день в Клубе Алексея Козлова можно услышать до 12-ти музыкальных жанров, в которых работают музыканты. Но сегодня здесь особый вечер. То, что сейчас будет происходить на сцене, случается крайне редко даже по меркам этого знаменитого на весь мир клуба. Сергей Жилин и Алексей Козлов сыграют для искушенной московской публики знаменитый джазовый стандарт Джона Грина «Тело и душа».

Москва-джаз-81.jpg

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):

Два великих музыканта, две легенды русского джаза вместе на одной сцене играют, импровизируют и наслаждаются музыкой! И вместе с ними наслаждаемся и мы с вами! Тут не нужны слова, просто послушайте эту музыку! С вами был Майк Гибсон. До встречи в следующем выпуске! 

Москва-джаз-83.jpg

Руководитель программы – Алевтин Сухолуцкий

ПРОГРАММА СОЗДАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

13:15 «Охота на лис». Телесериал 16+
14:00 Новости 12+
14:10 Вкусы Синьцзяна 2 серия 16+
15:00 Китайская панорама 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония