Вторая жизнь Транссиба
21.09.2018 Олег Мироненко 1Транссибирская магистраль была и останется одним из наиболее выразительных символов прошлого века. И одним из самых зримых: двухколейное полотно длиной в 9288 км видно даже с орбиты (после Великой китайской стены это второй рукотворный наземный объект, различимый из околоземного пространства), а поезда на пути из Москвы во Владивосток минуют восемь часовых поясов!
«Спасибо» за Транссиб следует сказать Александру III и графу Витте. Необходимость связать запад Российской империи с Сибирью и Дальним востоком была очевидна с давних пор, но если бы не решимость императора, повелевшего 17 мая 1891 года «ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги», если бы не гений министра путей сообщения, неизвестно еще, проложили бы ее вообще, и если да, то когда.
В тяжелейших условия железнодорожная трасса росла ударными темпами — она строилась даже быстрее БАМа. Фото: iknigi.net
В реальности же между символической закладкой Великим князем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, первого камня во Владивостоке и установлением регулярного сообщения по всей трассе в июле 1903 году прошло чуть меньше 12 лет. А непрерывный рельсовый путь появился годом с небольшим позже, после начала рабочего движения по уникальной в инженерном отношении Кругобайкальской железной дороге. Линия в обход Маньчжурии, Амурская железная дорога, была закончена к 1916 году (до того на самом восточном участке пути поезда шли по концессионной Китайской восточной железной дороге). Вообще же темпы строительства магистрали поражают даже сейчас: в тяжелейших сибирских условиях трасса росла со скоростью 642 версты (680 км) в год – не в пример лучше оснащенные строители БАМа так и не смогли достичь подобных показателей.
Не обошлось и без скандалов: вскоре после завершения основного строительства выяснилось, что подрядчики изрядно «сэкономили» на толщине рельс и шпал, а также на прочности мостов. Некоторые участки пришлось спешно модернизировать – вместо планировавшихся 360 млн. рублей на Транссиб было израсходовано более 1 млрд.
Транссиб обошелся царской казне в «копеечку» — вместо запланированных 360 млн. рублей потратили 1 млрд. Фото: news.ru
Транссибирская магистраль вполне может побить свой собственный рекорд протяженности, если будет реализован проект «Транссиб-Корея», разработанный в свое время российским МПС. Появился он еще лет двадцать назад, но сегодня все же может быть осуществлен в той или иной вариации. По тому же проекту планировалось связать в единую сеть железные дороги Южной и Северной Кореи и российского Приморья. Реализация проекта позволила бы провести непрерывную железнодорожную трассу от Сеула до Бреста, длина которой превысит 11 тыс. км. Причем новых путей предстоит проложить всего 14 км – гораздо более сложной и дорогостоящей задачей представляется обновление старых веток, строительство и реконструкция мостов, тоннелей и станций.
В настоящее время идет процесс потепления отношений между двумя Кореями — Северной и Южной. Так, лидеры КНДР и Республики Корея Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин на межкорейском саммите в Пхеньяне, который состоялся в сентябре 2018 года, договорились о том, что страны начнут осуществлять совместные работы по соединению транспортных артерий двух государств.
Транссибирская магистраль вдоль замерзшей рики Юрюзань на границе Челябинской области и Республики Башкортостан. Фото: yandex.ru
Корейцы планируют начать соединение железных и автомобильных дорог уже в этом году. Южная Корея заявила о необходимости объединения железных дорог Корейского полуострова с российским Транссибом, поскольку отношения Сеула и Пхеньяна в этом году заметно улучшились и риски, связанные с этим проектом, снизились. Если этот план все-таки реализуется, то появится возможность доехать на поезде из Сеула до Москвы или Санкт-Петербурга, что, в свою очередь, даст новый импульс для развития российско-корейских деловых отношений — корейские компании смогут более эффективно выходить на российский рынок, а предприятия из России на корейский. В любом случае экономические отношения стран улучшатся, поскольку бизнес увидит все преимущества подобного сотрудничества.
Лидеры КНДР и Республики Корея Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин. Фото: rbc.ru
Также можно вспомнить, что в августе этого года российский президент Владимир Путин дал поручение включить в инфраструктурный план расширение БАМа и Транссиба, а затем в СМИ появилась информация, что Россия к этому проекту может подключить и Японию, компании которой планируется привлечь к эксплуатации Транссиба.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.