С Арменией в сердце: Музей Востока покажет выставку московского художника-абстракциониста
06.10.2020 Пресс-служба музея Востока 1На выставке будет экспонировано около 40 произведений живописи и графики, созданных за период, охватывающий 15 лет — с середины 1980-х до начала 2000-х гг. В самом названии выставки — «От фигуратива к абстракции» отражены этапы творческого пути художника.
Рубен родился в Москве в 1963 году в армянской семье. Учился в Ереванском художественном училище, на отделении скульптурной резьбы по дереву. Продолжил образование в живописной мастерской Иосифа Гурвича, «московского сезанниста», которую посещал на протяжении нескольких лет в Москве. Художник неоднократно приезжал в Ереван и после учебы. С 90-х гг. он часто бывает в Австрии — Вене, Граце, Зальцбурге, а также федеральной земле Каринтии, «страны гор и озер» (города Клагенфурт, Филлах и Мария-верт). Где бы он ни жил, он никогда не терял ощущения внутренней связи с Арменией. С 1984 года активно участвует в выставочной деятельности. На сегодняшний день состоялось 18 персональных выставок художника и более 100 групповых.
Рубен Апресян последовательно прошел через увлечение фовизмом, экспрессионизмом, беспредметным искусством. В его ранних работах — пейзажах, портретах, композициях с фигурами чувствуется созвучие как с армянской живописью, так и с европейской ХХ века — Сарьяном, Аветисяном, Матиссом, Явленским, Кандинским. Повлияли на него и средневековые миниатюры, фрески и храмы Армении, витражи европейских соборов, а также армянское традиционное декоративно-прикладное искусство. Творчески переосмыслив художественное наследие, Рубен Апресян создал свой мир, в котором выразительность живописной вещи определяется не ее сюжетом (и не столько сюжетом), но пластикой — цветом, ритмом, композицией, фактурой.
Рубен Апресян — талантливый колорист с присущим художнику даром «чувства цвета». Его произведения обладают качеством музыкальности. Ритмичные повторы близких по тону цветовых пятен, с вкраплениями контрастных, энергичные мазки кисти сродни музыке. Палитра живописца насыщенная, даже в лаконичных, с доминированием одного «главного» цвета произведениях, ощутимы емкость и колористическое богатство.
В первой половине 1990-х гг. в произведениях Рубена Апресяна начинают появляться абстрактные мотивы, он работает на тонкой грани фигуратива и беспредметного искусства. Как ищущий, думающий автор, Рубен не придерживается однажды раз и навсегда найденного удачного стилевого приема, но развивается, следуя своей внутренней логике, повинуясь художнической интуиции. Он экспериментирует с цветом, линией, фактурой. Изображения предметов в его живописных полотнах все больше приближаются по форме к простым геометрическим фигурам, обладающим универсальной, магической символикой — квадрату, треугольнику — или составлены из них.
Постепенно Рубен Апресян переходит от полуабстракции, когда еще сохраняются некоторые изобразительные мотивы, зачастую воспринимающиеся как некий знак, к «чистой» абстракции. Живописец как бы освобождает цвет от предметной оболочки. Треугольники, ромбы, овалы, квадраты располагаются на холстах подобно геометризированным узорам на традиционных армянских паласах — карпетах. Они представляют собой своего рода символическую картину мироздания с единством макро и микрокосма. Здесь нет рациональности математического расчета. Это скорее, лирическая, эмоциональная абстракция. Путь от фигуративной к беспредметной живописи не был простым, декларативно-прямолинейным. Он занял несколько лет. За этот период времени у художника еще бывали возвраты к фигуративу, но уже на каком-то ином, новом этапе. Но в каждом произведении художника виден почерк автора. Его полотна, как всегда, отличает энергичный экспрессивный ритм линий, пятен, рельефных штрихов-мазков кисти.
Рубен Апресян интересно работает и в графике. Заниматься графикой он начал лет на 10 позже, чем живописью, но этому виду искусства он отводит особую роль в своем творчестве. Графические листы у него имеют не вспомогательный характер, а вполне самодостаточны. Это абстрактные произведения. Художник уделяет внимание ритму, фактуре, движению в композиции.
В своем творчестве художник продолжает и развивает традиции русского авангарда и европейского модернизма.
«Абстрактная форма наиболее подходит для ассоциативно-импровизационного выражения чувств и переживаний, поиска духовной гармонии. По существу, она всеобъемлюща и универсальна» — утверждает Рубен Апресян.
Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.