Вторая жизнь Транссиба

21.09.2018 Олег Мироненко 1
Транссибирская магистраль вполне может побить свой собственный рекорд протяженности, если будет реализован проект «Транссиб-Корея». Фото: Александр Фоменко/interpolit.ru

Транссибирская магистраль была и останется одним из наиболее выразительных  символов прошлого века. И одним из самых зримых: двухколейное полотно длиной в 9288 км видно даже с орбиты (после Великой китайской стены это второй рукотворный наземный объект, различимый из околоземного пространства), а поезда на пути из Москвы во Владивосток минуют восемь часовых поясов!

«Спасибо» за Транссиб следует сказать Александру III и графу Витте. Необходимость связать запад Российской империи с Сибирью и Дальним востоком была очевидна с давних пор, но если бы не решимость императора, повелевшего 17 мая 1891 года «ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги», если бы не гений министра путей сообщения, неизвестно еще, проложили бы ее вообще, и если да, то когда.

Транссиб
В тяжелейших условия железнодорожная трасса росла ударными темпами — она строилась даже быстрее БАМа. Фото: iknigi.net

В реальности же между символической закладкой Великим князем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, первого камня во Владивостоке и установлением регулярного сообщения по всей трассе в июле 1903 году прошло чуть меньше 12 лет. А непрерывный рельсовый путь появился годом с небольшим позже, после начала рабочего движения по уникальной в инженерном отношении Кругобайкальской железной дороге. Линия в обход Маньчжурии, Амурская железная дорога, была закончена к 1916 году (до того на самом восточном участке пути поезда шли по концессионной Китайской восточной железной дороге). Вообще же темпы строительства магистрали поражают даже сейчас: в тяжелейших сибирских условиях трасса росла со скоростью 642 версты (680 км) в год – не в пример лучше оснащенные строители БАМа так и не смогли достичь подобных показателей.

Не обошлось и без скандалов: вскоре после завершения основного строительства выяснилось, что подрядчики изрядно «сэкономили» на толщине рельс и шпал, а также на прочности мостов. Некоторые участки пришлось спешно модернизировать – вместо планировавшихся 360 млн. рублей на Транссиб было израсходовано более 1 млрд.

Транссиб
Транссиб обошелся царской казне в «копеечку» — вместо запланированных 360 млн. рублей потратили 1 млрд. Фото: news.ru

Транссибирская магистраль вполне может побить свой собственный рекорд протяженности, если будет реализован проект «Транссиб-Корея», разработанный в свое время российским МПС. Появился он еще лет двадцать назад, но сегодня все же может быть осуществлен в той или иной вариации. По тому же проекту планировалось связать в единую сеть железные дороги Южной и Северной Кореи и российского Приморья. Реализация проекта позволила бы провести непрерывную железнодорожную трассу от Сеула до Бреста, длина которой превысит 11 тыс. км. Причем новых путей предстоит проложить всего 14 км – гораздо более сложной и дорогостоящей задачей представляется обновление старых веток, строительство и реконструкция мостов, тоннелей и станций.

В настоящее время идет процесс потепления отношений между двумя Кореями — Северной и Южной. Так, лидеры КНДР и Республики Корея Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин на межкорейском саммите в Пхеньяне, который состоялся в сентябре 2018 года, договорились о том, что страны начнут осуществлять совместные работы по соединению транспортных артерий двух государств. 

Транссиб
 Транссибирская магистраль вдоль замерзшей рики Юрюзань на границе Челябинской области и Республики Башкортостан. Фото: yandex.ru

Корейцы планируют начать соединение железных и автомобильных дорог уже в этом году. Южная Корея заявила о необходимости объединения железных дорог Корейского полуострова с российским Транссибом, поскольку отношения Сеула и Пхеньяна в этом году заметно улучшились и риски, связанные с этим проектом, снизились. Если этот план все-таки реализуется, то появится возможность доехать на поезде из Сеула до Москвы или Санкт-Петербурга, что, в свою очередь, даст новый импульс для развития российско-корейских деловых отношений — корейские компании смогут более эффективно выходить на российский рынок, а предприятия из России на корейский. В любом случае экономические отношения стран улучшатся, поскольку бизнес увидит все преимущества подобного сотрудничества.

Президенты КНДР и Южной Кореи
Лидеры КНДР и Республики Корея Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин. Фото: rbc.ru

Также можно вспомнить, что в августе этого года российский президент Владимир Путин дал поручение включить в инфраструктурный план расширение БАМа и Транссиба, а затем в СМИ появилась информация, что Россия к этому проекту может подключить и Японию, компании которой планируется привлечь к эксплуатации Транссиба.

Предыдущая публикация
Следующая публикация
9:10 Островные истории. Маджули 12+
10:00 Китайская панорама 12+
10:15 Документальный цикл «Иван Грозный». Фильм 1. «Помазанник» 12+
11:00 Новости 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония